Конспект организованной образовательной деятельности "Звук [Ч]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Авторский конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в страшей группе компенсирующей направленности. Дано описание игр, упражнений, заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_zvuk_ch.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программные задачи: Формировать представление об акустико-артикуляционном образе звука Ч и его правильное произношение. Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль. Упражнять в произнесении звука Ч (изолированно, в словах, в предложении). Развивать фонематический слух. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Воспитывать уважительное отношение к отечественным детским писателям и их произведениям.
Оборудование игрушка «Паровоз»; сундучок; Реальные предметы и игрушки (часы, чеснок, очки, ключ, ручка и др.); «кубик настроения»; аудиозапись «Звук паровоза», «Паровоз» (Е. Железнова); музыкальный центр; шарики «Су-Джок» (на каждого ребенка); иллюстрации к произведениям К.И. Чуковского на каждого ребенка; картинки, изображающие «Песенку ветра» и «Насос»; кубики ( 9 штук) с изображением паровоза.
Организационный момент Игра «Кубик настроения». Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности. Описание игры. Педагог бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Далее дети по очереди бросают кубик, все остальные – показывают ту или иную эмоцию. После игры педагог предлагает детям пройти и занять место за столами.
Развитие мелкой моторики Массаж с помощью шариков «Су-Джок». Педагог показывает, как совершать массажные движения, дети повторяют. Речевой материал. Бежит ёжик, Не видно головы и ножек, Он бежит, бежит, бежит, И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Он по пальчикам бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит, По ладошечкам бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Артикуляционная гимнастика «Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы). «Лопатка» (приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу). «Чашечка» (приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки»). «Грибок» (широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам). «Красим верхние зубки» (улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком язычка; движения вверх-вниз и влево, вправо).
Развитие речевого дыхания Педагог предлагает детям вспомнить, какие песенки умеет петь язычок. «Песенка ветра» и «Насос». Педагог демонстрирует картинки, обозначающие эти песенки. Игра «Песенки язычка». Дети поют ту песенку, которую условно обозначает та или иная картинка (педагог постоянно меняет их, а дети на одном дыхании произносят звуки с-с-с или ш-ш-ш).
Знакомство со звукам Ч Педагог: сегодня мы познакомимся с еще одной песенкой. Для того, чтобы узнать, как называется эта песенка, нужно отгадать загадку. Ем я уголь, пью я воду, Как напьюсь – прибавлю ходу. Везу обоз на сто колес. И называюсь… ( паровоз)
«Песенка паровоза» Педагог демонстрирует игрушку «Паровоз». Послушайте, какие звуки он может издавать (включает аудиозапись).
Формирование правильного произношения звука Педагог: Мой язычок умеет петь песню «Паровоза», послушайте внимательно: Ч-Ч-Ч. Какой звук я произношу? Педагог объясняет артикуляционную позу звука, предлагает детям спеть эту песенку. Звук Ч — согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий.
Развитие фонематического слуха Игра «Ловишки» Воспитатель предлагает детям «ловить» звук Ч (хлопок в ладоши), когда они его услышат. Изолированно: м-п-з-с-т-ч-н-б-ж-ч-ф-в-ч и т.д. В слогах: па-на-ча-жа-фа-ча и т.д. В словах: пас-час-ёлка-чёлка-дуб-чуб-махать-чихать-меч-печь.
Игра «Прятки» Детям предлагается найти 9 кубиков, спрятанных в группе, и из них собрать картинку «Паровоз».
Музыкально-ритмическая игра «Паровоз» (автор Е. Железнова). Дети встают друг за друга и изображают вагоны, выполняя движения согласно тексту песни, затем возвращаются на места.
Развитие фонематического слуха (на материале произведений К.И. Чуковского) Педагог показывает детям иллюстрации к произведениям К.И. Чуковского и просит вспомнить их названия и автора (Тараканище, Путаница, Айболит, Федорино горе).
Игра «Мы не скажем, а покажем…» Педагог читает несколько строк из указанных произведений, а дети должны отгадать, из какого именно. Если догадались, они поднимают картинку, на которой изображено это произведение. Из отрывка произведения дети называют слова, в которых слышится звук Ч. Он рычит и кричит, И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую!» «Тараканище» Но увидев усача Ай-ай-ай, Звери дали стрекоча Ай-ай-ай!!! «Тараканище» Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять… «Федорино горе» Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! «Айболит» А лисички Взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли. «Путаница»
Игра «Сундучок» Дети по очереди вынимают из сундучка по одному предмету, называют его и говорят, есть или нет в названии этого предмета звук Ч. Слова для детей: «Сундучок, сундучок, приоткрой мне свой бочок…»
Итог занятия Педагог просит детей вспомнить, с каким звуком они познакомились на занятии. Предлагает припомнить, какой это звук? Уточняет, что интересного было на занятии? Спрашивает, в какие игры они хотели бы еще поиграть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа
В наше время актуальна проблема защиты прав детей. Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познание» образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы» Средняя группа
Конспект "Путешествие за названием группы" поможет достигнуть следующих целей: совершенствовать умение различать и находить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет ...
Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность»)
Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность») 1. Тема: ...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...