Игры- рифмовки. речевое творчество дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа)

Балакина Алевтина Сергеевна

Консультация для воспитателей. Описаны игры- рифмовки, проведён практикум по созданию стихов, игра БУРИМЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rechevoe_tvorchestvo.docx213.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игры- рифмовки «Развиваем речевое творчество».

(вербальная креативность дошкольника)  

Консультация для молодых воспитателей.

Материал подготовила:

Балакина А.С., учитель- логопед

 МБДОУ ПГО «Детский сад № 49»

Наблюдения языковедов (исследование А. Н. Гвоздева) и писателей (К. И. Чуковского) говорят о развитии «чувства языка» и «словотворчества» уже в период дошкольного детства. К. И. Чуковский отмечал, что наиболее ярко словесное творчество проявляется в период освоения грамматики языка и интереса к речи, в частности, от 3 до 5 лет. Следовательно, словесное творчество дошкольников не отделимо от освоения родного языка и развития речевой культуры.

  • Игры с рифмами хорошо развивают фантазию и чувство красоты родного языка. Дошкольникам обычно нравится рифмовать слова и составлять простые стихи. В детском саду педагоги обязательно должны поощрять словесные эксперименты. Обучать дошкольника рифмовать тексты следует поэтапно: 
  1. Знакомим детей с понятием рифмы, объясняем, что слова, которые рифмуются, всегда находятся в конце строки. (Варианты «Подскажи словечко»).
  2. Предлагаем составить маленькое стихотворение по определенному алгоритму, например: 1) Жил-был... 2) Какой он или как его звали (в рифму к № 1). 3) Что делал (2 слова). Слон, Батон, Топал, Лопал. Стол, Пол, Стоял, зевал...
  3. Помогаем дошкольнику составить стихи.
  • Отличная идея — предложить ребенку 5-7 лет поиграть в литературную игру буриме. Она заключается в сочинении стихов на заданные рифмы. Стихи обычно шутливого характера получаются. Такая игра возникла еще в XVII веке во Франции и быстро обрела популярность в высшем свете. В классическом варианте развлечение имеет несколько правил:
  • рифмы нельзя изменять;
  • они должны быть разнородными;
  • заранее согласовывается тема стихотворения.

В детском варианте игру следует адаптировать под возраст ребенка и его индивидуальные способности.

Рассмотрим пример буриме. Берется пара слов «муравей — воробей». Далее нужно придумать предложения с этими словами (по одному на каждое). Обычно малыш составляет простое нераспространенное предложение, например, «ползет муравей», «летит воробей». Взрослый с помощью наводящих вопросов помогает дополнить предложения: где ползет муравей? С чем он ползет? В итоге получается что-то подобное: С тростинкой по тропке ползет муравей,
А следом за ним летит воробей.

Увлекательные задания на подбор рифмы следует предлагать не только дома, но и на прогулке, в дороге, длинной очереди.

Практикум:

Игрушка -  Лягушка

Зайка- Стайка

Булка- Шкатулка

Котенок- Ребенок

Чайка - Майка

Ветерок- Цветок

  • Младшим детям можно предлагать рифмы в картинках.

https://abakus-center.ru/img/blog/rifmy-dlya-detey-5.jpeg

  • На логопедических занятиях сама рисую несколько простых картинок, названия которых рифмуются : вышка, книжка, мышка, фишка, мишка, шишка.... Затем вместе с ребенком сочиняем стихи: В лесу стояла вышка, под ней сидела мышка.
  • Сочиняем сами чистоговорки. Это зависит от закрепляемого звука.

Ву- Ву- Ву – в лесу видели сову. Су- Су- Су- в лесу видели лису. и др

  • Воронина Татьяна Павловна предлагает «Стихи-сочинялки».

Небывальщина в рифму. Слушай чистоговорку и добавляй окончание в рифму.

Ра-ра-ра

Верблюд размером с комара.

Ла-ла-ла

Растут крылья у осла.

Ру-ру-ру

Поймали в море кенгуру.

Лу-лу-лу

В стоге сена нашли иглу.

Ры-ры-ры

Гуляют в поле осетры.

Лы-лы-лы

Вставные зубы у пилы.

Ре-ре-ре

Живут рыбки в конуре.

Ли-ли-ли

Плывут по морю журавли.

Ли-ли-ли

Живут в избушках короли.

Ещё Воронина Т.П. предлагает    развить творчество детей другими способами, но это уже не рифмы, а проза. Она предлагает следующие интересные техники:

Техника «фантастических гипотез»

Например: Что было бы, если бы внезапно исчезло солнце? Что было бы, если бы исчезли все взрослые? Что было бы, если бы исчезли все взрослые? Что было бы, ес-ли бы к нам пришел крокодил? ...слон?

«Оживление предметов, окружающих детей».

«Сказка – наизнанку». Описание – в книге, см. перечень литературы.

Литература:

  1. Воронина Т.П. Игры с рифмами. Стихи- сочинялки. Учебно- методическое издание. Ростов- на Дону:, ООО Феникс, 2017.
  2. Тимофеева Н.В. Развитие речевого творчества дошкольника : учеб.-метод. пособие / Н. В. Тимофеева. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020.
  3. Собственные разработки и опыт Балакиной А.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Азбука речевого творчества дошкольников

            Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психо...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.

quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........

Музыкальная игра-сказка как средство развития речевого творчества дошкольников

Игра – это ведущая деятельность ребёнка, но мы часто забываем это. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для ма...