Годовой отчет за 2022-23 уч.год
материал по логопедии (старшая группа)
Отчёт о работе учителя-логопеда в старшей логопедической группе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_uchitelya-logopeda_za_2022_2023_god.docx | 174.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №165»
г. Нижнего Новгорода
Годовой анализ
коррекционно-логопедической работы
учителя-логопеда Серовой Е.А.
группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
за 2022/2023 учебный год
г. Нижний Новгород, 2023
Группу компенсирующей направленности для детей с ТНР на начало 2022/2023 учебного года посещали 11 детей (1 ребёнок в возрасте 6-7 лет, 10 детей в возрасте 5-6 лет) с заключениями ПМПК:
ОНР II-III уровень речевого развития с дизартрией
ОНР III уровень речевого развития с дизартрией
ОНР III уровень речевого развития с дизартрическим компонентом.
Цель коррекционно-логопедической работы: оказание своевременной и наиболее адекватной возможностям детей дошкольного возраста с нарушениями речи диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи.
Задачи:
1. Предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений;
2. Диагностика и мониторинг развития речевой деятельности воспитанников группы комбинированной направленности для детей с ТНР;
3. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста (коррекция звукопроизношения, формирование лексико-грамматических категорий, фонематических процессов, развитие навыков связной речи);
4. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей;
5. Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам диагностики, выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.
В период с 01 по 15 сентября 2022 года был проведен мониторинг речевого развития группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Были установлены причины речевых нарушений, характер и степень выраженности; разработано содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей (перспективный и календарно-тематический планы); разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников с ОВЗ (индивидуальные АОП) с учётом структуры речевого дефекта.
В течение 2022-2023 учебного года коррекционно-логопедическая работа строилась на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ, с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
1. Коррекционно-логопедическая работа в 2022/2023 учебном году включала в себя следующие направления:
Задачи каждого направления коррекционно-логопедической работы:
- Развитие мелкой моторики:
- развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.
- Развитие общих речевых навыков:
- вырабатывание чётких, координированных движений органов речевого аппарата;
- формирование правильного речевого дыхания;
- выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
- Коррекция звукопроизношения:
- развитие артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков;
- формирование правильного произношения и первоначального закрепления неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа);
- автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
- Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков):
- обучение произносить слова сложной слоговой структуры сначала изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их;
- выполнение слогового анализа и синтеза слов из одного, двух, трех слогов;
- подбор слов с заданным количеством слогов.
- Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки);
- развитие слухового внимания на материале гласных звуков;
- развитие слухового внимания на материале согласных звуков.
- Развитие словаря:
- расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем;
- упражнять в словоизменении;
- упражнять в словообразовании.
- Совершенствование грамматического строя речи:
- формирование грамматических категорий имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам);
- формирование навыков правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий;
- формирование навыков грамматически правильного составления предложений;
- формирование навыков анализа предложений и составления графических схем предложений.
- Развитие связной речи:
- развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;
- формирование навыка составления простых и сложных предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам.
Использовались индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы НОД. Цели и задачи каждого занятия соответствовали АООП для детей с ОВЗ (ТНР). При организации всех занятий учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей и уровень речевого развития каждого ребёнка. Все индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия были проведены в соответствие с перспективным планированием.
В группе детей 5-6 лет с ТНР – 3 фронтальных занятий в неделю:
- по обучению грамоте и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения;
- по развитию лексико-грамматических средств языка;
- по развитию связной речи.
2. С педагогами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР были проведены:
1. Анализ результатов логопедического обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия (ППк).
2. Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.
3. «Организация индивидуальной работы «логопедического часа» по закреплению звукопроизношения у детей с ТНР» (рекомендации воспитателям по выработке у детей с ТНР контроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной деятельности в группе).
4. «Нейропсихологические игры в коррекции звукопроизношения у детей с ТНР».-
5. Обсуждение динамики речевого развития детей с ТНР. Корректировка индивидуальных АОП.
3. Работа с родителями:
Для эффективной коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи была организованна скоординированная работа с родителями воспитанников, установлены взаимопонимание, доброжелательная, психологически комфортная атмосфера.
Основные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей:
- Знакомство с семьей, анкетирование.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных материалов.
- Рекомендации для закрепления речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;
- Показы индивидуальных логопедических занятий (видео).
- Проведены консультации по следующим темам (по запросам родителей):
- «Зачем нужны домашние логопедические задания».
- «ОНР. Пути преодоления».
- «Организация и проведения артикуляционной гимнастики дома».
- «Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков в домашних условиях у детей с ОВЗ».
- «Речевая культура ребёнка рождается в семье».
- «Развитие и обогащение словаря ребёнка с ТНР».
6) Буклеты «ОНР II уровень речевого развития», «ОНР III уровень речевого развития»; памятка для родителей по организации занятий дома по заданиям логопеда для закрепления ЗУН детей с ТНР.
4. Результаты прохождения территориальной ТПМПК:
В январе - феврале 2023 года совместно с учителем-логопедом группы № 8 Калинкиной Дарьей Владимировной было проведено логопедическое обследование детей средних групп 9, 4, и старшей группы 7 МБДОУ д/с № 165, так же МБДОУ д/с № 247, МБДОУ д/с № 158 с целью выявления нарушений речевого развития. В нашем детском саду было обследовано 46 детей, из них 9 детей были направлены на ТМППК. С целью определения дальнейшего образовательного маршрута воспитателям были даны результаты логопедического обследования, и разъяснение по каждому ребенку. На основании заключений воспитатели провели индивидуальное консультирование с родителями каждого ребёнка, на котором было объяснено, какие стороны речевого развития у детей нарушены, и о необходимости логопедической помощи данным дошкольникам. Родители 16 детей дали своё согласие на прохождение ТПМПК (14 - ТНР, 2 – ЗПР). Остальным родителям были даны рекомендации по речевому развитию детей.
5. Мониторинг речевого развития:
Мониторинг речевого развития детей с ТНР на 2022/2023 учебный год включал следующие разделы:
Выявление уровня актуального речевого развития детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, и обработка результатов мониторинга позволили обобщить следующие данные о нарушениях речевого развития детей.
В результате мониторинга выявлено:
Группа детей в возрасте 5 - 7 лет (11 человек):
На начало года:
- 0 % детей имеют высокий уровень речевого развития
- 45 % имеют средний уровень речевого развития
- 55 % имеют низкий уровень речевого развития
На конец года:
- 10 % детей имеют высокий уровень речевого развития
- 70 % имеют средний уровень речевого развития
- 20 % имеют низкий уровень речевого развития
1. у 70% детей преобладает средний уровень речевого развития в формировании правильного звукопроизношения, в развитии связной речи, в лексико-грамматическом строе речи, в развитии фонематических процессов;
2. у 10% детей преобладает высокий уровень речевого развития в формировании правильного звукопроизношения, в развитии связной речи, в лексико-грамматическом строе речи, в развитии фонематических процессов. У остальных детей наблюдается низкий уровень речевого развития.
Вывод: Проанализировав результаты логопедического обследования можно сделать вывод об эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Об этом свидетельствует наличие положительной динамики у всех воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ коррекционно-логопедической работы за 2023/2024 учебный год позволяет определить следующие задачи:
- повышение профессионального уровня (для прохождение аттестации);
- определение наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями;
- участие в конкурсах разного уровня;
- принимать активное участие в работе школы современного педагога, в ТПМПК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет 2021-2022
Годовой отчет...
годовой отчет 2021-2022
годовой отчет 2021-2022...
Годовой отчет за 2022-2023 учебный год
Годовой отчет воспитателя подготовительной к школе группе...
Годовой отчет за 2022 - 2023 учебный год
В своей практике по музыкальному воспитанию работаю по следующим программам: программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, использую элем...
Годовой отчет за 2022-2023 учебный год
Представлен годовой отчет учителя-логопеда за 2022-2023 учебный год....
Реализация образовательной программы и годового плана за 2022-2024 г. (показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в таблицах)
Реализация образовательной программы и годового плана за 2022-2024 г.(показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в таблицах)Реализуемые программы: Федеральная образовательная прогр...