Рабочая программа логопеда
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Светлана Степановна Яроцкая

рабочая программа логопеда для ребенка ТНР (3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_obrazovatelnaya_programma_uchitelya.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая образовательная программа учителя-логопеда Яроцкой С.С.

по логопедическому сопровождению воспитанницы Евы Д. (3 года)

Содержание:

#1062;елевой раздел

Пояснительная записка индивидуальной рабочей программы для детей с ОВЗ

2

Цели и задачи реализации Программы

2

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником Программы

3

Целевые ориентиры

3

II. Содержательный раздел

Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

4

Организация коррекционно-развивающей деятельности

5

Индивидуальный маршрут развития

6

Структура построения коррекционно-развивающих занятий

6

III. Организационный раздел

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

7

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Актуальность программы.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней («ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ав» - собака, «би-би» - машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный».

Цель реализации Программы:

Цель: формирование активной подражательной деятельности

Задачи:

1. Создать условия для социализации личности ребенка.

2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

3. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

4. Формировать общие речевые навыки.

5. Активизировать словарь по лексическим темам.

6. Побуждать повторять новые слова, договаривать фразу.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих направлений:

-воспитывать потребность в общении;

-формировать коммуникативные умения;

-взаимодействовать с родителями воспитанника для обеспечения полноценного речевого развития ребенка.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития.

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанницей индивидуальной программы

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка.

Целевые ориентиры дошкольного образования для ребенка

Коммуникативно-речевое направление

Ребенок использует речь для выражения просьб, желаний, участвуют в простом диалоге.
У ребенка повысился уровень слухового внимания и понимания речи.
В процессе коррекционно-развивающего обучения расширилось понимание обращенной речи, развита речевая активность.
Повысилась компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка в рамках педагогического мониторинга (диагностики).

Обследование проводится учителем-логопедом.

Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с родителями ребёнка, педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированной деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Полученные сведения позволят в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка.

II. Содержательный раздел

Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая

учителем-логопедом.

Направление

Разделы, цели и задачи

Речевое развитие

  • Формировать невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, выполнять простейшие поручения и просьбы.
  • Воспитывать потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие слухового внимания и восприятия.

Продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие.

Развитие понимания речи.

Продолжать развивать понимания речи:

  • понимание конкретных слов и обиходных выражений;
  • понимание однословного предложения;
  • понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»;
  • понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;
  • понимание двухсловного предложения.

Формирование подвижности органов речи.

Продолжать формировать голос.

Продолжать формировать речевой выдох.

Продолжать развивать подвижность органов речи.

Развитие экспрессивной речи.

Накопление пассивного словаря.

Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий.

Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка

Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности для ребенка являются индивидуальные занятия с учителем-логопедом продолжительностью 10-15 минут, на которых осуществляется развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога, психолога, воспитателей.

Цель коррекционной работы – стимуляция речевой активности.

В соответствии с поставленной целью в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
  • сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
  • систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
  • интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия.

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ.

Имя, фамилия ребенка

Паспортный возраст (дата рождения)

Логопедическое заключение: ЗРР.

Цель: формирование активной подражательной деятельности.

Задачи:

Развивать слуховое внимание.

Развивать понимание речи взрослого.

Учить выполнять простые инструкции.

Учить узнавать и показывать знакомые предметы на картинках (игрушках).

Учить подражанию звукокомплексам и артикуляционным движениям.

Учить называть знакомые предметы на картинках (игрушках).

Профилактика нарушений звукопроизношения.

Структура построения коррекционно-развивающих занятий

Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:

— создание коммуникативных ситуаций;

— осуществление смен различных видов деятельности;

— использование рациональных сочетаний различных приемов;

— постепенное усложнение форм работы.

Данная работа предполагает индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю в разных формах.
Наблюдение. Наблюдения проводятся с целью обогащения их словарного запаса, формирования слухового восприятия. Чтение литературных произведений способствуют договариваю фразы, запоминанию услышанного это развивает не только слуховую память, но стимулирует речевое общение.
Игры – занятия. В игре поддерживается стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, выражать свои желания, чувства, действовать с предметами, сопровождать речью игровые действия.

Каждое занятие состоит из трех частей:
1 часть – игры и игровые упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и дыхания. Для этого подобраны игровые упражнения «Веселый язычок», которые системно включены в перспективный план.
2 часть занятия строится с применением дидактических, подвижных, настольно-печатных игр, подобранных в соответствии с лексической темой («Помоги маме найти своих детенышей», «Кто, как голос подает?», «Найди пару», «Назови ласково», «Один - два» и др.).
3 часть занятия – игры с мячом.

III. Организационный раздел

Обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

Центр речевого и развития в кабинете логопеда

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2. Магнитная доска.
  3. Стол, стулья для занятий у зеркала.
  4. Книжки-раскладушки по изучаемым лексическим темам.
  5. Книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками.
  6. Простые сюжетные картинки.
  7. Парные картинки по изучаемым лексическим темам (одинаковые предметы и объекты и отличающиеся по размеру и цвету предметы и объекты).
  8. «Лото» (для маленьких) по изучаемым темам.
  9. Сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята», «Колобок»).
  10. «Веселая артикуляционная гимнастика» с индивидуальным зеркалом (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013).
  11. Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
  12. Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
  13. Предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.
  14. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
  15. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т.п.).
  16. Картотека предметных картинок по изучаемым темам. (ТЦ «Сфера»).
  17. Картотека сюжетных картинок. (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопеда для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет

Рабочая программа логопеда для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет   Составила учитель-логопед: Дмитриева М.Е.МБДОУ «Детский сад №57»комбинированного вида...

Рабочая программа логопеда в старшей группе .

рабочая программа логопеда в старшей группе....

рабочая программа логопеда во второй младшей группе для детей с ОНР

рабочая программа  разработана в соответствие  с ФГОС...

Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения

Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения...

рабочая программа логопеда по ФГОС

Данная программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 3-4 лет с ОНР , с учётом программы "Детство"...

рабочая программа логопеда

рабочая программа логопедического пункта...

рабочая программа логопеда

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно – развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех...