Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения
рабочая программа по логопедии на тему
Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopeda2014.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая образовательная программа
учителя-логопеда
Евлашкиной В.А
«Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на логопункте дошкольного отделения образовательного учреждения»
Москва
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Характеристика детей, зачисленных на логопункт.
3.Особенности обучения и воспитания на логопункте дошкольного отделения.
4.Планирование подгрупповых и индивидуальных занятий.
5. Календарно-тематическое планирование.
6. Список используемой литературы.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами по дошкольному воспитанию: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; « Конвенцией о правах ребенка», «Декларацией о правах ребенка», приказом «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
инструктивными письмами Министерства образования РФ, Федеральными Государственными Стандартами дошкольного образования, профессиональным стандартом педагога, а так же разработками отечественных ученых и педагогов в области специальной педагогики и психологии.
В основе программы — опыт работы на логопункте дошкольного образовательного учреждения, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Необходимость создания рабочей программы вызвана тем, что содержание используемых в настоящее время коррекционных программ направлено на устранение нарушений речи, предупреждение возможных последствий речевых дефектов в условиях специальных коррекционных групп для детей с ФФН и общим недоразвитием речи, и предполагают наличие большого количества занятий по коррекции речевого дефекта.
В настоящее время в нашем образовательном учреждении реализуется программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Ю. Вераксы. Она рассчитана на детей без речевой патологии.
В условиях общеразвивающего дошкольного отделения уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой «От рождения до школы», поэтому увеличение количества занятий нежелательно в связи с соблюдением СанПиНов.
Кроме того, не все дети дошкольного возраста имеют речевую патологию, и речевой дефект может варьироваться.
Исходя из этого, «Программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой требуется адаптировать к условиям коррекции речи на логопункте дошкольного отделения. Структура образовательных учреждений РФ позволяет осуществлять логопедическую помощь дошкольникам старшего и подготовительного возраста.
Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Логопедический пункт при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.
Данная модель рабочей программы впишется в педагогическую систему дошкольного отделения, результативна и практична.
Цель программы — обеспечить оптимальные педагогические условия, способствующие формированию у дошкольников полноценной фонетической системы языка, фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками. А так же автоматизировать произносительные знания и умения в различных ситуациях, что формирует готовность к обучению в школе.
Характеристика дошкольников, зачисленных на логопункт.
Характеристика детей с ОНР (3 уровень речевого развития):
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.
Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Характеристика детей с ФФН ( Фонетико-фонематическим недоразвитием речи):
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения и восприятия фонем.
В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционно-акустическим признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФН является нарушение несформированность процессов восприятия речи.
Для детей данной группы характерна вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.
Таким образом, нарушение речи у детей с ФФН носит многоаспектный характер.
Характеристика детей с ФН ( фонетическое нарушение):
Фонетическое нарушение или фонетический дефект- нарушение произношения звуков одной или нескольких групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, отклонений в строении или подвижности артикуляционного аппарата — зубов, челюстей, языка, нёба — или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.
Характеристика детей со стертой формой дизартрии.
Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Клиническая картина дизартрии сложна. Основными её проявлениями являются нарушения звукопроизношения, голосообразования, а также нарушения ритма, темпа и интонации.
Особенности организации обучения и воспитания.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией и проявлением нарушения, важно определить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, оценить степень отставания в процессе усвоения учебного материала, учитывать программные требования для данного возраста.
В процессе коррекционно- развивающего обучения детей с нарушениями речи решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- воспитание связной, грамматически правильной речи;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление взаимодействия с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, учителями-логопедами образовательного комплекса, специалистами медучреждений.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно к словообразованию, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Планирование подгрупповых занятий с дошкольниками.
1-е две недели сентября- обследование детей дошкольного отделения с 3 до 7 лет, заполнение речевых карт, оформление документации.
Речевое нарушение | 1 период | 2 период | 3 период | Примечания |
ФН и ФФН 6-ой год жизни | 3-я, 4-я неделя сентября, октябрь, ноябрь 18 занятий | Декабрь, февраль 22 занятия | Март, май 20 занятий | 2 занятия в неделю, 60 занятий в год С 15 мая повторение пройденного |
ФН и ФФН 7-ой год жизни | 3-я, 4-я неделя Сентября, октябрь, 26 занятий | Январь, май 34 занятия | 2 занятия в неделю, 60 занятий в год |
Порядок изучения звуков, последовательность изучения лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию.
Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевого нарушения, от 2 до 4 человек. Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Индивидуальные занятия.
Продолжительность занятий с детьми с ФН – от 3 до 6 месяцев, ФН (дизартрия) – 1 год. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10-20 минут. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Планируемые результаты логопедической работы:
- Правильная артикуляция поставленных звуков в различных позициях;
- Четкая дифференциация всех изученных звуков;
- Называние последовательности слов в предложении,слогов и звуков в словах;
- Нахождение в предложении слова с заданным звуком, определить место звука в слове;
- Различение понятий звук, твердый звук, мягкий звук, звонкий звук, глухой звук, слово, предложение на практике;
- Владение элементарным звуковым анализом и синтезом;
- Помощь детям в овладении программой, реализуемой в дошкольном подразделении.
Заключение
Данная программа доступна к применению на логопункте дошкольного подразделения. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система родного языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, сформируется связная речь.
Таким образом, детям будет оказана помощь в овладении реализуемой в дошкольном подразделении программой «От рождения до школы», а так же дети будут подготовлены к обучению в школе.
Список используемой литературы:
1.Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», СПб, 2004;
2. Козырева « Комплект тетрадей для логопедических занятий », Ярославль 2006;
3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Комплект пособий для закрепления произношения звуков», М.,1999;
4.Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» – С-Пб., «Союз» 2004;
5.Ткаченко Т.А. «Формирование звукового анализа и синтеза»,М., 2005; 6.Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет»– М., «ГНОМ и Д» 2003;
7.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение – М., «Гном-Пресс», 1999
8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей с фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. М., 2002
6. Электронные ресурсы.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта ГОУ общеразвивающего вида
с детьми седьмого года жизни,
имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР
Краткая пояснительная записка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска в школьном обучении. Поэтому проведение коррекционно-развивающих занятий с целью устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте является столь необходимым.
Общая продолжительность курса занятий в условиях дошкольного логопункта зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 4-6 месяцев для детей, имеющих фонетическое нарушение речи и 12 месяцев для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. На протяжении всего курса обучения с каждым ребенком проводится логопедическая работа как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.
Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.
Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-4 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.
Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:
- подготовительный;
- этап вызывания звука;
- этап автоматизации звука;
- этап дифференциации звуков;
-этап формирования коммуникативных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа театрального кружка для дошкольных образовательных учреждений «Смешарики» для работы с детьми 6-7 лет
Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по -настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты К. С. СтаниславскийПояснительная запискаВ ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 2 -3 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 2 -3 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 4-5 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 4-5 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 6-7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Буратино» для детей дошкольного возраста 6-7 лет...
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...