семинар-практикум "Равные возможности"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Светлана Степановна Яроцкая

семинар для педагогов о категории детей ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_noyabr_22.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Равные возможности»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

Задачи:

1. Изучить истории вопроса.

2. Закрепить знания о характерных особенностях детей по нозологиям.

3. Обучить определению нарушения по педагогической характеристике.

Ход семинара:

1 Введение в тему

1 слайд

Ведущий: С 1946 года появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем стало понятно, что это звучит не красиво и обидно для родителей таких детей. С 1996 года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья. 21 век –это время не только новых компьютерных и информационных технологий, но и время новых образовательных технологий.

2 слайд

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования, которое заключается в «обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

3 слайд

Т.о. инклюзивное образование – это образовательная система, где дети с особыми возможностями здоровья и дети, не имеющие каких-либо физических, психических, языковых и других особенностей, обучаются в одном образовательном учреждении, где для каждого ребенка созданы наиболее оптимальные условия воспитания и обучения.

Ведущий: Дети с какими особенностями относятся к категории детей с ОВЗ?

Мультфильм

5 слайд

Дети с ОВЗ:

#1044;ети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

#1044;ети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); #1044;ети с нарушением речи (логопаты); #1044;ети нарушением опорно-двигательного аппарата; #1044;ети с умственной отсталостью; #1044;ети с задержкой психического развития; #1044;ети с нарушением поведения и общения; #1044;ети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;

9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Ведущий: Что необходимо для реализации инклюзивного образования?

Предположительные ответы педагогов.

6 – 7 слайд

Специальные условия для детей с ОВЗ:

- Создание соответствующего образовательного пространства

- Создание программно-методического обеспечения

- Создание предметно-развивающей среды

- Создание дидактического обеспечения

- Обеспечение безопасной развивающей среды, в том числе на участке, прогулке

- Обеспечить взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог и др.)

- Взаимосвязь с окружающим социумом (поликлиника, соцзащита, социокультурное пространство)

- Образовательная программа

- Поощрение детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ

- Делать упор в обучении и воспитании на сильные стороны детей. Это позволит ребёнку верить в себя

- Взаимодействие с родителями или законными представителями

Ведущий: Первоначально необходима готовность педагогического коллектива.

Выступление педагога-психолога Хисамовой О.А. «Анализ анкетирования педагогов»

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

8 слайд

Характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладении навыками функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении.

Проблема в развитии ребёнка связана не только с биологическими факторами, но и с неисполнением главных педагогических закономерностей: ограниченно общение, нарушена система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или снижена социальная активность.

В настоящее время в дошкольном учреждении воспитываются дети по 4 нозологиям:

1. Дети с нарушением речи.

2. Дети нарушением опорно-двигательного аппарата.

3. Дети с задержкой психического развития.

4. Дети с расстройством аутистического спектра.

Давайте рассмотрим какие особенности характерны для данной категории детей.

Выступление:

9 – 12 слайд КистанкинаТ.С.,

13- 19 слайд Максимкина В.С.,

20 – 22 слайд Ямкина Т.В.,

23 – 26 слайд Хисамова О.А.

Динамическая пауза. Найденова О.Н.

3. Педагогические ситуации по нозологиям.

Ведущий: В наше педагогическое сообщество инклюзивного образования в новом учебном году влились новые педагоги. Для того, чтобы лучше понять особенности детей данных категорий мы переходим к практической части.

Пути решения.

27 слайд

Практическая работа

Выступление педагога-психолога Павловской Ю.А.

Определение нозологии по характеристике нарушения развития.

28 слайд

5. Рефлексия

Педагог-психолог Хисамова О.А.

- Я сегодня вспомнила…

- Меня порадовало…

- Мне было трудно…

6. Притча.

29 слайд

В заключение нашей встречи хотелось бы поделиться одной историей.

Как-то один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь!?

И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял – послал ему навстречу, тебя».

30 слайд

Уважаемые педагоги. Мы идем вам навстречу, подбираем удобное время, не ограничиваем в выборе детей, темы занятий. Поэтому, продолжается неделя взаимопросмотров занятий по речевому развитию детей. Напоминаю показывают индивидуальную работу: 6 декабря в Коновалова И.В. группа «Брусничка», 7 декабря Шемшединова Е.Ю. группа «Колокольчики». 6 декабря запланированы просмотры Гром Е.А. группа «Ладушки», Бальцер С.О. группа «Звездочки». Возможно по объективным причинам просмотры будут перенесены на другое время.

В дальнейшем планируется смотр РППС, тренинг по работе педагогов с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...