Дифференциация звуков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учимся не путать звуки Ш - Ж | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по дифференциации звуков Ш-Ж в произношении
и на слух с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить дифференцировать звуки Ш и Ж в произношении и на слух;
- Продолжать учить составлять предложения из 2 слов;
- Учить правильной речи как средству общения и культуры.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание, воображение, память, мелкую моторику, активность;
- Формировать звуковую, интонационную культуру речи, фонематический слух;
- Обогащать, активизировать словарный запас.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение работать в небольшом коллективе.
Оборудование:
Аудиозаписи звука жука, шипение змеи, аудиопроигрыватель, погремушка (колокольчик), сундучок для сюрпризного момента, картинки-символы звуков Ш,Ж, картинки на звуки Ш, Ж, пиктограмма описания артикуляции звука, пиктограмма описания характеристики звука, модель предложения из 2 слов (паровоз), мяч, раскраски.
Предварительная работа:
- постановка и автоматизация звуков Ш, Ж,
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Используемые технологии:
Элементы сказкотерапии
Элементы психогимнастики
Мнемотехнологии
Игровые технологии
Динамическая смена поз
Биоэнергопластика
Пальчиковый игротренинг
Проблемно-поисковые технологии
Технология коррекции лексико-грамматического строя речи.
Технология развития языкового анализа и синтеза.
Технологии коррекции недостатков звукопроизношения.
Ход:
Вводная часть:
Логопед: Очень весело звучит, танцевать нам всем велит
Разноцветная игрушка, а зовется…. (погремушка).
Как вы думаете, почему так назвали погремушку?
Дети: потому что она гремит.
Логопед: Погремушка подскажет вам, где в нашем кабинете находится сюрприз. Если погремушка гремит тихо, значит рядом сюрприза нет, чем громче гремит погремушка, тем ближе сюрприз.
Дети с помощью погремушки находят сюрприз - сундучок.
Основная часть:
В сундучке картинки-символы звуков Ш(змейка) и Ж(жук).
Логопед прикрепляет символы на доску и предлагает детям с ними поиграть.
Дидактическая игра «Песенка»
Цель: развитие интонационной речи и слухового внимания. Послушайте, как шипит змейка: «Ш-ш-ш…», давайте вместе споем эту песенку.
Дети хором и по одному произносят : «Ш-ш-ш…»
А теперь послушайте, как поет жук свою песенку: «Ж-ж-ж…». Теперь вместе споем эту песенку.
Дети хором и по одному произносят : «Ж-ж-ж..»
Дети выполняют задание.
Давайте поиграем: мальчики будут змейками и будут тихо шипеть, а девочки- жуками и они будут звонко жужжать. Теперь предлагаю поменяться.
Дети выполняют задание.
Логопед: Ребята, какие звуки мы пропевали сейчас? В каком положении были губы?, язычок? (предлагается пиктограмма для описания артикуляции звука),
а что вы можете сказать о самих этих звуках, дайте им характеристику. (предлагается пиктограмма для описания характеристики звука).
Чем похожи эти звуки, а чем они отличаются.
Дети отвечают.
Логопед: Чтобы эти сложные звуки мы произносили чисто и правильно вспомним наши волшебные упражнения.
Проводится артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Дидактическая игра «Чья песенка?»
Цель: развитие слухового внимания и памяти.
Логопед: В сундучке есть чудесный мяч. Он будет вам помогать выполнять задания. Я каждому из вас брошу мяч и назову слоги, а вы должны отгадать, чья это песенка, и проговорить названные вам слоги.
Логопед бросает мяч детям по очереди и называет пару слогов: шу-жу, жу-жа, ша-жа, аш-уш…
Молодцы! В сундучке есть конверт с картинками. Сними тоже можно поиграть в разные игры.
Дидактическая игра «Разложи картинки».
Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Логопед: картинки перепутались. Нужно их разложить отдельно: со звуком Ш к изображению змейки и со звуком Ж к картинке с изображением жука.
Картинки лежат на столе изображениями вниз. Дети берут по одной картинке, называют и прикрепляют к магнитной доске под нужным символом.
Физминутка: «Жуки» (картотека, автор Нищева Н.В.)
Дидактическая игра «Составь предложение»
Цель: формирование умения составлять предложения из двух слов с использованием предлога. Логопед достает из сундучка картинки с изображениями паровоза и вагона и помещает их на магнитную доску.
Логопед: С этим поездом мы немного поиграем. Паровоз обозначает первое слово, а вагон-второе. Мы будем составлять предложения из двух слов. Сначала-предложения со словами со звуком Ш. Говорите медленно и четко.
Дети составляют предложения.
Теперь будем составлять предложения со словами, в которых есть звук Ж. Говорить будем быстро.
Дети составляют предложения.
Пальчиковая гимнастика.
Дидактическая игра «Поиграй немножко-хлопни в ладошки»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Логопед: Посмотрим, что еще есть в сундучке. Дети достают листок бумаги, на котором напечатаны слова.
Я буду читать вам эти слова по одному, если вы услышите звук Ш-топните ногой, если услышите звук Ж-хлопните звонко в ладоши.
Слова: кошка, ручка, Лёша, бегут, санки, зонт, карандаш, нос, сумка…
Дети выполняют задания.
Заключительная часть:
Логопед: Скажите, о каких звуках мы сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось, что было трудно? В какую игру хотели бы еще раз поиграть? Дети отвечают.
А в сундучке еще что- то лежит. Картинки-раскраски с изображением змеек и жучков это вам за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...