статья "Автоматизация звуков у детей с нарушениями речи с помощью дидактического пособия «Чудо-улей: из практики учителя-логопеда ДОУ"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи очень длительный, поэтому для «оживления» занятий, логопеды стараются сделать дидактические пособия красочными, удобными в использовании. В статье идет речь об играх и упражнениях для закрепления произношения, совершенствования грамматического строя речи. Статья может быть полезна для логопедов, воспитателей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 697.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звуков у детей с нарушениями речи с помощью дидактического пособия «Чудо-улей: из практики учителя-логопеда ДОУ
Аннотация
Процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи очень длительный, поэтому для «оживления» занятий, логопеды стараются сделать дидактические пособия красочными, удобными в использовании. В статье идет речь об играх и упражнениях для закрепления произношения, совершенствования грамматического строя речи. Статья может быть полезна для логопедов, воспитателей, родителей.
Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, пособие, игры, звук.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция. К завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. [1]
В условиях работы логопедического пункта, индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Определяя содержание индивидуальных занятий, логопед стремится к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным. Занятие должно быть динамичным, а самое главное – на занятии дети должны много говорить. Как известно, процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи очень утомительный и длительный, поэтому дидактический материал должен быть красочным, удобным, доступным.
В нашем детском саду было разработано и апробировано дидактическое пособие «Чудо-улей» (фото 1), которое включает в себя девять дидактических игр по автоматизации звуков Ш, Ж, С, З, Ц, Ч, Щ, Р, Л. Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении, спряжении по падежам, произнесении слов с различной интонацией, чтении прямых и обратных слогов отрабатываемых звуков, в звуковом анализе слов, составлении предложений. Дидактическое пособие «Чудо-улей» позволяет решать поставленные задачи не только речевого развития, но и развития высших психических функций. При разработке были учтены принципы наглядности, системности, последовательности, занимательности и доступности.
Пособие представляет собой наборы картинок на звуки Ш, Ж, С, З, Ц, Ч, Щ, Л, Р, расположенных в отдельной коробке (фото 2), картинок заданий, расположенных в девяти кармашках (фото 3) и кармашек в виде сот (фото 4). Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях. Это пособие легко в изготовлении и эффективно в работе.
Правила игры:
В кармашки-соты ребенок расставляет картинки на отрабатываемый звук, выбирает игру из любого кармашка и располагает эту картинку в центре сот. Далее ребенок произносит названия картинок в зависимости от целей игры или выполняет задание.
Фото 1 Фото 2
Фото 3 Фото 4
Комплекс игр и упражнений.
1. Игра «Театр»
Цель: произнесение слов на отрабатываемый звук с разной интонацией (удивленно, радостно, сердито, грустно, обиженно).
Игровой материал:
- картинки с изображением разных эмоций.
- картинки на отрабатываемый звук.
2.Игра «Проспрягай» [3]
Цель: образование имен существительных в Им.п, В.п, Р.п., Д.п, Т.п, П.п
Игровой материал:
- картинки-схемы с обозначением всех падежей.
- картинки на отрабатываемый звук
3. Игра «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы слова.
Игровой материал:
- картинка с изображением пера.
- картинки на отрабатываемый звук.
4. Игра «Один-много» [2]
Цель: образование слов в Им.п мн.ч. и Р.п мн.ч.
Игровой материал:
- картинка с изображением шаров.
- картинки на отрабатываемый звук.
5. Игра «Посчитай» [2]
Цель: согласование количественных имен числительных с именами существительными.
Игровой материал:
- цифровой ряд: 1,2, 3, 4, 5, 6, 7.
- картинки на отрабатываемый звук.
6. Игра «Жадина» [2].
Цель: Согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои.
Игровой материал:
- картинка с изображением семьи.
- картинки на отрабатываемый звук.
7. Игра «Составь предложение»
Цель: учить составлять предложение по предметной картинке.
Составлять схему предложения.
Игровой материал:
- карточки с изображением схемы предложения
- картинки на отрабатываемый звук
8. Игра «Куда полетит пчелка»
Цель: Определение местонахождения звука в слове.
Упражнение в звуковом анализе слов.
Игровой материал:
-картонная полоска для выкладывания схемы; пчелка; синий, зеленый, красный кружочки
- картинки на отрабатываемый звук
9. Игра «Прочитай слоги»
Цель: учить соединять буквы в слоги.
Игровой материал:
- согласные и гласные буквы
Можно предложить детям дополнительные задания:
- Назвать картинки. Уточнить значение слов.
- Назвать картинки по памяти.
- «Клубок». Назвать картинки: по кругу, слева направо, справа налево.
- Назвать картинку, расположенную справа от, слева, под, над, перед, после.
- Придумать загадку о данном слове.
Таким образом, с помощью данного пособия, используемого на подгрупповых и индивидуальных занятиях, можно решать сразу несколько задач: автоматизировать звуки и одновременно упражняться в правильном изменении и образовании слов, согласовании слов в словосочетаниях и предложениях.
Литература:
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.-М.:ТЦСфера,2014.-96с.
2.Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки . Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. М.:ТЦ Сфера, 2015. 32 с.
3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременицкая М.И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...
Т.В.Бендикс. Игры-ходилки для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Практическое пособие.
Пособие содержит 11 игр по типу игры-ходилки. В ходе игры дети бросают кубик и перемещают фишку по игровому полю, называя последовательно картинки на автоматизируемый звук. В качестве фише...
Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)
В ходе использования данного пособия учитель - логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:- развивать артикуляционную моторику;- закреплять произнош...
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...
Презентация "Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений"
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационно...
«Использование дидактического пособия «Куб знаний» в работе учителя-логопеда при патриотическом воспитании детей»
задачи:- Совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложениях по родам, числам, падежам.- Различать однокоренные слова на слух, проводить звукобуквенный анализ слов, подбирать ...
Проект «Создание авторских игровых пособий для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи».
Долгосрочный проект «Создание авторских игровых пособий для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи"....