Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Наша задача учителя-логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития малыша, дать определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку,необходимость закрепления достигнутого в детском саду.Часто родители не осознают всей тяжести ОНР, не предполагают, что это системное нарушение всех компонентов речи и поэтому логопед изначально информирует родителей об особенностях формирования и развития речи ребенка, структуре и содержании коррекционно-речевой и оздоровительной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_uchitelya.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции
общего недоразвития речи дошкольников.
Т.М.Кондрашова,
учитель-логопед МДОУ
«Црр-д\сад «Росинка»
г.Абакан
Успешность коррекционно-образовательного процесса предполагает активное участие в нем родителей. Совместная работа учителя-логопеда и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.
В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодалению общего недоразвития речи.
Наша задача логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития малыша, дать определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку,необходимость закрепления достигнутого в детском саду.Часто родители не осознают всей тяжести ОНР, не предпологают, что это системное нарушение всех компонентов речи и поэтому логопед изначально информирует родителей об особенностях формирования и развития речи ребенка, структуре и содержании коррекционно-речевой и оздоровительной работы.
В систему работы учителя-логопеда с родителями в условиях дошкольного учреждения входят:
-родительские собрания;
-консультации как подгрупповые, так и индивидуальные.
Подгрупповые проводятся в соответствии с перспективным планированием, индивидуальные-
в период коррекционного воздействия на ребенка,по мере необходимости. На консультациях мы показываем успехи ребенка в преодалении дефекта и объясняем, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.
-анкетирование;
- речевые семейные праздники;
- семинары-практикумы;
- ведение тетрадей для родителей ;
Наглядную информацию представляем на стенде и в виде папок с рекомендациями по закреплению полученных знаний.
Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, ответственнее относятся к выполнению детьми домашних заданий, автоматизации звуков. По заданию логопеда принимают участие в изготовлении наглядного дидактического материала. Для детей нашей группы мы с родителями организовали библиотеку книжек-малышек. Мамы и папы теперь вечерами с увлечением читают своим детям книги, а дети рассказывают о прочитанном и рисуют понравившихся героев сказок и историй.
В план работы на год мы включаем отдельную графу взаимодействие с родителями
Темы проектов старшей логопедической группы
Месяцы | Название проекта | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | 1Диагностика 2Диагностика 3 «Мой любимый детский сад» (информационной социальной направленности) 4 «Откуда хлеб пришел» | 1-2 Анкетирование 3. Расширяем словарь по данной теме словами-признаками (дет.сад какой?) 4. Выкладываем колоски из палочек |
Октябрь | 1 «Что нам осень подарила» 2 «Что растет на грядке» 3 «В мире игрушек» 4 «Осенние превращения» | 1.Заучивание стихов с опорой на мнемотаблицу 2.Штриховка овощей 3.Рисовать «Моя любимая игрушка» 4.Речевая игра «Один-много» |
Ноябрь | 1 «Я-человек» (информационной социальной направленности) 2 «Тайны птичьего мира» 3 «Ложечка точеная, ручка золоченая» (практико-ориентированной направленности) 4 «Тайны мира животных» | 1.«Покажи, назови части своего тела» 2.Речевая игра «Скажи ласково» Д\игра «Что было?» «Кто улетел?» 3.Заштрихуй по образцу «Что лишнее?» «Скажи наоборот» 4.Собрать разрезную картинку из 4-6 частей Экскурсия в зоопарк |
Декабрь | 1 «Путешествие в страну добродетелей» (информационной социальной направленности) 2 «Жизнь птиц зимой» 3 «Зимние чудеса» (творческой направленности) 4 «Задания Деда Мороза» (творческой направленности | 1.Закрепляем в речи детей слова-признаки о зиме 2.Делаем кормушку для птиц, наблюдаем за зимующими птицами 3.Рисуем снежинки манной крупой. Оригами «Елочка» 4.Украшаем новогоднюю елочку разноцветными шарами Учим стихи |
Январь | 1 Каникулы (игровой) 2Рождество (игровой) 3 «Путешествие на север» 4 «Из чего сделана наша одежда» | 1-2.Всей семьей катаемся на лыжах и коньках. 3.Выбираем животных Севера, называем детенышей 4.Экскурсия в магазин «Одежда» Посчитай разные виды одежды Вместе с мамой пришей пуговицу |
Февраль | 1 «Загадки времени» (Ориентировка в пространстве, во времени) 2 «Транспорт» 3 «Защитники Отечества» 4 «Наша Родина» (информационной социальной направленности) | 1.Запоминаем, повторяем дни недели, времена года. 2.Сосчитайте самолеты от 1-10 3.Учим стихи по мнемотаблице «Армия» 4.Рисуем флаг нашей Родины |
Март | 1 «Чудо материнской любви» 2 «Моя семья» 3 «Путешествие в Африку» 4 «Любимый город» (информационной социальной направленности) | 1.Составляем рассказ «Я помогаю маме, бабушке» 2.Рисуем портреты членов своей семьи Д\игра « Кто для кого?» (родственные связи в семье) 3.Подбираем и запоминаем 2 загадки о животных Африки 4.Экскурсия в краеведческий музей |
Апрель | 1 «Машины на нашей улице» 2 «Космический полет» 3 «Как проехать по морю, реке» 4 «Добрая Фея Весна» | 1.Конструирование машины из пустых спичечных коробков. 2.Составляем из палочек ракету. 3.Оригами «Лодочка» 4.Закрепляем весенние месяцы, Учим пословицу о весне Рисуем картинку «Весна» |
Май | 1 «День победы» 2 «Жизнь насекомых в царстве растений» 3-4 Диагностика | Экскурсия к вечному огню Дорисуй насекомое «Исключи лишнее» |
Наши родители посещают занятия учителя-логопеда, воспитателей и всех специалистов в течение всего периода обучения и могут оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей . Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте ,а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению . Принцип открытости обучения всегда усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.