Дифференциация звуков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Конспект занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учимся не путать звуки Ш - Ж21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по дифференциации звуков Ш-Ж в произношении

и на слух с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить дифференцировать звуки Ш и Ж в произношении и на слух;
  • Продолжать учить составлять предложения из 2 слов;
  • Учить правильной речи как средству общения и культуры.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, воображение, память, мелкую моторику, активность;
  • Формировать звуковую, интонационную культуру речи, фонематический слух;
  • Обогащать, активизировать  словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в небольшом коллективе.

Оборудование:

 Аудиозаписи звука жука,  шипение змеи, аудиопроигрыватель, погремушка (колокольчик), сундучок для сюрпризного момента, картинки-символы звуков Ш,Ж, картинки на звуки Ш, Ж, пиктограмма описания артикуляции звука, пиктограмма описания характеристики звука, модель предложения из 2 слов (паровоз), мяч, раскраски.

Предварительная работа: 

  • постановка и автоматизация звуков Ш, Ж,
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Используемые технологии:

Элементы сказкотерапии

Элементы психогимнастики

Мнемотехнологии

Игровые технологии

Динамическая смена поз

Биоэнергопластика

Пальчиковый игротренинг

Проблемно-поисковые технологии

Технология коррекции лексико-грамматического строя речи.

Технология развития языкового анализа и синтеза.

Технологии коррекции недостатков звукопроизношения.

Ход:

Вводная часть:

Логопед:     Очень весело звучит, танцевать нам всем велит

           Разноцветная игрушка, а зовется…. (погремушка).

Как вы думаете, почему так назвали погремушку?

Дети: потому что она гремит.

Логопед: Погремушка  подскажет вам, где в нашем кабинете находится сюрприз. Если погремушка гремит тихо, значит рядом сюрприза нет, чем громче гремит погремушка, тем ближе сюрприз.

Дети с помощью погремушки находят сюрприз - сундучок.

Основная часть:

В сундучке картинки-символы звуков Ш(змейка) и Ж(жук).

Логопед прикрепляет  символы на доску и предлагает детям с ними поиграть.

Дидактическая игра «Песенка»

Цель: развитие интонационной речи и слухового внимания. Послушайте, как шипит змейка: «Ш-ш-ш…», давайте вместе споем эту песенку.

Дети хором и по одному произносят : «Ш-ш-ш…»

А теперь послушайте, как поет жук свою песенку:  «Ж-ж-ж…». Теперь вместе споем эту песенку.

Дети хором и по одному произносят : «Ж-ж-ж..»

Дети выполняют задание.

Давайте поиграем: мальчики будут змейками и будут тихо шипеть, а девочки- жуками и они будут звонко жужжать. Теперь предлагаю поменяться.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята, какие звуки мы пропевали сейчас? В каком положении были губы?, язычок? (предлагается пиктограмма для описания артикуляции звука),

а что вы можете сказать о самих этих звуках, дайте им характеристику. (предлагается пиктограмма для описания характеристики звука).

Чем похожи эти звуки, а чем они отличаются.

Дети отвечают.

Логопед: Чтобы эти сложные звуки мы произносили чисто и правильно вспомним наши волшебные упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Дидактическая игра «Чья песенка?»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Логопед: В сундучке есть чудесный мяч. Он будет вам помогать выполнять задания. Я каждому из вас брошу мяч и назову слоги, а вы должны отгадать, чья это песенка, и проговорить названные вам слоги.

Логопед бросает мяч детям по очереди и называет пару слогов: шу-жу,  жу-жа, ша-жа, аш-уш…

Молодцы! В сундучке есть конверт с картинками. Сними тоже можно поиграть в разные игры.

Дидактическая игра «Разложи картинки».

Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.

Логопед: картинки перепутались. Нужно их разложить отдельно: со звуком Ш к изображению змейки  и со звуком Ж к картинке с изображением жука.

Картинки лежат на столе изображениями вниз. Дети берут по одной картинке, называют и прикрепляют к магнитной доске под нужным символом.

Физминутка: «Жуки» (картотека, автор Нищева Н.В.)

Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель: формирование умения составлять предложения из двух слов с использованием предлога. Логопед достает из сундучка картинки с изображениями паровоза и вагона и помещает их на магнитную доску.

Логопед: С этим поездом мы немного поиграем. Паровоз обозначает первое слово, а вагон-второе. Мы будем составлять предложения из двух слов. Сначала-предложения со словами со звуком Ш. Говорите медленно и четко.

Дети составляют предложения.

Теперь будем составлять предложения со словами, в которых есть звук Ж. Говорить будем быстро.

Дети составляют предложения.

Пальчиковая гимнастика.

Дидактическая игра «Поиграй немножко-хлопни в ладошки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Логопед: Посмотрим, что еще есть в сундучке. Дети достают листок бумаги, на котором напечатаны слова.

Я буду читать вам эти слова по одному, если вы услышите звук Ш-топните ногой, если услышите звук Ж-хлопните звонко в ладоши.

Слова:  кошка, ручка, Лёша, бегут, санки, зонт, карандаш, нос, сумка…

Дети выполняют задания.

Заключительная часть:

Логопед: Скажите, о каких звуках мы сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось, что было трудно? В какую игру хотели бы еще раз поиграть? Дети отвечают.

А в сундучке еще что- то лежит. Картинки-раскраски с изображением змеек и жучков это вам за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...