Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В настоящее время проблемы речи у детей встречаются все чаще. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, психических процессов, поведение и социализацию детей в целом. Поэтому вопрос коррекции речевого развития, укрепления и сохранения детского здоровья является актуальным.
Коррекционно-развивающую работу строим с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, опираясь на закономерности развития детской речи в норме, учитывая сензитивные периоды психических процессов.
Успешность коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), предполагает участие в нем родителей, при этом главной задачей учителя-логопеда и воспитателей является привлечение их к активному сотрудничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_uchitelya.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции
общего недоразвития речи дошкольников
Т.М.Кондрашова, учитель-логопед
МБДОУ«Црр-детский сад «Росинка»
В настоящее время проблемы речи у детей встречаются все чаще. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, психических процессов, поведение и социализацию детей в целом. Поэтому вопрос коррекции речевого развития, укрепления и сохранения детского здоровья является актуальным.
Коррекционно-развивающую работу строим с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, опираясь на закономерности развития детской речи в норме, учитывая сензитивные периоды психических процессов.
Успешность коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), предполагает участие в нем родителей, при этом главной задачей учителя-логопеда и воспитателей является привлечение их к активному сотрудничеству. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в коррекционную работу, у малыша появляется положительная мотивация к занятиям. Часто родители не осознают всей тяжести ОНР и не предполагают, что это системное нарушение всех компонентов речи. Поэтому логопед изначально информирует родителей об особенностях развития речи детей, структуре и содержании коррекционно-речевой и оздоровительной работы, помогая им уяснить свою роль в процессе развития малыша, давая определенные знания и умения, необходимые для устранения речевого нарушения.
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей реализуется в системе и эффективно по четырем направлениям: диагностика, просветительское, обучающее и информационное.
На первом этапе устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Для выявления осведомленности о речевом развитии ребенка проводим с родителями анкетирование, беседы: «Речевые трудности детей», «Причины речевых нарушений», «Роль родителей в коррекционной работе», практикумы по выполнению артикуляционной гимнастики. На начало учебного года низкий уровень осведомленности родителей составляет 65%, у 35% родителей поверхностные знания о речевом недостатке ребенка.
На втором этапе, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка мы систематически проводим индивидуальные, подгрупповые консультации с показом рядовых коррекционных занятий, где родители могут сравнивать и оценивать речь собственного ребенка, других детей. Принцип открытости обучения всегда усиливает эффект воздействия на речь в целом и на личность ребенка. Семинары-практикумы по темам: «Пальцы помогают говорить», «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР», «Развитие фонематического восприятия», позволяют повысить уровень осведомленности родителей, в результате 85% имеют правильные представления о речевых проблемах и какая помощь необходима на данном этапе обучения и только 15% имеют низкий уровень осведомленности.
На третьем этапе для оказания помощи родителям в решении воспитательных и коррекционных задач, в организации образовательного процесса используем: тренинги, родительские гостиные («Моя семья», «Сочиняем сказки»), семинары («В стране звуков и букв», «Увлекательный мир стихов и развитии детской речи»), круглый стол («Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»), тематические речевые праздники (« В гостях у звуков», «Учимся, играя»), тем самым повышаем уровень осведомленности родителей до 90%.
На четвертом этапе используем информационные стенды: «Советы учителя-логопеда», «Наши успехи», индивидуальные тетради для размещения материала в виде заданий, карточек, папок с рекомендациями по закреплению полученных знаний и умений. Мастер-классы, праздники: «В гостях у азбуки», «КВН», «Формирование универсальных учебных действий у дошкольников с ОНР», «Логофакс» повышают уровень компетентности родителей в создании активной речевой среды, подготовке ребенка к школе. На занятиях в родительском клубе «Речевая школа» в процессе взаимодействия между родителями устанавливаются дружественные отношения, обсуждаются различные педагогические ситуации. Родители делятся друг с другом опытом, анализируют ошибки, допущенные в вопросах воспитания или выполнения заданий. Все это позволяет родителям в интересной и доступной форме отрабатывать, полученные знания, которые способствуют закреплению образовательного и коррекционно-развивающего материала в домашних условиях.
В результате использования разнообразных форм сотрудничества с родителями мы активизируем их участие в коррекционном процессе. Они ответственнее относятся к выполнению заданий на развитие памяти, мышления, внимания, речи. В системе автоматизируют, дифференцируют поставленные звуки. В результате повышается психологическая готовность, компетентность родителей в воспитании детей, появляется желание сотрудничать с педагогами ДОУ. Для детей нашей группы мы с родителями организовали библиотеку книжек-малышек. Мамы и папы теперь вечерами с увлечением читают своим детям книги, а дети рассказывают о прочитанном и рисуют понравившихся героев сказок и историй.
Таким образом, только тесный контакт в работе учителя-логопеда, родителей и педагогов ДОУ может способствовать коррекции речевых нарушений, развитию творческой индивидуальности, психических процессов у дошкольников, а значит дальнейшей успешной социализации и адаптации детей в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в про...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача учителя-логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
Рабочая программа учителя-логопеда для занятий с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет (старшая группа).
В связи с тем, что мы работаем по ФГОС, наши программы пришлось пересмотреть и проработать согласно федеральным образовательным стандартам....
Практическое взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку-передвижку в период изучения лексического цикла "Мебель", при организации единого образовательного пространства для дет...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и родителей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку- передвижку в период изучения лексического цикла: "Продукты питания", при организации единого образовательного простран...
Буклет "Рекомендации родителям по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"
Рекомендации родителям по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников...