Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_osnove_znakomstva_s_okruzhayushchim_mirom.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром
Консультацию подготовила:
Астафьева Светлана Михайловна
музыкальный руководитель
Наша книга посвящена начальному этапу развития речи ребенка, а именно – пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.
Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо пробудить у него интерес к общению с этим взрослым. Это достигается с помощью установления эмоционального контакта с ребенком, организации специальных игр, использования игровых приемов в ходе организации специальных занятий. Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для дальнейшего развития речи: развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи – подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т. д.
Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к организации занятий, использования специфических приемов. Но вот, наконец, ребенок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается следующий этап общения и развития. Что же следует делать дальше?
Цель данного раздела – обозначить дальнейшие направления работы с ребенком по развитию речи:
развитие активного и пассивного словаря;
формирование словообразования;
формирование словоизменения;
развитие фонематического слуха;
работа над звукопроизношением;
работа над слоговой структурой слов;
знакомство с составом предложения и пр.
Перечисленные направления работы по развитию речи касаются всех детей, как нормально развивающихся, так и малышей с нарушениями в речевом развитии. Как указывалось в самом начале книги, зачастую сложно сразу выяснить характер и степень нарушения речи у маленьких детей, так как разные по сложности проблемы выглядят одинаково – ребенок молчит. Тем не менее в ходе логопедической работы (а иногда и просто в ходе развития ребенка) одни дети быстро наверстывают упущенное и догоняют по речевому развитию сверстников, а у других трудности в развитии речи сохраняются на протяжении нескольких лет и требуют организации регулярных логопедических занятий. В этом случае работа по вышеперечисленным направлениям ведется с использованием специальных логопедических приемов. При этом развитию отдельных сторон речи приходится уделять особое внимание, посвящать каждой теме гораздо больше времени, чем в норме, разрабатывать специальные речевые игры и занятия.
Какими критериями мы пользуемся, подбирая для ребенка речевой материал? Конечно, это должны быть понятные и нужные слова и выражения, которые пригодятся ребенку в повседневной жизни, общении со взрослыми и сверстниками. Постепенно в речи ребенка появляются обобщающие слова, выражения с более условным, абстрактным значением, которые дают представления о мире, находящимся вне поля чувственного опыта ребенка.
Итак, материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром, причем в разных формах. Это, например:
наблюдение;
практическое знакомство с предметным миром и природой;
чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей;
работа с картинками – рассматривание, называние предметных картинок, составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок;
просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.;
беседа, сюжетно-ролевая игра – расширение и уточнение представлений о социальной действительности;
экскурсии, посещение цирка, театра, кино;
специальные занятия по развитию речи.
То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от родителей и педагогов. В дошкольных учреждениях знакомство с окружающим миром проходит в форме специальных занятий по темам, перечисленным в программах. Вот основные из этих тем:
сезонные изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы; овощи, фрукты, ягоды; растения: деревья, цветы, комнатные растения, полевые растения; грибы, орехи, семена; животные домашние и дикие; птицы домашние и дикие; насекомые; рыбы; дом, квартира, комната; улица, правила дорожного движения; город и деревня; одежда и обувь; мебель; посуда; транспорт; профессии и занятия людей; сведения о человеке: первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.
Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать – расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и образования семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Советуем объединить усилия родителей и специалистов, и желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."
Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."...
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».Цель занятия: расширение и систематиза...
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"
Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.Задачи:Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услыш...
Интегрированное занятие в рамках летне-оздоровительной работы по развитию речи, музыкальной деятельности, знакомству с окружающим миром (для детей младшей и средней группы) "День цветов"
quot;День цветов" интегртрованное занятие во второй младшей , средней группе....
Методическая разработка (конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста)
Материал для логопедов, дефектологов, воспитателей...
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром
Конспект занятия предназначен для детей с ЗПР старшей группы, в нём подроны описаны методы и приёмы работы по развитию речи на основе ознакомления с окружющим миром...