Комплекс методик, используемых для переструктурирования нарушенных функций мозга детей в практике учителя-логопеда ДОУ.
материал по логопедии

Пахомова Елена Георгиевна

Использование упражнений нейрокоррекции  в работе учителя-логопеда ДОУ способствует улучшению когнитивных способностей, эмоционального и поведенческого состояния обучающихся , что, в результате, помогает более эффективно скорректировать речевые проблемы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс методик, используемых для переструктурирования нарушенных функций мозга детей в практике учителя-логопеда ДОУ.

Работа учителя-логопеда становится все труднее с каждым годом из-за увеличения количества детей с различными органическими нарушениями головного мозга. Причин возникновения таких нарушений множество: это и ухудшение экологии, и осложнение социальной обстановки в обществе и все более слабое здоровье родителей.

Еще двадцать лет назад, например, дети с тяжелыми нарушениями речи были редкостью в дошкольном учреждении, а теперь большое количество детей с таким диагнозом уже никого не удивляет .

Нарушения речи обусловлены поражением определенных областей головного мозга, ведущих к недостаткам развития высших психических функций. Такие дети нуждаются специализированной помощи, в том числе и на логопедических занятиях.

Комплекс специальных методик, которые направлены на создание компенсирующих средств для переструктурирования нарушенных функций мозга, разработан в нейропсихологии. Коррекцию нарушенных психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение нужно использовать для работы с детьми с ТНР. Это поможет согласовать работу левого и правого полушарий, и наиболее эффективно корректировать недостатки двигательной, интеллектуальной, речевой, поведенческих сфер.

Для активизации речевой активности учитель-логопед в дополнение к основной коррекционной программе может использовать методы нейрокоррекции.

Для достижения лучшего результата включаются упражнения:

-дыхательные,

-глазодвигательные,

-упражнения-растяжки,

-развития мелкой моторики,

- активизации межполушарного взаимодействия,

- развитие высших психических функций и др.

Для активизации познавательных процессов детей нейропсихологические упражнения лучше использовать в начале занятий, по времени- 5-10 минут. Это позволит сконцентрировать внимание ребенка на предстоящей задаче.

В своей работе я с детьми с тяжелыми нарушениями речи я использую -упражнения на выработку правильной воздушной струи (по А.Н. Стрельниковой) «Ветер», «Шарик», «Футбол», «Свеча» и др.;

-глазодвигательные упражнения : однонаправленные и разнонаправленные движения глаз,

-позволяющие развивать межполушарное взаимодействие (рисунки двумя руками, выполнение различных действий обеими руками одновременно, игры с мячом;

- растяжки и релаксацию;

-кинезиологические упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Колечко», «Стол и стульчик» и др.

-упражнения, направленные на стимуляцию биологических точек, расположенных на пальцах рук: игры с колючими шариками, Су-Джок;

- игры с мячом, направленные на развитие фонематического слуха и общей моторики : «Стукни раз, а может два – на слога дели слова», « Поймай мяч если назову слово с определенным звуком»;

- упражнения на развитие мелкой моторики: «Нарисуй на манке», «Мозаика» и др.

Таким образом, использование несложных упражнений помогает активизировать работу коры головного мозга детей, улучшить межполушарное взаимодействие. Дети учатся преодолевать неадаптивные особенности своего развития. Постоянное использование упражнений нейрокоррекции способствует улучшению когнитивных способностей, эмоционального и поведенческого состояния, что, в результате, помогает более эффективно скорректировать речевые проблемы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Методы оптимизации психосоматического состояния ребенка с ОВЗ, используемые в практике учителя-логопеда.

Методы оптимизации психосоматического состояния ребенка с ОВЗ, используемые в практике учитетеля-логопеда....

статья "Автоматизация звуков у детей с нарушениями речи с помощью дидактического пособия «Чудо-улей: из практики учителя-логопеда ДОУ"

Процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи очень длительный, поэтому для «оживления» занятий, логопеды стараются сделать дидактические пособия красочными, удобными в ...

Использование балансировочной доски Бильгоу в практике учителя-логопеда ДОО группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, как средство здоровьесбережения дошкольников

В статье представлено описание работы с балансировочной доской Бильгоу с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. План работы с родителями учителя-логопеда на учебный год.

Что нужно знать родителям о правах ребенка с ОВЗ, ребенка дошкольника. Кто такие дети с ОВЗ? Что такое ТНР? Зачем нужны занятия логопеда. План работы с родителями на учебный год....