Мастер-класс для педагогов «Использование кубика Блума для речевого развития дошкольников»
методическая разработка

Иконникова Елена Владимировна

Мастер-класс для педагогов

«Использование кубика Блума для речевого развития дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kubik_bluma.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование кубика Блума для речевого развития дошкольников»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Задачи:

  1. Показать, как можно использовать кубик Блума в образовательной деятельности детей.
  2. Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
  3. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в развитие

Оборудование: кубик Блума, презентация, памятки.

Ход мастер-класса:

– Добрый день, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на моём мастер – классе по теме: «Использование кубиков Блума для речевого развития детей дошкольного возраста».

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. уровень числа дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Поэтому работа по речевому развитию детей на сегодняшний день является  важной.

Сегодня вашему вниманию я  представлю методику для развития речи детей, которая называется -  Кубик Блума.

Цель: ознакомление с новой технологией Кибик Блума, повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать кубик Блума в образовательной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование «Кубика Блума» в воспитательно – образовательном процессе дошкольников.

Оборудование: кубик Блума, презентация, памятки.

Ход мастер-класса:

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Сфера Познания», в ней он впервые рассказал о «Кубике Блума» — это способ формулировки задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы.

Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написано:

- Назови….Почему….Объясни….Предложи….Придумай….Поделись.

Тему кубиков вы можете выбирать самостоятельно, в зависимости от мероприятий которые запланированы вами в группах.

Остановимся подробнее на классификации вопросов согласно теории Блума.

Назови.  Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. нужно описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия.

Коллеги я вам дала буклеты в которых отмечено, что предполагает каждый вопрос грани.

«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Возможны два варианта применения:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. (Кубик Блума «Новый год»)

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Педагог или  воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Наиболее удобно применять этот приём на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. (пример проект «Безопасная азбука»)

Сейчас, приступим к практической части нашего мастер-класса.

Приглашаю три педагога за стол.

На примере кубика Блума на тему: «Дружба», «Семья»,  я покажу вам, как можно использовать Кубик Блума на начальном этапе работы. Я бросаю кубик и называю вопросы в соответствие с выпавшей гранью. Вы отвечаете на поставленный вопрос.

Теперь, я хочу показать, другой вариант применения «Кубик Блума». Данный вариант можно использовать в старшей и подготовительной к школе группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.

Мы  разделимся на 2 группы. 1 группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. (я вам да готовый шаблон, в котором вы будите прописывать вопросы)А вторая группа будет отвечать на вопросы. Всем ли понятны правила???

Тема нашего  занятия «Зима».

1. НАЗОВИ

- назовите три зимних месяца -Почему зимой идет снег

- назовите, что одевают люди зимой

- назовите, зимние природные явления

- назовите, какие приметы зимы вы знаете

- назовите, какая погода бывает зимой

2. ПОЧЕМУ

- почему люди зимой одеваются тепло

- почему перелетные птицы улетают на юг

- почему зимой день короткий, ночь длинная

- почему зимой не мерзнут животные

- почему, некоторые животные меняют цвет шерсти

3. ОБЪЯСНИ

- объясни, что будет если зимой надевать панамки, футболки, шорты, сандали

- объясни, будет с зайцем, если он не поменяет

- объясни, из чего состоит снег

- объясни, что такое лед

4. ПРЕДЛОЖИ

- предложи способ применения снега, льда?

- предложи свои предметы зимней одежды

– предложи, как можно облегчить жизнь птиц и цвет шерсти животных зимой?

- предложи способы передвижения зимой.

5. ПРИДУМАЙ

 - придумай загадку о зиме

- придумай зимние слова (снежинка, мороз, снеговик, метель, вьюга, снегурочка, сугроб,

-Какую характеристику можно дать зиме

-Придумай, в какие игры бы ты играл зимой

-Придумай, как изменится планета, если все время будет зима

6. ПОДЕЛИСЬ

- поделись своими впечатлениями о зимних праздниках

- мне очень понравилось зима, потому что …

Рефлексия:

Коллеги, я думаю, что мне удалось увлечь вас. И надеюсь в дальнейшем вы будете использовать эту технологию для развития речи детей . 

Как мы видим использование «Кубика Блума» — это действенный прием, методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия, может использоваться в качестве рефлексии или фрагментарной проверки заданной темы. Главное, что данная технология помогает развивать речь детей (учит детей диалогической речи, связной речи), развивает мышление, а педагогу в активной форме можно проверить знания дошкольников.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников...

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехникив познавательно-речевом развитии дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...

Буклет "Использование кубика Блума в речевом развитии ребенка"

quot;Кубик Блума" - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом....

Мастер-класс: «Использование кубиков Блума для речевого развития детей дошкольного возраста»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. уровень числа дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Использование кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста

Актуальность использования кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста обусловлена и необходимостью реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее &nda...

Мастер класс "Использование кубиков Блума в речевом развитии старшего дошкольного возраста"

Цель: Познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми....