Рабочая программа логопеда для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Рабочая программа логопеда для детей
с ТНР (ОНР) 5-6 лет
Составила
учитель-логопед: Дмитриева М.Е.
МБДОУ «Детский сад №57»
комбинированного вида
Дзержинск, 2014г.
Содержание:
I. Целевой раздел………………………………………………………………3 - 7
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………....3
1.2 Цель и задачи программы………………………………………………..3
1.3 Принципы программы…………………………………………………….4 - 5
1.4 Характеристика детей с ТНР (ОНР)5-6 лет……………………………...5
1.4.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи
со 2 уровнем речевого развития……………………………………………..5
1.4.2 Характеристика детей общим недоразвития речи
с 3 уровнем речевого развития……………………………………………….6
1.5Показатели результативности и эффективновности коррекционной
работы с детьми 5-6 лет с ТНР (ОНР)……………………………………..6 - 7
II. Содержательный раздел…………………………………………………..8 - 16
2.1. Основные формы реализации программы для детей
с ТНР (ОНР ) 5 – 6 лет………………………………………………………..9
2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми
ТНР (ОНР)5-6 лет…......................................................................................10 - 12
2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями……..13
2.4. Преемственность в планировании занятий логопеда
и воспитателя………………………………………………………………. 13 - 15
2.5 Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ………..15 - 16
III. Организационный раздел……………………………………………… 17
Библиография………………………………………………………………..18
I. Целевой раздел.
1.1Пояснительная записка.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение на два года.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель : Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения
1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4.Формирование грамматического строя речи.
5.Развитие связной речи старших дошкольников.
6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.
1.3 Принципы программы.
Содержание программы определено с учетом основных принципов коррекционно – воспитательной работы логопеда, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость:
1. принцип дифференцированного подхода к содержанию, направлениям и приемам логопедической работы с детьми , имеющим различную структуру речевого нарушения.
2. принцип учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Взаимозависимость в формировании речевых и психических процессов в ходе общего коррекционного воздействия.
3. принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
4. деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
5. принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
6. учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированность того или иного умения.
7. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
8. учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
9. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
10. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи. В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.
1.4 Характеристика детей с ТНР (ОНР)5-6 лет.
Старшую логопедическую группу посещают 12 детей с диагнозами:
Общее недоразвитие речи 3 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте – 10 детей
Общее недоразвитие речи 2 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте – 2 ребенка.
В группе 6 мальчиков и 6 девочек.
1.4.1 Характеристика детей общим недоразвития речи со 2 уровнем речевого развития.
У детей со 2 уровнем речевого развития наблюдаются начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие 2-х, 3-х, , а иногда даже четырехсловной фразы. Наблюдается недостаточность практического усвоения морфологической системы языка. Дети испытывают затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Так же используются многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. при оценке фонетической стороны речи отмечается смазанность, неустойчивость в произношении звуков, которые изолированно произносятся правильно. Дети используют , как правило, одно – двусложные слова , тогда, как более сложные слова подвергаются сокращениям. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов.
1.4.2 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития.
У детей с 3 уровнем речевого развития имеется развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов , выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическим ошибками у детей с3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно - следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным является трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняю.
1.5 Показатели результативности и эффективновности коррекционной работы с детьми 5-6 лет с ТНР (ОНР).
В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:
· понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
· фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
· правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
· пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
· владеть элементарными навыками пересказа;
· владеть навыками диалогической речи;
· владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы имен существительных;
· грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
· использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, ежегодном отчете и т.д.)
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
- динамики развития детей с ОНР;
- эффективности индивидуальной логокоррекционной работы; (см. приложение 1).
II. Содержательный раздел.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание занятий отражено в перспективно-тематическом планировании (см. приложение 2).
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции (см. приложение 3).
Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей (см. приложение 4).
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. (Н.В. Нищева)
2.1. Основные формы реализации программы для детей с ТНР (ОНР ) 5 – 6 лет.
Первый год обучения проводятся фронтальные логопедические занятия по подгруппам, на которые дети делятся с учетом уровня речевого развития (по усмотрению логопеда).
Проводятся занятия двух видов:
- по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
- по формированию звукопроизношения.
Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.
- 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях.
- 2-й период - 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятие по звукопроизношению.
3 -й период - 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по звукопроизношению.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения (2-3 в неделю), продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.
2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми ТНР (ОНР)5-6 лет.
1. Развитие понимания речи.
2. Уточнение и расширение словарного запаса.
3. Формирования понятий, начиная с достаточно простых, обещающих и закрепленных ранее.
4. Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов.
5. Формирование обобщенного значения слов.
6. Употребление притяжательных местоимений в сочетании с существительными мужского и женского рода.
7. Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени.
8. Овладение навыками составление простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели.
9. Подготовка к овладению диалогической формой речи.
10. Развитие фонематического слуха и восприятия
11. Развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.
12. Контроль за внятностью и выразительностью речи.
13. Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
14. Обучение детей построению самостоятельных высказываний.
15. Закрепление навыков построения различных типов предложений.
16. Обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.
17. Обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
На фронтальных и подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях . После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Система составления сетки фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:
2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями.
1. родительские собрания
2. тематические консультации для родителей;
3. открытые занятия для родителей группы.
4. индивидуальные консультации для родителей группы.
5. анкетирование.
6. размещение информации на сайте ДОУ.
7. совместные праздники.
8. оформление родительских уголков.
2.4. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Задачи, стоящиеперед учителем-логопедом | Задачи, стоящиеперед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
10. Развитие фонематического восприятия детей | 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
2.5 Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ.
Музыкальный руководитель | физорг | Педагог - психолог | Воспитатели группы |
Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа над просодической стороной речи. Использование упражнений на развитие основных движений. Различение звуков по высоте, вокальные упражнения. Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.
| Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений. Развитие правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха. | Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Развитие и координация психических процессов. Работа над развитием мелкой моторики. Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.
| Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений. Работа над развитием артикуляционного уклада. Контроль за речевой активностью детей.
|
III. Организационный раздел.
Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
В МБДОУ имеется 2 логопедических кабинета, учебно-дидактическим материалом, специальными методическими пособиями, играми, аудио- и видео - материалами коллективного и индивидуального пользования. В МБДОУ имеется мультимедийная установка. В кабинете логопеда имеется дидактический материал для занятий систематизированный по разделам.
1.Материалы для логопедического обследования.
2.Материалы для коррекции речевого дыхания, артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова.
3.Пособия для развития мелкой моторики.
4.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.
5. Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи.
6.Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа, синтеза и обучения грамоте.
7.Материалы для развития высших психических функций.
8. Компьютерные игры: «Игры для тигры», «Лексические упражнения (см. приложение 5)
Библиография.
1.Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи. Москва «Просвещение» 2009
2.Филичева Т.Б. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации
3.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.
8. Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
9.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
I. Целевой раздел……………………………………………………3 - 7
1.1Пояснительная записка…………………………………………….
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………
1.3 Принципы программы……………………………………………………
1.4 Характеристика детей с ТНР (ОНР)5-6 лет……………………………..
1.4.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи со 2 уровнем речевого развития………………………………………………………………..
1.4.2 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития……………………………………………………………………………
1.5Показатели результативности и эффективновности коррекционной работы с детьми 5-6 лет с ТНР (ОНР)…………………………………………………….
II. Содержательный раздел………………………………………………………...
2.1. Основные формы реализации программы для детей с ТНР (ОНР ) 5 – 6 лет……………………………………………………………………………………
2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми ТНР (ОНР)5-6 лет…...
2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями……………
2.4. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя………
- Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ……………….
III. Организационный раздел………………………………………………………
I. Целевой раздел.
1.1Пояснительная записка.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение на два года.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель : Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения
1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4.Формирование грамматического строя речи.
5.Развитие связной речи старших дошкольников.
6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.
1.3 Принципы программы.
Содержание программы определено с учетом основных принципов коррекционно – воспитательной работы логопеда, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость:
- принцип дифференцированного подхода к содержанию, направлениям и приемам логопедической работы с детьми , имеющим различную структуру речевого нарушения.
- принцип учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Взаимозависимость в формировании речевых и психических процессов в ходе общего коррекционного воздействия.
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
- деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
- принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
- учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированность того или иного умения.
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
- учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи. В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.
1.4 Характеристика детей с ТНР (ОНР)5-6 лет.
Старшую логопедическую группу посещают 12 детей с диагнозами:
Общее недоразвитие речи 3 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте – 10 детей
Общее недоразвитие речи 2 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте – 2 ребенка.
В группе 6 мальчиков и 6 девочек.
1.4.1 Характеристика детей общим недоразвития речи со 2 уровнем речевого развития.
У детей со 2 уровнем речевого развития наблюдаются начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие 2-х, 3-х, , а иногда даже четырехсловной фразы. Наблюдается недостаточность практического усвоения морфологической системы языка. Дети испытывают затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Так же используются многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. при оценке фонетической стороны речи отмечается смазанность, неустойчивость в произношении звуков, которые изолированно произносятся правильно. Дети используют , как правило, одно – двусложные слова , тогда, как более сложные слова подвергаются сокращениям. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов.
1.4.2 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития.
У детей с 3 уровнем речевого развития имеется развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов , выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическим ошибками у детей с3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно - следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным является трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняю.
1.5 Показатели результативности и эффективновности коррекционной работы с детьми 5-6 лет с ТНР (ОНР).
В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:
· понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
· фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
· правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
· пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
· владеть элементарными навыками пересказа;
· владеть навыками диалогической речи;
· владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы имен существительных;
· грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
· использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, ежегодном отчете и т.д.)
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
- динамики развития детей с ОНР;
- эффективности индивидуальной логокоррекционной работы; (см. приложение 1).
II. Содержательный раздел.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание занятий отражено в перспективно-тематическом планировании (см. приложение 2).
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции (см. приложение 3).
Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей (см. приложение 4).
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. (Н.В. Нищева)
2.1. Основные формы реализации программы для детей с ТНР (ОНР ) 5 – 6 лет.
Первый год обучения проводятся фронтальные логопедические занятия по подгруппам, на которые дети делятся с учетом уровня речевого развития (по усмотрению логопеда).
Проводятся занятия двух видов:
- по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
- по формированию звукопроизношения.
Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.
- 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях.
- 2-й период - 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятие по звукопроизношению.
3 -й период - 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по звукопроизношению.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения (2-3 в неделю), продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.
2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми ТНР (ОНР)5-6 лет.
- Развитие понимания речи.
- Уточнение и расширение словарного запаса.
- Формирования понятий, начиная с достаточно простых, обещающих и закрепленных ранее.
- Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов.
- Формирование обобщенного значения слов.
- Употребление притяжательных местоимений в сочетании с существительными мужского и женского рода.
- Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени.
- Овладение навыками составление простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели.
- Подготовка к овладению диалогической формой речи.
- Развитие фонематического слуха и восприятия
- Развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.
- Контроль за внятностью и выразительностью речи.
- Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
- Обучение детей построению самостоятельных высказываний.
- Закрепление навыков построения различных типов предложений.
- Обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.
- Обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
На фронтальных и подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях . После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Система составления сетки фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:
2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями.
родительские собрания
тематические консультации для родителей;
открытые занятия для родителей группы.
индивидуальные консультации для родителей группы.
анкетирование.
размещение информации на сайте ДОУ.
совместные праздники.
оформление родительских уголков.
2.4. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Формирование правильного произношения.
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
- Развитие навыка связной речи.
Задачи, стоящиеперед учителем-логопедом | Задачи, стоящиеперед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
10. Развитие фонематического восприятия детей | 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
2.5 Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ.
Музыкальный руководитель | физорг | Педагог - психолог | Воспитатели группы |
Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа над просодической стороной речи. Использование упражнений на развитие основных движений. Различение звуков по высоте, вокальные упражнения. Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха. | Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений. Развитие правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха. | Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Развитие и координация психических процессов. Работа над развитием мелкой моторики. Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения. | Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений. Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений. Работа над развитием артикуляционного уклада. Контроль за речевой активностью детей. |
III. Организационный раздел.
Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
В МБДОУ имеется 2 логопедических кабинета, учебно-дидактическим материалом, специальными методическими пособиями, играми, аудио- и видео - материалами коллективного и индивидуального пользования. В МБДОУ имеется мультимедийная установка. В кабинете логопеда имеется дидактический материал для занятий систематизированный по разделам.
1.Материалы для логопедического обследования.
2.Материалы для коррекции речевого дыхания, артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова.
3.Пособия для развития мелкой моторики.
4.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.
5. Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи.
6.Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа, синтеза и обучения грамоте.
7.Материалы для развития высших психических функций.
8. Компьютерные игры: «Игры для тигры», «Лексические упражнения (см. приложение 5)
Библиография.
1.Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи. Москва «Просвещение» 2009
2.Филичева Т.Б. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации
3.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.
8. Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
9.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа логопеда во второй младшей группе для детей с ОНР
рабочая программа разработана в соответствие с ФГОС...
Рабочая программа логопеда в группе детей старше-подготовительного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи
Авторская разработка рабочей программы, реализующейся в рамках логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи...

Рабочая программа логопеда Забодаевой Н.П. по обучению чтения детей кружка «Букварёнок» по учебнику Н.С. Жуковой на 2021 – 2022 год
Часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу тр...

Рабочая программа логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет
1.1.Пояснительная записка 1.3.Целевые ориентиры, планируемые результаты II. Содержательный раздел 2.1.Взаимодействие участников образовательного процесса,формы работы...

Адаптированная образовательная программа для детей ТНР 2023-2024 Рабочая программа логопеда
Адаптированная образовательная программа для детей ТНР 2023-2024 Рабочая программа логопеда...

Рабочая программа логопеда для детей 3-7 лет с ТНР
Рабочая программа подходит для работы логопеда детских садов....