Азбука речевого творчества дошкольников
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Боровлёва Наталья Петровна

              Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психолого-педагогический мониторинг познавательных, речевых, творческих способностей, уровня их развития (рассказывания) и пришли к выводу о целесообразности внедрения проектного метода в практику работы с дошкольниками, что позволит создать единое речевое пространство в условиях детского сада и семьи, поднять статус образования в дошкольном учреждении, обеспечить основные образовательные услуги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»

Локомотивного городского округа

 АЗБУКА РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Авторы:

Боровлева Наталья Петровна,

старший воспитатель высшей

квалификационной категории

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………..... 3

Основная часть ................................................................................. 10

Практические этапы работы .............................................................19

Заключение .........................................................................................24

Список литературы ............................................................................25

Приложение ........................................................................................26

Введение

«Родное слово – основа всякого умственного

 развития и сокровищница всех знаний»

К.Д. Ушинский

Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).

Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией  О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях  сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).

             Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева (образовательная программа «Школа 2100»). Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

             Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся комплексным занятиям и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Большое место отводится объединяющим разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество).

             Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили нам определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования речевых умений детей, комплексного подхода, принципа единого содержания занятия, особенно для старшего дошкольного возраста.

Дети упражняются в выражении своих мыслей, черпают содержание для своей речи их живого, наглядного, осязательного наблюдения.

             Тогда лишь ребёнок получает средства самопознания, самосовершенствования, познаёт своё место в этом мире.  

              И мы, взрослые, доступно отвечаем на все детские вопросы, поощряяя детей к высказываниям, создаём необходимую среду для познания, коммуникативно-речевой деятельности.

              Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

              Задачи:

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
  5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

              Актуальность проекта:

              Неповторима прелесть первых детских слов! Долго ещё вспоминаются в семье первые, произнесённые ребёнком слова, такие дорогие родительскому сердцу. Проходят годы, ребёнок подрастает, овладевает активной речью, осваивает грамматический строй речи. Разнообразные впечатления, всё, что поражает его новизной, яркостью красок, мелодией звуков, побуждает малыша к высказываниям.

              К сожалению, в последнее время мы всё больше сталкиваемся с замедленным развитием речи, снижается уровень речевого развития детей, дошкольники не так часто используют речь по своей инициативе. В повседневной жизни речевое общение детей между собой и со взрослыми крайне скудное. Если на занятиях ребёнок, подчиняясь воспитателю, произносит и запоминает слова и фразы, описывает предмет, рассказывает об увиденном, то вне занятий выбор игр и увлечений, связанных с речью вызывает у дошкольников затруднения. Быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, использование синтаксических конструкций, речевые высказывания на поступок показывают недостаточный уровень речевого развития. Причинами нежелания высказываться являются также речевые дефекты. Дети молчат, боясь насмешек, что подавляет ребёнка психологически. Неустойчивость внимания, плохая память также мешают речевому развитию.

              Перед педагогическим коллективом обозначилась чёткая проблема – усилить внимание к развитию речи на всех возрастных этапах, наметить пути становления речи детей, развитию общей речевой культуры.

              Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.

              Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психолого-педагогический мониторинг познавательных, речевых, творческих способностей, уровня их развития (рассказывания) и пришли к выводу о целесообразности внедрения проектного метода в практику работы с дошкольниками, что позволит создать единое речевое пространство в условиях детского сада и семьи, поднять статус образования в дошкольном учреждении, обеспечить основные образовательные услуги.

              Проанализировали проекты других детских образовательных учреждений, разработали критерии оценки профессиональных умений воспитателя по руководству развитием речи у дошкольников, изучили программу О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста», исследования А.Г. Арушановой, объективно оценили собственные возможности и разработали свой образовательный проект «Азбука речевого творчества дошкольника».

Практическая значимость

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность,

устойчивость, целостность образовательного процесса.

  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития

мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.

  • Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на

учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.

              Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

  • Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, психологам, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Это наш первый опыт коллективного творчества, но он позволил утвердится во мнении о необходимости таких целенаправленных занятий с детьми. Дошкольники побывали в «Волшебной Стане Слов». Им было интересно, им было это нужно, значит наши взгляды, позиции отражают потребности  в такого рода программах развития речевой активности дошкольника. Опыт работы убедил нас и в том, что начинать работу по развитию речевых навыков общения ребёнка со взрослыми и сверстниками необходимо как можно раньше, поэтому сегодня мы предлагаем Вашему вниманию проект «Азбука речевого творчества дошкольников» от 2х  до 7 лет.

              Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие   принципы:

 1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

 2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

              Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями. Приобретая опыт занятий и игр с ребёнком, родители могут самостоятельно продолжить такую работу с ними дома.

              Предлагаемый проект – это разносторонний теоретический и практический психолого – педагогический курс для развития речевых навыков взаимодействия детей со сверстникам и взрослыми.

  • Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка

создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, готовит ребёнка к вычленению смысла слов.

Вид проекта – коллективный, творческий долгосрочный

Участники проекта

  • Дети и воспитатели всех возрастных групп
  • Старший воспитатель
  • Педагог – психолог
  • Музыкальный руководитель
  • Родители 

Структура проекта

              I. Теоретические курс – для обучения педагогов особенностям работы по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

              II. Практический курс – для детей от 2х до 7 лет, направленный на формирование речевых навыков через реализацию мини-проектов на каждом возрастном этапе с 2х до 7.

              III. Методы оценки эффективности использования предложенной образовательной модели:

  1. Опросник для воспитателей
  2. Самооценка педагогами своей деятельности
  3. Психолого-педагогическая диагностика дошкольников в динамике развития его коммуникативно-речевых навыков
  4. Оценка родителями
  5.  Результаты наблюдений, бесед.

              Полученные данные будут являться полезным источником информации для педагогов и родителей.

              IV. Работа с родителями – информационно-аналитическая, просветительская, наглядно-информационная, познавательная, досуговая.

              V. Презентация проекта – представление содержания, обоснование процесса проектирования, анализ и оценка результатов проекта. Определение новых перспектив.


 Основная часть    

Содержание и этапы реализации проекта

Iэтап – Организационно-подготовительный

              IIэтап – Реализация системы педагогических мероприятий

III этап - Аналитический

  • Анализ и обобщение имеющегося в

учреждении опыта работы по данной проблеме. Определение  путей становления речи в условиях детского сада и семьи.

  • Психолого-педагогический

мониторинг познавательных, речевых и творческих способностей детей.

  • Внесение дополнений и изменений

в содержание образования с учётом требований ФГТ и вновь вышедшей методической литературы. Анализ планирования.

  • Знакомство с проектом.
  • Формирование мотивационной

готовности родителей к участию в проектной деятельности.

  • Обучение педагогов на семинаре:

«Технология речевого развития ребёнка в дошкольном учреждении»

  • Консультирование педагогов: «О

формах речевой работы с детьми», «Речевой этикет», «Приёмы обучения рассказыванию»

  • Обновление наглядных пособий,

развивающих дидактических, словесных игр. Изготовление наглядных моделей, опорных схем-таблиц для использования в работе с детьми.

  • Определение форм и методов работы.
  • Подбор методической, научно-

популярной и художественной литературы.

  • Методическая лаборатория (занятие-

практикум) «Использование опорных схем-таблиц в работе по развитию связной речи»

  • Мастер-класс: «Использование

песочной игротерапии для развития и самореализации ребёнка».

  • Тренинг для родителей: «О

воспитании выразительности речи. Как заучивать с ребёнком стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки»

  • Встреча в педагогической гостиной: «Речевой этикет».
  • Круглый стол с участием родителей:

«Преемственность в создании условий для речевого развития детей».

  •  Апробация системы комплексных

занятий с включением элементов продуктивной деятельности.

  • Смотр речевой развивающей среды в группах.
  • Открытые просмотры занятий:

– «Весёлые ладошки»

– «Для чего нужна мебель?»

– «Сочиняем сказку вместе» (совместное творчество детей и их родителей)

– «Вечер поэзии» – конкурс чтецов

  • Самоанализ педагогами своей деятельности.
  • Творческие отчёты в различных

формах (фото и видео презентации, выставки, тематические эссе, творческие акции)

  • Проведение итоговой психолого-педагогической  диагностики.
  • Создание методических

рекомендаций для внедрения данной технологии в практику работы дошкольного учреждения.

  • Публикация в отраслевых журналах.
  • Педсовет: «Создание единого

речевого пространства в условиях детского сада и семьи»

Тематическое поле

              Механизмом реализации проекта по проблеме речевого развития ребёнка является система педагогических и психологических воздействий, интересных и разнообразных форм речевой работы. Структура нашей модели предполагает использование сенситивных периодов каждого  возраста дошкольного детства. В рамках общего проекта каждая возрастная группа детского сада работает над отдельными направлениями по мини проекту.

Возрастная группа

Название и содержание мини проекта

Выход на результат (продукт)

Младший возраст (от двух до четырёх лет)

«Учимся говорить»  

– игровые ситуации с использованием игрового персонажа; «пальчиковые игры»

 – песочная игротерапия;

– тексты с опорными картинками;

– дидактические игры и упражнения;

– малые фольклорные формы (песенки, потешки, игры хороводы)

  • Развлечение: «Весёлые ладошки»
  • «Пальчиковый театр»
  • Методическая разработка: «Путешествуем с Гномиком»
  • Игровое занятие «В гостях у Сороки – белобоки»

Средний возраст (от четырёх до пяти лет)

«По речевой дорожке»  – развитие речи детей средствами мнемотехник;

– использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании;

– включение продуктивной деятельности;

– познавательные игры «Я и моя речь»;

– словесные подвижные игры;

– загадки;

–творческие задания

  • Речевой уголок
  • Мнемотаблицы
  • «Сундучок загадок»
  • Настольно печатные и дидактические игры
  • Интегрированное занятие: «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Старший возраст (от пяти до шести лет)

«Сказкоград»

– использование загадок;

– приём рассказывания сказки по таблице, схеме;

– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);

– приём изменения сюжета сказки: «Что будет если…»

– рисование по сказке: «Картинка – пейзаж»

– сочинение задуманной сказки;

– коллаж

  • Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
  • «Сундучок загадок»
  • Игра – драматизация: «Ожившая сказка»
  • Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей)

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)

«Грамотеи»

– звукослоговой анализ слов;

– работа над предложенным текстом;

– кроссворды, ребусы, головоломки;

–речевые тренинги с детьми;

– работа со схемами;

– динамические этюды;

– игры – путешествия по «Волшебной Стране Слов»

– составление писем: своему другу; на передачу;

  письмо сверстникам в другой детский сад; воинам;

 письма – загадки;  письмо – приглашение.

  • Дидактическое пособие: «Звуковая дорожка»
  • Открытый просмотр: «Прогулка с Винни-Пухом»
  • Копилка: «Такие разные слава»
  • Праздник «Почемучек»

Кружок «Волшебная бумага»

– творческая мастерская по ручному труду. Из бумаги можно «лепить», складывать самолётики, кораблики или простые салфетки, составлять сказку с участием бумажных героев. По ходу выполнения работы дети совещаются, высказывают своё мнение и предложения

  • Показ кукольного бумажного театра детям других групп и родителям;
  • Изготовление макета комнаты (для настольного кукольного театра)


  • Работа по групповым проектам органично вписалась в педагогический

процесс детского сада. Речевые задачи включаются в содержание образования всех направлений детской деятельности при сохранении формы занимательной, увлекательной игры. Вся работа строится на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.                                                                                                                      По  содержанию все мини-проекты   связаны едиными задачами и темой и дают возможность ребёнку более полно и разносторонне «прожить» материал.

  • В ходе реализации проекта выяснилось, что использование комплексно-

тематического принципа более результативно, так как у детей отмечается повышенный интерес и стремление заниматься различными, не похожими друг на друга видами деятельности: художественно-речевой, театрализованной, продуктивной.

  • В приложении представлены различные игры, конспекты интегрированных

занятий, образцы планирования тем, рисунки детей и фотографии. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, коммуникативно-речевые навыки, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности. Дети не только приобретают новые знания, но и применяют их на практике.

              Было достигнуто главное – значительно повысился уровень речевого развития детей. Старшие дошкольники умеют сформулировать вопрос, объяснить необходимость тех или иных действий.

              Проект вписался в общее образовательное пространство, так как решение задач определено возрастом, возможностями детей и содержанием образовательной программы. Проективный метод на практике показывает своё преимущество и эффективность.

              Тематическая интеграция формирует целостную картину, образ окружающего мира и показывает разнообразие его выражений в речи, природе, искусстве, даёт возможность ребёнку реализовывать творческие возможности,

развивать речь, коммуникативные навыки и умения, свободно делиться впечатлениями. Конкретизация темы зависит от педагога, индивидуальных особенностей детей и возраста группы, а также от годовых задач работы учреждения. Учитываются события, явления  в жизни общества, сезон и региональный компонент.

               Работа по формированию познавательно-речевых, коммуникативных и диалогических умений дошкольников носит комплексный характер и включает в себя следующие направления:

  • Все эти виды деятельности ставят и решают задачи речевого развития детей.
  • Общение выступает как способ организации воспитателя и детей, как социально-психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Общение с окружающим и разнообразный практический опыт ребёнка-дошкольника с самого начала опосредованы языком. Именно общение активизирует эмоциональную сферу, нормализует поведение ребёнка.

Получая опыт общения со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится не бояться высказывать свои мысли. У детей развивается не только культура речевого общения, но и нравственные качества личности.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1й год

2й год

Факторы повышения качества речевого поведения ребёнка:

  • Новизна содержания мотивов.
  • Наглядный материал.
  • Игровые приёмы.
  • Демократический стиль общения.
  • Использование интересных занимательных форм занятий (занятия-

конкурсы; игры-соревнования; путешествия в сказку; отгадывание и загадывание загадок; кроссворды; ребусы; использование наглядных форм символизации при пересказе знакомых сказок).

  • Культура собственной речи воспитателя.
  • Речь  воспитателя – образец для подражания (грамотность, чёткость,

выразительность, точность и правильность словесных обозначений).

Практические этапы работы

                  Современные исследования подтверждают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому в работе с детьми мы применяем «пальчиковый» театр как средство познавательно-речевого развития дошкольников. С детьми разыгрываются стихи, сказки, мини-сценки. В результате ритм речи и движений у детей становится становиться более согласованным. Речь детей – более внятной и выразительной. Большинство малышей без усилий учатся управлять тембром голоса, его высотой.

              Перчаточные куклы, подвижные и выразительные, позволяют развивать мелкую моторику ребёнка, его выразительность речи, умение импровизировать, его артистические способности. С помощью перчаточного театра дети учатся выражать и регулировать свои собственные переживания. Кроме того, это стимулирующий фактор для развития диалогической речи.

            В работе по использованию «пальчиковых» игр были поставлены и решались следующие задачи:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой

               деятельностью детей.

  • Сделать данный вид занятий регулярным, выделив для этого оптимальное время (утром и после сна по 2-3 минуты; во время занятий, включая в содержание физкультминуток).
  • Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

             Широкое использование игр с поэтическим словом и движения пальцев    совершенствуют произношение, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Речевое общение детей в предметной и игровой деятельности обогащает словарь: мозаика, пирамидки, застёгивание пуговиц, игры с карандашами, крупой, песком.

Использование песочной игротерапии в работе по развитию речи

          Привлекательной средой для использования сказко – терапевтического  подхода является песок. Наборы мелких предметов (сказочные герои, животные, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры), используемые в играх с песком, проигрывание ситуаций с этими фигурками способствуют решению таких задач, как развитие коммуникативно- речевых навыков, облегчает процесс обучения ребёнка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства, проявляется его творческая активность в сочинении сказок на песке. Дети учатся слушать и слышать друг друга.

          Игры с песком очень интересны и разнообразны. Мы сгруппировали их по трём направлениям: обучающие, познавательные и проективные.

          На этапе адаптации ребёнка используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния: «Отпечатки наших рук». Ребёнок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, произвольное внимание и память.

         «Оживление» абстрактных символов, букв, цифр, геометрических фигурок и «реальное» проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказок имеет место и на следующих возрастных ступенях, является основой подготовки руки к письму.

         Привлекает внимание детей работа с глиной. Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира ребёнка. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества.

           Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию  к лучшему. И это настоящее волшебство.

      Цель:  создать условия для снижения  тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами.
        Задачи: 

  • способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
  • оказать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью;
  • оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
  • помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
  • развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
  • способствовать становлению произвольной регуляции поведения;
  • способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

         В детском саду функционирует кружок «Волшебная бумага», где старшие дошкольники могут проявлять свою инициативность, активность, творчество. В содержание занятий включаются также задачи формирования словарного запаса, а также развитие словотворчества.

         Широко используется в образовательном процессе детского сада макетирования (изготовление макетов), что помогает решению проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности. Дети учатся составлять речевой план будущей постройки, описывать продукт своей деятельности, сочинять творческие рассказы, придумывать загадки.

        Удачной находкой является «лего - конструктор». Игры на основе конструктора позволяют вырабатывать умения сотрудничать, объяснять и аргументировать свои действия речевыми высказываниями, вырабатывают социальные навыки.

         Сенсорное и речевое развитие ребёнка протекают в тесном единении. Накопление представлений, знаний происходит через восприятия, поэтому работа по развитию речи сопровождается развитием органов чувств и восприятий. Ведь нельзя рисовать, конструировать, лепить не обследуя. Сенсорный опыт ребёнка обогащает его речь. Обследуя предметы, дети выделяют те или иные качества, свойства (твёрдый, мягкий, гладкий, тяжёлый, хрупкий…) форму, величину, цвет (большой, маленький, круглый, красный, жёлтый…), части предмета и пространственное их отношение, отражают всё это в речи. Система обследовательских действий является основой для выявления звуковысотных отношений ритма, звукового состава слова.

            Осваивая под руководством взрослых эталонные значения ребёнок поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщённых, систематизированных. Сенсорный опыт позволяет детям анализировать действительность, самостоятельно видеть и называть особенности предмета. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного периода.

             Логическое познание, восприятие окружающего вырастает из чувственного опыта. Ведущая роль при этом принадлежит мышлению и речи, как особого раздражителя, различение интонации звуков, слов обеспечиваются слуховыми и кинетическими восприятиями. В силу того, что сенсорное восприятие осуществляется в процессе детской деятельности, подбор дидактического материала проводится по видам этой деятельности: игровой, речевой, изобразительной, музыкальной, трудовой. В  группах имеются центры сенсорики, где дети занимаются с удовольствием: собирают пирамидки, опираясь на схему; соотносят матрёшек по величине, поясняя свои действия.

Мониторинг достижения планируемых результатов

  1. Педагогами (приложение 1)
  •  Опросник для самооценки профессионализма воспитателя по руководству речевым развитием детей.
  •  Оценочная карта профессиональных умений педагога.
  •  Карта проверки плана по развитию речи детей в условиях детского сада.
  •  Протокол обследования речевой развивающей среды.
  •  Карта анализа речи воспитателя.
  1. Достижения воспитанников в речевом развитии (приложение 2) (психолого-педагогическая диагностика ребёнка в динамики развития его коммуникативно-речевых навыков):
  • Задания для обследования сформированности речевых навыков и навыков словообразования.
  • Результаты наблюдений и бесед (использованы методические рекомендации ГОУДПО «ЧИППКРО»)
  • Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной)
  • Оценка родителей детьми «Рисунок семьи» (старший дошкольный возраст)
  1. Анкета для родителей (приложение 3)
  • Предлагаемый набор диагностических методик позволяет выявить у детей причины недостаточного уровня речевого развития, позитивные изменения, эмоциональную, поведенческую сферу ребёнка.  

Сотрудничество с семьёй по вопросам речевого развития детей

Цель – повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.

  1. «Круглый стол»: «Метод проектов как условие успешного речевого развития детей»
  2. Организация работы клуба молодой семьи «Светлячок»
  3. Выпуск стенгазеты: «Наши дети рассказывают»
  4. Работа семинара: «Методы игрового речевого общения с ребёнком в условиях семьи».
  5. Речевые тренинги с использованием пальчиковых игр и упражнений, чистоговорок, загадок, пословиц, коротких считалок.
  6. Почтовый ящик: «Задайте вопрос» (воспитателю, педагогу-психологу, врачу-педиатру…).
  7. «Копилка для родителей» - памятки, практические задания, советы, рекомендации.
  8. Фотовыставки: «Учимся правильно говорить»; домашние выставки: «Умелые руки»; «Куклы наших бабушек»
  9. Детско-родительские проекты: «Моя семья», «Моя игрушка», «Моя сказка», «Я и мои друзья», «Это наш с тобой любимый посёлок».
  10.  Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, в конкурсах, праздниках, играх-соревнованиях, оформление плакатов, таблиц. Создание макета по русским сказкам.
  11.  Составление альбомов с детьми «Сочиним сказку» (детские рисунки и записанные детские рассказы).
  12.  «День открытых дверей» - просмотр занятий, игр с речевым содержанием.
  13.  Педагогическая библиотека для родителей.
  14.  Опрос-анкетирование:  
  • Получилось ли то, что вам хотелось?
  • Узнали ли Вы что-нибудь новое?
  • Что Вас порадовало?
  • Что Вам понравилось больше всего?
  • Что ещё нужно изменить?

Заключение

  • Анализ итогов реализации проекта позволяет сделать вывод о том, что в

дошкольном учреждении созданы условия для формирования  профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Выполнение проекта способствовало сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.

  • Использование активных форм работы по речевому развитию детей   способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

Общий средний показатель

*** - предполагаемый результат

  • Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом

развитии  ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

       Данный проект хорошо вписался в образовательную работу педагогического  коллектива.

Список литературы

  1. Ушакова О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста./ Управление Дошкольным Образовательным Учреждением № 6, 2006,с.88-90
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – Синтез, 2006
  3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике – М.: ТЦ Сфера, 2010
  4. Пикулева Т.И. Слово на ладошке: занятия, обогащающие внутренний мир ребёнка – Челябинск, 2006
  5. Петрова Т.И. .Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа – М.: Школьная пресса, 2006
  6. Ворошина Л. Творческое рассказывание / Дошкольное воспитание № 9, 2007, с. 28-31
  7. Сомкова О. Развиваем речь детей / Дошкольное воспитание № 1, 2006
  8. Тимофеева Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к учебной деятельности) Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2006
  9. Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников / Дошкольное воспитание № 1, 2007 с. 50-56
  10. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Третий год жизни: развитие речи и речевого общения / Дошкольное воспитание № 12,  2009 с. 33-37
  11. Любина Г. О речевом поведении воспитателя / Дошкольное воспитание № 4  2006 с. 17-19
  12.  Чумичёва Р. Воспитание живописи и развития образной речи / Дошкольное воспитание № 11  2007 с.  44-47

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Протокол обследования развивающей речевой среды в группах

№ п/п

Элементы развивающей среды

Оценка содержания в баллах

1 подгот

 

2 подгот

1 старшая

2 старшая

1 средняя

2 средняя

1.

Познавательный уголок (карты, глобус, часы, календари)

2.

«Полочка умных книжек» (познавательная литература)

3.

Уголок знаний (коллекции, альбомы, фото, иллюстрации, тематические подборки)

4.

Познавательная игротека (мини-музей, экспериментальное исследование), настольно-печатные игры

5.

Речевая игротека «Говори правильно, рассказывай понятно, разговаривай вежливо»

6.

Книжный уголок (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг):   – соответствие содержания возрасту;           – наличие художественной литературы (несколько книг одного наименования и автора, но разных издательств);                                                                 – материалы о художниках иллюстраторах;              – книжки – самоделки

7.

Разные виды театров, оборудование к ним (ширма, фланелеграф)

8.

Дидактические игры

9.

Коллажи

10.

Плоскостные и объёмные модели

11.

Картотека художественного слова

12.

Качество оформления

13.

Новизна, оригинальность в содержании

Система оценки: 3 балла – полностью соответствует требованиям;

                               2 балла – соответствует некоторым предложениям;

                               1 балл – есть замечания

Приложение 1

Оценочная карта профессиональных умений воспитателя по руководству развитием связной речи у дошкольников

№ п/

п

Профессиональные умения воспитателя

Ф.И.О. воспитателя

ГладийТВ

ГречущеваТМ

Бочкарёва ОР

Лобанова М.Н

Комарницкая

Ткач Л.Н.

Щапина Г.А.

Саблина Е.П.

Ибрагимова

Кузьмина ЛЛ

Кухарь СС

Лазарева СИ

Иванова ВП

Шерстабитова

1

Знание программных задач развития связной речи у детей своей возрастной группы, умение решать их во взаимодействии (образовательные, развивающие и воспитательные), умение распределять задачи программы на весь учебный год

2

Умение диагностировать уровень речевого развития дошкольников. Знание методик диагностики

3

Владение современными методиками и технологиями развития речи детей

4

Умение правильно провести отбор содержания и выбор форм обучения родному языку (оптимальность выбора форм организации занятий и приёмов работы)

5

Учёт требований и факторов повышения качества речи детей;                                    – новизна содержания мотивов;                – наглядный материал;                                – игровые приёмы обучения;                     – демократический стиль общения;                   – использование интересных форм занятий

6

Речевая культура педагога: – точность и ясность выражения мыслей;                      – образность речи;                                        – эмоциональность и интонационная выразительность речи;                                         – доступность речи для детей по форме и содержанию

7

Реализация перспективного и календарного плана по речевому развитию

8

Создание условий в группе для развития речевой деятельности оснащённость развивающей речевой среды

9

Умение организовывать родителей для участия в совместной деятельности с детьми

Приложение 1

Опросник для самооценки профессионализма воспитателя по руководству речевым развитием детей

№ п/п

Содержание вопросов

Ответы воспитателей

1.

Назовите основные направления работы по развитию связной речи у детей?

2.

Какова основная цель развития речи у дошкольников?

3.

Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи или это отдельное направление работы?

4.

Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым?

  • Общение взрослых и детей
  • Образовательные ситуации
  • Обучение родной речи и языку на занятиях
  • Художественная литература
  • Культурная языковая среда, речь воспитателя
  • Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)

5.

Какие методы и приёмы, формы работы по развитию речи Вы используете?

6.

Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями своих воспитанников в направлении развития речи?

Приложение 1

Карта проверки плана по развитию речи детей в условиях детского сада

№ п/п

 

 Возрастные группы

1подготов

 

2подготов

1 старшая

2 старшая

1 средняя

2 средняя

1 младшая

2младшая

1.

Перспективное планирование (подбор тем; учёт уровня развития навыков рассказывания у детей). Программное содержание

2.

Планирование методических приёмов

3.

Развитие словаря и формирование грамматического строя речи

4.

Воспитание звуковой культуры речи

5.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

6.

Дидактические игры

7.

Беседы с детьми (разговоры с детьми)

8.

Работа с материалами книжного уголка

9.

Отгадывание и загадывание загадок, кроссвордов ребусов

10.

Инсценировки, игры – драматизации

11.

Обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин)

12.

Досуг и развлечения

13.

Работа с родителями

Приложение 6

Методическая лаборатория «Использование опорных схем в работе с детьми»

Форма проведения: занятие – практикум.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах теории и практики речевого развития дошкольника.

Задачи: 

 – закрепить теоретические знания по обучению связанной речи

дошкольника;

 – углубить и расширить знания по применению опорных схем в работе с дошкольниками.

         Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве.

         Психологи подчёркивают, что в связной речи отчётливо выступает

тесное взаимодействие речевого и умственного развитие детей. «Ребёнок

учится мыслить, учась говорить, и совершенствует речь, учась мыслить»

(Ф.А. Сохин). Связанная речь развивается постепенно вместе с развитием

мышления и усложнением детской деятельности и    общения с

окружающими людьми. Эта одна из главных задач детского сада. Функции

речи с содержанием, которое ребёнок отражает по средствам языка.

         Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения

человека. Для ребёнка это  умение – средство проверки своих знаний,

представлений, оценок.

         Обучение связанной речи – умение чётко, последовательно излагать

свои мысли.

         Факторы, облегчающие развитие становления связной речи:

  – наглядность (С.Л. Рубинштейн, Л.Б. Эльконин и др.);

  – создание плана высказывания.

         Важность последовательного размещения в предварительной

программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что

каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим,

отмечал Л.С. Выготский.

         Опорные схемы (ОС) – попытка задействовать для решения

познавательных задач двигательную и зрительную память, ассоциативную

память шуток, радости, открытий, жестов.

  • В чём цель опорных схем?
  • Где их можно использовать?
  • В чём особенности использования опорных схем в детском саду и школе?

Этапы работа с опорными схемами

  1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
  2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
  3. Введение отрицаний.
  4. Сочетание символов, чтение их цепочки.
  5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующий какое-либо качество.  Задача этого этапа – активный поиск изображения, умение аргументировать свой выбор.
  6. Творческое создание детьми опорных схем.

          Трудности, испытываемые детьми при использовании опорных схем. На 1-4 этапах дети не могут абстрагироваться от символа, условного изображения; начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения.

            На 5 и 6 этапах – небольшой изобразительный опыт; незнание букв, цифр, знаков.

            Для преодоления робости и неуверенности используются: зарисовка загадок, коллективный поиск, изображений радости и горя, ветра, света и т.д.

Практические задания

  1. Составить зарисовки на загадки:

 – «Без окон, без дверей полна горница людей»;

 – «Без рук, без топорёнка построена избёнка»;

 – «И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят».

  1. Составьте опорную схему к сюжетно-ролевой игре «Больница».
  2. Разработайте опорную схему (по своей возрастной группе) к рассказу по сюжетной картинке, сказке, рассказу.

Презентация практических заданий.

Итоги занятия: Повседневная жизнь представляет большие возможности

для спонтанного рассказывания детей (рассказы педагогам и товарищам о

событиях дома, при встрече выздоровевшего ребёнка и др.). педагог должен

не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие

детей рассказывать. Работа с опорными схемами, символами – это небольшая

часть работы с детьми, она не  заменит непосредственного общения педагога

с ребёнком. Главным остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в

детском саду – вот основа для формирования такого сложного умения, как

рассказывание. Нужно добиваться, чтобы каждый ребёнок, переходя их

детского сада в школу, овладел им в том объёме, который намечается

программой воспитания в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

"Азбука речевого творчества дошкольников"

            Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психо...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.

quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........


 

Комментарии

СПАСИБО, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ АЗБУКА!