Игры- рифмовки. речевое творчество дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для воспитателей. Описаны игры- рифмовки, проведён практикум по созданию стихов, игра БУРИМЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_rechevoe_tvorchestvo.docx | 213.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры- рифмовки «Развиваем речевое творчество».
(вербальная креативность дошкольника)
Консультация для молодых воспитателей.
Материал подготовила:
Балакина А.С., учитель- логопед
МБДОУ ПГО «Детский сад № 49»
Наблюдения языковедов (исследование А. Н. Гвоздева) и писателей (К. И. Чуковского) говорят о развитии «чувства языка» и «словотворчества» уже в период дошкольного детства. К. И. Чуковский отмечал, что наиболее ярко словесное творчество проявляется в период освоения грамматики языка и интереса к речи, в частности, от 3 до 5 лет. Следовательно, словесное творчество дошкольников не отделимо от освоения родного языка и развития речевой культуры.
- Игры с рифмами хорошо развивают фантазию и чувство красоты родного языка. Дошкольникам обычно нравится рифмовать слова и составлять простые стихи. В детском саду педагоги обязательно должны поощрять словесные эксперименты. Обучать дошкольника рифмовать тексты следует поэтапно:
- Знакомим детей с понятием рифмы, объясняем, что слова, которые рифмуются, всегда находятся в конце строки. (Варианты «Подскажи словечко»).
- Предлагаем составить маленькое стихотворение по определенному алгоритму, например: 1) Жил-был... 2) Какой он или как его звали (в рифму к № 1). 3) Что делал (2 слова). Слон, Батон, Топал, Лопал. Стол, Пол, Стоял, зевал...
- Помогаем дошкольнику составить стихи.
- Отличная идея — предложить ребенку 5-7 лет поиграть в литературную игру буриме. Она заключается в сочинении стихов на заданные рифмы. Стихи обычно шутливого характера получаются. Такая игра возникла еще в XVII веке во Франции и быстро обрела популярность в высшем свете. В классическом варианте развлечение имеет несколько правил:
- рифмы нельзя изменять;
- они должны быть разнородными;
- заранее согласовывается тема стихотворения.
В детском варианте игру следует адаптировать под возраст ребенка и его индивидуальные способности.
Рассмотрим пример буриме. Берется пара слов «муравей — воробей». Далее нужно придумать предложения с этими словами (по одному на каждое). Обычно малыш составляет простое нераспространенное предложение, например, «ползет муравей», «летит воробей». Взрослый с помощью наводящих вопросов помогает дополнить предложения: где ползет муравей? С чем он ползет? В итоге получается что-то подобное: С тростинкой по тропке ползет муравей,
А следом за ним летит воробей.
Увлекательные задания на подбор рифмы следует предлагать не только дома, но и на прогулке, в дороге, длинной очереди.
Практикум:
Игрушка - Лягушка | Зайка- Стайка | Булка- Шкатулка |
Котенок- Ребенок | Чайка - Майка | Ветерок- Цветок |
- Младшим детям можно предлагать рифмы в картинках.
- На логопедических занятиях сама рисую несколько простых картинок, названия которых рифмуются : вышка, книжка, мышка, фишка, мишка, шишка.... Затем вместе с ребенком сочиняем стихи: В лесу стояла вышка, под ней сидела мышка.
- Сочиняем сами чистоговорки. Это зависит от закрепляемого звука.
Ву- Ву- Ву – в лесу видели сову. Су- Су- Су- в лесу видели лису. и др
- Воронина Татьяна Павловна предлагает «Стихи-сочинялки».
Небывальщина в рифму. Слушай чистоговорку и добавляй окончание в рифму.
Ра-ра-ра Верблюд размером с комара. Ла-ла-ла Растут крылья у осла. Ру-ру-ру Поймали в море кенгуру. Лу-лу-лу В стоге сена нашли иглу. Ры-ры-ры Гуляют в поле осетры. | Лы-лы-лы Вставные зубы у пилы. Ре-ре-ре Живут рыбки в конуре. Ли-ли-ли Плывут по морю журавли. Ли-ли-ли Живут в избушках короли. |
Ещё Воронина Т.П. предлагает развить творчество детей другими способами, но это уже не рифмы, а проза. Она предлагает следующие интересные техники:
Техника «фантастических гипотез»
Например: Что было бы, если бы внезапно исчезло солнце? Что было бы, если бы исчезли все взрослые? Что было бы, если бы исчезли все взрослые? Что было бы, ес-ли бы к нам пришел крокодил? ...слон?
«Оживление предметов, окружающих детей».
«Сказка – наизнанку». Описание – в книге, см. перечень литературы.
Литература:
- Воронина Т.П. Игры с рифмами. Стихи- сочинялки. Учебно- методическое издание. Ростов- на Дону:, ООО Феникс, 2017.
- Тимофеева Н.В. Развитие речевого творчества дошкольника : учеб.-метод. пособие / Н. В. Тимофеева. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020.
- Собственные разработки и опыт Балакиной А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц
Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...
статья «Инновационные формы работы с детьми по связной речи как способ развития художественного речевого творчества дошкольников»
из опыта работы учителя-логопеда...
Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...
Азбука речевого творчества дошкольников
Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психо...
Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...
Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.
quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........
Музыкальная игра-сказка как средство развития речевого творчества дошкольников
Игра – это ведущая деятельность ребёнка, но мы часто забываем это. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для ма...