применение нейроигровых технологий в работе педагога
консультация по логопедии (старшая группа)
В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_neyroigrovyh_tehnologiy_v_rabote_pedagoga.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение нейроигровых технологий в работе педагога
В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.
Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигра. Нейригры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, ног, согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Нейроигры — это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Нейроигровые технологии направлены на развитие:
- разных видов восприятия
- внимания
- памяти
- формирование пространственных представлений
- умения прогнозировать результаты своих действий
- умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий
Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы работы с применением нейроигр:
- Принцип «от простого к сложному»
- Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов
- Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения — они используются параллельно с задачами обучения
Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:
- Педагог должен свободно владеть упражнениями
- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе
- Периодичность — ежедневно, без пропусков
- Время занятий – утро, день
- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах
- Продолжительность занятий от 10- 15 минут
- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут
- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам
- Внутри комплексов упражнения можно менять местами
- От детей требуется точное выполнение упражнений
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом
- Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:
- Кинезиологические упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Нейроигры с мячом
- Нейроигры с карточками
- Дыхательные упражнения
- Растяжки
- Функциональные упражнения
- Релаксационные упражнения
- Когнитивные упражнения
- Компьютерные игры
- Нейроигры с балансировочной доской
Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.
Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, ...
Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ. Под ...
Применение социоигровой технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста ДОУ. Семинарское занятие для педагогов ДОУ
Опыт работы, который педагог - психолог может использовать в работе с педагогами ДОУ знакомству и формированию у них профессиональных навыков использования социоигровой технологии в работе с дет...
Применение игровых технологий в работе педагога в образовательном учреждении
Презентация "Применение игровых технологий в работе педагога в образовательном учреждении"...
Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога
Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога.
Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Оно является индикатором физического здоровья. Физическое здоровье детей неразрывно связано с...
Применение нейроигровых технологий в работе воспитателя
В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координ...