Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения
рабочая программа по логопедии на тему

Евлашкина Виктория Анатольевна

Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logopeda2014.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  образовательная программа

учителя-логопеда

Евлашкиной В.А

«Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на логопункте дошкольного отделения образовательного учреждения»

Москва

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Характеристика детей, зачисленных на логопункт.

3.Особенности обучения и воспитания на логопункте дошкольного отделения.

4.Планирование подгрупповых и индивидуальных занятий.

5. Календарно-тематическое планирование.

6. Список используемой литературы.

Пояснительная записка

       Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами по дошкольному воспитанию: Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»; « Конвенцией о правах ребенка», «Декларацией о правах ребенка», приказом «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

инструктивными  письмами Министерства образования РФ, Федеральными Государственными         Стандартами дошкольного образования, профессиональным стандартом педагога, а так же разработками отечественных ученых и педагогов в области специальной педагогики и психологии.

   В основе программы — опыт работы на логопункте дошкольного образовательного учреждения, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Необходимость создания рабочей программы вызвана тем, что содержание используемых в настоящее время коррекционных программ направлено на устранение нарушений речи, предупреждение возможных последствий речевых дефектов в условиях специальных коррекционных групп для детей с ФФН  и общим недоразвитием речи, и предполагают наличие большого количества занятий по коррекции речевого дефекта.

     В настоящее время в нашем образовательном учреждении реализуется программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Ю. Вераксы.  Она рассчитана на детей без речевой патологии.

   В условиях общеразвивающего  дошкольного отделения уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой «От рождения до школы», поэтому увеличение количества занятий нежелательно в связи с соблюдением СанПиНов.

Кроме того, не все дети дошкольного возраста имеют речевую патологию, и речевой дефект может варьироваться.

 Исходя из этого, «Программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой требуется адаптировать к условиям коррекции речи на  логопункте дошкольного отделения.    Структура образовательных учреждений РФ позволяет осуществлять логопедическую помощь дошкольникам старшего и подготовительного возраста.

Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Логопедический пункт при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Данная модель рабочей программы впишется в педагогическую систему дошкольного отделения, результативна и практична.

      Цель программы — обеспечить оптимальные педагогические условия, способствующие формированию у дошкольников полноценной фонетической системы языка, фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками. А так же автоматизировать произносительные знания и умения в различных ситуациях, что формирует готовность к обучению в школе.

  Характеристика дошкольников, зачисленных на логопункт.

   Характеристика детей с ОНР (3 уровень речевого развития):

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная  сформированность ряда грамматических форм и категорий языка.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

     

 Характеристика детей с ФФН ( Фонетико-фонематическим недоразвитием речи):

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения и восприятия фонем.

В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционно-акустическим признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФН  является нарушение несформированность процессов восприятия речи.

Для детей данной группы характерна вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи  и нечеткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.

Таким образом, нарушение речи у детей с ФФН носит многоаспектный характер.

Характеристика детей с ФН ( фонетическое нарушение):

   Фонетическое нарушение или фонетический дефект- нарушение произношения звуков одной или нескольких групп  без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, отклонений в строении или подвижности артикуляционного аппарата — зубов, челюстей, языка, нёба — или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.

Характеристика детей со стертой формой дизартрии.

Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.  Клиническая картина дизартрии сложна. Основными её проявлениями являются нарушения звукопроизношения, голосообразования, а также нарушения ритма, темпа и интонации.

Особенности организации обучения и воспитания.

   Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией  и проявлением нарушения, важно определить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, оценить степень отставания в процессе усвоения учебного материала, учитывать программные требования для данного возраста.

 

   В процессе коррекционно- развивающего обучения детей с нарушениями речи решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

- воспитание связной, грамматически правильной речи;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление взаимодействия с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ,  учителями-логопедами образовательного комплекса, специалистами медучреждений.

   Направления коррекционно-развивающей работы:

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря преимущественно к словообразованию, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитание умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

   Планирование подгрупповых занятий с дошкольниками.

1-е две недели сентября- обследование детей дошкольного отделения  с 3 до 7 лет, заполнение речевых карт, оформление документации.

Речевое нарушение

1 период

2 период

3 период

Примечания

ФН и ФФН 6-ой год жизни

3-я, 4-я неделя сентября, октябрь, ноябрь 18 занятий

Декабрь, февраль

22 занятия

Март, май

20 занятий

2 занятия в неделю, 60 занятий в год

С 15 мая повторение пройденного

ФН и ФФН 7-ой год жизни

 3-я, 4-я неделя Сентября, октябрь, 26 занятий

Январь, май

34 занятия

2 занятия в неделю, 60 занятий в год

Порядок изучения звуков, последовательность изучения лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию.

  Форма  организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевого нарушения, от 2 до 4 человек. Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Индивидуальные занятия.

   Продолжительность занятий с детьми с ФН – от 3 до 6 месяцев, ФН (дизартрия) – 1 год. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий  10-20 минут. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях.

  Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

Планируемые результаты логопедической работы:

- Правильная артикуляция поставленных звуков в различных позициях;

- Четкая дифференциация всех изученных звуков;

- Называние последовательности слов в предложении,слогов и звуков в словах;

- Нахождение в предложении слова с заданным звуком, определить место звука в слове;

- Различение понятий звук, твердый звук, мягкий звук, звонкий звук, глухой звук, слово, предложение  на практике;

- Владение элементарным звуковым анализом и синтезом;

- Помощь детям в овладении программой, реализуемой в дошкольном подразделении.

      Заключение

Данная программа доступна к применению на логопункте дошкольного подразделения. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система родного языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, сформируется связная речь.

Таким образом, детям будет оказана помощь в овладении реализуемой в дошкольном подразделении программой «От рождения до школы», а так же дети будут подготовлены к обучению в школе.

Список используемой литературы:

1.Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», СПб, 2004;

2. Козырева « Комплект  тетрадей для логопедических занятий », Ярославль 2006;

3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Комплект пособий для закрепления произношения звуков», М.,1999;

4.Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» – С-Пб., «Союз» 2004;

5.Ткаченко Т.А. «Формирование звукового анализа и синтеза»,М., 2005;  6.Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет»– М., «ГНОМ и Д» 2003;

 7.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение – М., «Гном-Пресс», 1999

8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей с фонематическим недоразвитием. Программа и методические  рекомендации  для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. М., 2002

6. Электронные ресурсы.

 Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта ГОУ общеразвивающего вида

с детьми седьмого года жизни,

имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР

 Краткая пояснительная записка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска в школьном обучении. Поэтому проведение коррекционно-развивающих занятий с целью устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте является столь необходимым.

Общая продолжительность курса занятий в условиях дошкольного логопункта зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 4-6 месяцев для детей, имеющих фонетическое нарушение речи и 12 месяцев для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. На протяжении всего курса обучения с каждым ребенком проводится логопедическая работа как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.

Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.

Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-4 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.

Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:

- подготовительный;

- этап вызывания звука;

- этап автоматизации звука;

- этап дифференциации звуков;

-этап формирования коммуникативных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка для дошкольных образовательных учреждений «Смешарики» для работы с детьми 6-7 лет

Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по -настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты К. С. СтаниславскийПояснительная запискаВ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 2 -3 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 2 -3 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 4-5 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 4-5 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 6-7 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 6-7 лет...

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования

Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...