Конспект занятия по речевой деятельности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевой деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Зима».
Цель: формирование умения составлять связный рассказ о зиме с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
1.Продолжить работу по совершенствованию грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам о зиме).
2.Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
3.Воспитывать сотрудничество, внимательность.
Предварительная работа.
1. Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.
2. Обучение работе по мнемотаблицам.
Оборудование:
- снежок; варежки (красные и синие); конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки); мнемотаблица; презентация (письмо от девочки Луизы)
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности. | Ребята, сегодня утром я получила по электронной почте необычное письмо. Оказалось, что это письмо для вас, а написала его маленькая девочка, которую зовут Луиза. Вот она (показать на экран). Послушайте, что она вам пишет… Воспитатель зачитывает письмо от Луизы: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Луиза. Я хочу познакомиться с ребятами из разных стран. Давайте с вами дружить! Я с родителями живу в Африке. У нас всегда тепло, а мама сказала, что у вас сейчас холодная зима. Я ещё никогда не видела русской зимы. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, что такое зима? Что вы знаете о ней? Жду с нетерпением вашего сообщения… Луиза. |
Простановка цели детьми | Вот такое письмо! Вы согласны помочь Луизе узнать про зиму? Ребята, что ответим девочке? |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности. | Проговаривание темы занятия. Проговаривание самооценивания. Ребята, вы сегодня будете себя самостоятельно оценивать. У вас на столах лежать варжки: синяя – означает, что вы хорошо справились с заданием; красная – означаете, что возникли трудности. Прежде чем мы начнем помогать Луизе, нам нужно подготовиться. Сделаем дыхательную гимнастику. «Снежинки». (вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза). Словарная работа. Речевое упражнение «Добавь словечко» - Давайте сначала поиграем с зимними словами. Встаньте в круг. Я буду бросать вам снежок, и называть слово, а вы ловите снежок и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «зимний, зимняя, зимнее»: Например: месяц - зимний месяц, погода - зимняя погода, настроение - зимнее настроение, дерево - зимнее дерево день - зимний день. Самооценивание. Д/и «Подбери слово» - Возьмите снежинку и передавайте её по кругу на каждое придуманное слово – действие. Снежинки что делают? - Падают, летят, таят; - Ребята, а какими словами можно описать зиму? Зима какая? (дети называют слова) (холодная, морозная, тёплая, снежная, суровая, поздняя, ранняя) Самооценивание. Пальчиковая игра «Снежок» Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком) Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх) Два – поймаем, (хлопнуть в ладоши) Три – уроним (ручки в стороны) И … сломаем! (хлопнуть ладошками по столу) Игра «Добавь словечко». Ребята, давайте поиграем в игру со словом зима. Пришла…..(зима); Мы ждали…..(зиму); Мы рады…..(зиме); Мы встречали….(зиму); Мы будем гулять….(зимой); Мы поём песни о …..(зиме). Самооценивание. Д/у «Подбери правильно картинку» Давайте вспомним, какие изменения происходят зимой: 1.В погоде: -Какая бывает погода? Как светит солнце? (на улице очень холодно, солнце греет мало, метут метели), найдите подходящую картинку и положите ее перед собой; 2. В растительном мире. -Что происходит с деревьями зимой? (Деревья стоят голые), деревья обозначим такой картинкой, положите картинку следующей, за картинкой с солнцем; 3.Что происходит с водоемами? (водоёмы покрыты толстым льдом), возьмите подходящую картинку, с конвертов. 4. В животном мире. -Какие птицы остаются зимовать? Чем они питаются зимой? -Что делают медведи и ежи, в это время года? -Какие изменения происходят с зайцами, лисами, волками? Зверей мы с вами обозначим вот такими картинками. 5.В мире людей. - Как одеваются люди зимой? (Люди одеваются в тёплую одежду). Одежду мы обозначим такой картинкой. Свои картинки положите рядом с животными. -Чем занимаются люди зимой? (зимой расчищают дорожки от снега, подкармливают птиц, зимой у людей очень много развлечений: они катаются на санках, лепят снеговиков, катаются с горки, на лыжах). -Какой праздник люди празднуют всей семьёй зимой? (Зимой люди празднуют «Новый год»). Самооценивание. Физминутка. Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа о зиме. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице. А теперь я вам предлагаю перемешать картинки и выложить их вот в такой последовательности: -в первую строчку положите те значки, которые относятся к погодным изменениям; - во вторую строчку те, что относятся к изменениям в растительном и животном мире; -а в третью и четвёртую строчку те значки, которые относятся к миру людей. У каждого из вас получился свой рассказ о зиме, по таблице. (1-2 ребенка рассказывают по своей схеме). Примерное составление рассказа про зиму. Наступила зима. Всё покрыто снегом. Солнце греет мало, на улице очень холодно, метут метели. Деревья стоят голые. Реки покрыты толстым льдом. Птицы: воробьи, свиристели, снегири, синицы питаются яблочками и ягодами рябины. Медведи, ежи-впали в зимнюю спячку. Зайцы сменили свою шубку и стали белые, чтобы быть незаметными на снегу и прятаться от хищников. У лис, волков, появился толстый подшёрсток, который их спасает от сильных морозов. Люди зимой одеваются в тёплую одежду. Зимой они расчищают дорожки от снега, подкармливают птиц. Зимой у людей очень много развлечений: они катаются на санках, лепят снеговиков, катаются с горки, на лыжах. Зимой люди празднуют Новый год. Самооценивание. |
Подведение итога | Логопед обращает внимание на результаты самооценивания , подводит итог. Как вы думаете мы смогли рассказать Луизе о зиме? Что мы для этого сделали? Где нам пригодятся эти знания? (Оценивание педагогом) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевой деятельности
для работы воспитателю...
Конспект занятия познавательно - речевой деятельностью с использованием ИК - технологий и социоигровой педагогики: «Такая разная посуда»
Цель: Расширить и закрепить представление детей о посуде....
Конспект занятия по речевой деятельности в средней группе "Расскажем Красной шапочке о диких животных"
Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми средней группы (4-5лет) в дошкольной образовательной организации. В данном конспекте проходит интеграция образовательных областе...
Конспект занятия по речевой деятельности Тема: «Ягода – лакомство лета»
Конспект занятия по речевой деятельностиТема: «Ягода – лакомство лета»Цель: продолжать развивать у детей умение составлять описательный рассказ о ягодах, используя в речи яркие образ...
Конспект занятия "Познавательно-речевая деятельность детей через игровые технологии в ясельной группе" «Поможем зайчонку»
Цель: Закрепление полученных знаний в познавательно- речевом развитии детей в ясельной группе. ...
Конспект занятия по речевой деятельности в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Колобок»
,...
Конспект занятия по речевой деятельности
Тема: "Составление описательного рассказа по картине "Зима"...