Выступление "Использование предлогов в речи детьми с ОВЗ"
консультация по логопедии
Предлоги - самая сложная часть речи для усвоения. Делюсь секретами как сделать изучение предлогов интересным и увлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlogi_v_rechi_detey.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование предлогов в речи детьми с ОВЗ
Предлог — часть речи, обозначающая положение объекта в пространстве. Выбор предлога напрямую зависит от положения объекта относительно окружающих предметов. Изучение предлогов дается детям труднее всего. Трудности связаны с тем, что в зависимости от объекта, окружающих его предметов, угла зрения говорящего и слушателя, для обозначения положения предмета в пространстве могут быть использованы самые разные слова. Если говорить языком поведенческого анализа, «ответ» в данном случае будет находиться под контролем сразу нескольких вербальных стимулов, многие из которых постоянно меняются.
Чтобы представить, насколько сложным может быть для ребенка изучение предлогов, давайте проведем эксперимент. Поместим предмет в какое-то конкретное место, а потом попросим несколько человек сказать, где он находится. Скорее всего, вы обнаружите, что разные люди описывают положение объекта по-разному, завит от угла обзора и положения остальных объектов в комнате. Все ответы могут быть правильными, но все они будут разными.
Еще один важный фактор — логика, которой мы руководствуемся при использовании в речи предлогов. Например, мы ездим на велосипеде, но в вагоне поезда,на машине или в машине, на автобусе или в автобусе? А как на счет самого поезда? Как правило люди редко используют одни и те же предлоги при описании положения предмета, и ребенок может слышать, как, не смотря на то что положение предмета не меняется, его описывают при помощи совершенно разных слов.
Поэтому важно помочь ребенку понять и правильно использовать.
Еще одно важное соображение, предлог нужно всегда учить в комбинации с объектом, который вы используете чтобы выучить местоположение. Например, учить «в коробке» или «у коробки» лучше чем «в» и «у» само по себе.
Для наиболее эффективного обучения использованию предлогов, лучше всего использовать высоко мотивационные стимулы, которые можно помещать в разные места, так чтобы для того, чтобы получить желаемое, ребенку нужно было бы спросить и понять, где оно находится. Например, если вы изучаете предлог под переверните коробку и спрячьте под ней его любимого мишку. Когда он спросит «Где Винни-Пух», вы ответите что он «под коробкой». Во время игры вы можете попросить положить Пуха под коробку, и показать как он выпрыгивает из коробки. Затем принесите другие объекты, например книжку или кастрюлю, и попросите ребенка помочь пуху выпрыгнуть из-за книги, или из-под кастрюли. Использование так называемых «справочных» объектов (т.е. предметов, относительно которых будет угадываться положение желаемого предмета) и мотивационных стимулов поможет ребенку обобщить использование предлогов в самых разных обстоятельствах и речевых конструкциях. Но и в этом случае удостоверьтесь что в процессе обучения вы отработали все виды фраз (просьбы, комментирование, рецептивные реакции и т.д.).
Если у вас подвижный ребенок, идеальным «полигоном» для изучения предлогов может стать детская площадка. Поднимайтесь «на» и спускайтесь «с» горок, залезайте «в» домики и песочницы, садитесь «на» качели и пробирайтесь «через» полосу препятствий. Некоторым детям нравится руководить взрослыми, позвольте ребенку «покомандовать» и стать вашим штурманом, пусть он говорит вам как и куда идти.
Поиграйте в «поиск сокровищ». Для этого по очереди прячьте любимую игрушку ребенка. Один человек прячет, а другому нужно с трех попыток угадать где игрушка. Если угадать не удалось, тот, кто прятал, «признается», где находится игрушка. Для некоторых детей такая игра может оказаться трудной. В нее могут играть дети, которые уже умеют правильно отвечать на вопрос «где» и задавать его, а также используют в речи слова «да» и «нет», но все еще путаются с использованием некоторых предлогов.
Еще одна игра, которую можно использовать для изучения предлогов – поставить преграду между двумя детьми. Один ребенок становится ведущим и говорит другому, что куда поместить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по закреплению у детей умения употреблять предлоги в речи.
В данном материале содержатся рекомендации родителям дошкольников с ОНР по закреплению у детей умения употреблять предлоги в речи....
Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР
Данный материал представляет собой консультацию для родителей детей с ОНР. Консультация посвящена работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР. Умение правильно использовать...
Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР»
В консультации даётся описание смысловых обозначений предлогов, а также предлагаются игры и упражнения на закрепление правильного употребления предлогов детьми....
Предлоги в речи
Наглядный материал который поможет правильно использовать в речи предлоги, согласовывая их с остальными словами в предложении....
Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недор...
Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Работа логопеда над правильным употреблением предлогов в речи....
Схемы предлогов. Обучение дошкольников правильному употреблению предлогов в речи.
Обучение старших дошкольников правильному употреблению и различению предлогов в речи с использованием схем - интересное и увлекательное занятие....