Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.
Задачи:
Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услышанного текста по плану с использованием наглядной опоры. Закреплять знания детей о еже.
Коррекционно - развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание. Продолжать развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Работать над выразительностью речи.
Воспитательная. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Казённое учреждение Омской области
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 3 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект занятия по развитию речи
на основе ознакомления с окружающим миром
для детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
3 года обучения
Тема: "Пересказ рассказа Е.Чарушина «Ёж»"
Выполнила:
Учитель-дефектолог
Ефименко Надежда Владиславовна,
первая квалификационная категория
ОМСК – 2017
Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.
Задачи:
Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услышанного текста по плану с использованием наглядной опоры. Закреплять знания детей о еже.
Коррекционно - развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание. Продолжать развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Работать над выразительностью речи.
Воспитательная. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.
Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Осень», «Дикие животные», «Подготовка животных к зиме». Разучивание хороводной игры «Собрались все дети в круг!», пальчиковой гимнастики «Ёжик, ёжик, хитрый ёж…», чистоговорок про ёжика, считалочки, подвижной игры «Ёжик».
Оборудование: Проектор, экран, оценочное полотно, наборное полотно, опорные картинки для составления рассказа, видеозапись с обращением ёжика, аудиозапись «Фырчанье ёжика», презентация по содержанию текста, мяч, корзина.
Раздаточный материал: шаблоны ёжиков с прищепками, яблоки для поощрения детей, раскраски с изображением ёжика.
Лексический материал: свернулся, развернулся, удрал, страх.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Педагог:
- Проходите ребята в зал. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Когда к нам приходят гости, что мы обычно делаем?
Дети:
- Здороваемся!
Педагог:
- Давайте с ними поздороваемся!
Хороводная игра «Собрались все дети в круг!»
Собрались все дети в круг.
Я твой друг!
И ты мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Педагог:
- Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку. Давайте посмотрим, что там.
Педагог достаёт диск с видеообращением ёжика.
Просмотр видеописьма.
На экране ёжик.
«Доброе утро, дороге ребята! У меня завтра день рождения и я хотел испечь яблочный пирог для своих друзей - лесных жителей. Но случилась беда. Мешок, в котором лежали мои яблочки, унёс серый волк. И я не знаю, что делать! Ребята, помогите мне, пожалуйста! Соберите для меня новые яблочки».
Педагог:
- Поможем ёжику?
Дети: Да.
Педагог:
- Ребята, а для того чтобы получить яблочки, вам нужно хорошо потрудиться. Быть внимательными, слушать все задания и правильно их выполнять, не перебивать друг друга и стараться отвечать на все вопросы полным ответом. Кто соберёт больше всех яблок, тот будет умница! Кто соберёт поменьше, тот будет молодец. А кто соберёт мало яблок, тому нужно будет ещё поучиться. Ребята, а если вы все вместе соберёте много яблок, то ёжик сможет испечь яблочный пирог для своих гостей.
- А теперь вспомните, о ком мы говорили на прошлом занятии?
Дети:
- О еже.
Педагог:
- А сегодня тема нашего занятия "Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж»". Вы познакомитесь с этим рассказом, а потом будете учиться составлять его с помощью картинок. Работать будем вместе и по одному. А ещё вас ждёт много интересных игр.
- Послушайте внимательно загадку. Только дослушайте до конца. Будьте внимательны!
Этот маленький зверёк
Не лисица, не хорёк.
Кушать любит он мышат,
Червяков и лягушат.
Каждый год в своей норе
Спать ложится в ноябре
Победить змею он может.
Он в колючках. Это – (ёжик).
На экране появляется картинка с ёжиком.
Педагог:
- Конечно ёжик! Какие вы у меня молодцы! Дослушали загадку до конца и отгадали правильно и получаете своё первое яблочко!
Дети поощряются яблоками.
2. Основная часть
Педагог:
- А теперь давайте поиграем.
Дети проходят за столы.
Дидактическая игра с прищепками «Колкие иголки»
Педагог:
- Ребята, у вас в тарелочках лежат ёжики. Чего не хватает у них?
Дети:
- Иголок.
Педагог:
- Давайте прикрепим на их спинки иголки, ведь они ёжику очень нужны. А прикреплять будем их на одинаковом расстоянии друг от друга.
- У Саши и Миши будет по пять прищепок.
- У Руслана три.
- А Денис будет прикреплять прищепки по образцу, глядя на картинку.
Дети прикрепляют прищепки на шаблоны.
Педагог:
- Какие замечательные ёжики у вас получились. Ребята, а зачем на спине у ёжика иголки?
Дети:
- Чтобы защищаться от врагов.
Педагог:
-Правильно, а кто самые страшные враги ежей?
Дети:
- Лиса, волк, филин, сова.
Педагог:
- А как ёжик защищается, спасается от врагов?
Дети:
- Он сворачивается в клубок.
Упражнение «Ёжик свернулся в клубок»
Педагог:
- Давайте покажем пальчиками, как он сворачивается в «клубок». Все движения мы будем сопровождать словами «свернулся» и «развернулся».
Дети сжимают пальчики в «кулачок» и обратно распрямляют их, сопровождая движения пальцев соответствующими словами.
Педагог:
- Ребята, а ёж дикое или домашнее животное?
Дети:
- Дикое.
Педагог:
- Значит, где живёт еж?
Дети:
- В лесу.
Педагог:
- Вспомните, а какие звуки может издавать еж?
Дети:
- Он фырчит, пыхтит.
Педагог:
- Давайте послушаем, как ёжик фыркает и пыхтит.
Включается аудиозапись с фырчаньем ежа.
Педагог:
- Ёжик ведёт ночной образ жизни. Если домой его принести, то никто не будет спать. Ни взрослые, ни дети, потому что ёжик ночью бегает, топает, фырчит и сопит. А что любит кушать ёж?
Дети:
- Ёжик любит есть червяков, улиток, гусениц.
Педагог:
- Конечно, ёжик друг всех огородников. Он любит есть насекомых мелких грызунов. Молодцы, дети! Вы столько много знаете про ёжика. За ваши знания вы получаете ещё по яблочку.
Дети поощряются.
Педагог:
- Про ёжика, про это удивительное животное, написано много сказок, рассказов, стихов и конечно же песен. Мы тоже с вами знаем песенку про хитрого ёжика. Но мы не просто будем с вами петь песенку, а будем проговаривать каждое слово и будем помогать себе пальчиком. Давайте встанем в круг.
Пальчиковая гимнастика под музыку.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж (Руки сжаты в кулачки. Поворачиваем
их из стороны в сторону).
На клубочек он похож.
На спине иголки (Имитируем руками колючки).
Очень-очень колки.
Под проигрыш дети делают шаг вперёд и приседают, потом шаг назад и приседают.
Хоть и ростом ёжик мал,
Нам колючки показал, (Повертеть пальцами, имитируя
иголки вправо и влево).
А колючки тоже
На ежа похожи. (Делаем ладошками «фонарики» и
приседаем под музыку)
Под проигрыш дети делают шаг вперёд и приседают, потом шаг назад и приседают.
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим, (Сделать «блюдечко» ладошками и
показывать их из стороны в сторону)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы. (Грозят пальчиком).
Под проигрыш дети делают шаг вперёд и приседают, потом шаг назад и приседают.
Педагог:
- Молодцы, ребята, со всем вы справились. И загадку разгадали, и на все мои вопросы ответили. А как замечательно играли с пальчиками. За это вы получаете ещё по яблочку.
Дети поощряются.
Педагог с детьми подходит к столу, на котором лежат разные книги.
Педагог:
- Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня мы будем читать рассказ?
Дети:
- О ёжике.
Педагог:
- Правильно, ребята. Выберите нужную книгу.
Дети выбирают книгу Е. Чарушина «Ёж».
Педагог:
- Теперь присаживайтесь на стульчики. Ножки ровненько поставим и спинку прямо держим.
Я сегодня хочу прочитать вам рассказ, который написал Евгений Чарушин. Этот рассказ очень удивительный и интересный, а называется он «Ёж».
- Как называется рассказ, вы запомнили?
Приготовьте свои ушки. Приготовьте свои глазки, чтобы они потом помогли вам пересказать этот рассказ.
Чтение адаптированного рассказа.
«Ходили ребята в лес. Нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в тарелочку. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес».
Педагог:
- Ребята, вам понравился рассказ?
Дети:
- Да.
Педагог:
- Как он называется?
- Кто его написал?
- Евгений Чарушин пишет все рассказы про животных. И мы с вами обязательно ещё почитаем рассказы этого автора.
Теперь давайте попробуем вспомнить, как наш рассказ начинался, что было дальше и чем он закончился.
Пересказ по плану с наглядной опорой.
Педагог выставляет наборное полотно. Дети должны будут по содержанию текста находить соответствующие картинки и ставить на наборное полотно.
Педагог:
- Я приготовила вам картинки, которые помогут вам вспомнить содержание прослушанного рассказа. Картинки мы будем выкладывать по очереди. Вначале нужно вспомнить, как начался рассказ.
Педагог задаёт детям вопросы по тексту, а дети выбирают нужную картинку, ставят её в наборное полотно и говорят предложение.
Вопросы педагога:
- Куда ребята ходили?
- Кого ребята нашли в лесу?
- Что сделал ёжик от страха?
- Почему ребята не укололись? Куда они положили ёжика?
- Куда они его принесли? Чем они его угостили?
- Что было потом? Запах чего почувствовал ёжик?
- А что в это время делали ребята?
- Чем всё закончилось?
Педагог:
- Молодцы, ребята! Вы вспомнили весь рассказ от начала и до конца!
И за это получаете ещё по одному яблочку.
Дети поощряются.
Педагог:
- А теперь нужно немного отдохнуть.
Чистоговорки с мячом.
Дети встают в полукруг.
- Я буду произносить вам чистоговорки и кидать мяч. Вы должны будете поймать мяч, произнести эту же чистоговорку и вернуть мне мяч обратно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
Ги-ги-ги – ножку ёжик береги.
Ди-ди-ди – очень много не ходи.
Ге-ге-ге – дай зажить больной ноге.
Ре-ре-ре – посиди пока в норе.
Ять-ять-ять – заживёт, пойдёшь гулять.
Педагог:
- Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились. И снова получаете по яблочку.
Дети поощряются.
Педагог:
- Теперь давайте попробуем превратиться в ёжиков и поиграть. А кто будет ёжиком нам поможет выбрать считалочка. Встаём в круг, возьмёмся за руки. Я буду считать, а вы вместе со мной повторяйте слова.
Ежик-ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Хочет с нами поиграть,
Всех ребят пересчитать!
Ребёнок выходит в середину круга, переодевается в ёжика.
Подвижная игра «Ёжик»
Ёжик, ёжик, покажи (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Нам свои иголки.
Говорят, что вы ежи
Очень, очень колки.
Покажи, покажи, (Дети останавливаются и протягивают свои руки вперёд, показывая на ёжика)
Нам свои иголки. (Дети грозят ёжику пальчиком).
Говорят, что вы ежи
Очень, очень колки.
Я клубочком свернусь («Ёжик» сердится, ставит руки на пояс)
По дорожке покачусь
Кто дорожку перейдёт
На иголки попадёт
Раз, два, три – БЕГИ! (Дети разбегаются в разные стороны под музыку).
- Вам понравилось в «Ёжика» играть? Молодцы! Вот вам ещё по одному яблочку за вашу замечательную игру.
Дети поощряются.
Педагог:
- А теперь садимся на стульчики. Я попробую рассказать вам рассказ ещё раз. Я всё запомнила. Вы мне помогли.
Педагог вновь выставляет наборное полотно, которое уже с картинками.
Педагог:
- Ой, ребята, я, кажется, забыла несколько слов. Вы поможете мне?
- Давайте, я начну рассказывать, а если забуду какое-то словечко, то вы мне поможете его вспомнить, хорошо?
Игра «Доскажи словечко»
Педагог:
- Ходили ребята в …..лес.
- Нашли дети под кустом…..ежа.
- Ежик свернулся ……клубочком.
- Закатили ребята ежа в……шапку.
- Принесли ежа….домой.
- Налили ежу….молока.
- Ёж развернулся и стал кушать…..молоко.
- Ребята зазевались и ёжик убежал обратно к себе….в лес.
-Какие вы молодцы! Ну раз вы мне помогли, значит и сами сможете составить рассказ от начала и до конца. Только будем говорить предложения по очереди, друг за другом и не перебивать друг друга.
Пересказ текста по плану с использованием наглядной основы.
Дети по очереди пересказывают рассказ по плану с наглядной опорой.
При затруднении, педагог помогает детям наводящими вопросами.
-Молодцы, вы рассказали интересный рассказ и заработали ещё по одному яблочку.
Дети поощряются.
3. Итог занятия
Педагог:
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- С каким рассказом познакомились?
- Кто его автор?
- Чему научились?
- Что вам больше всего понравилось делать?
- Миша, как ты считаешь, кто из детей лучше всех сегодня занимался? Отвечал полным ответом на вопросы?
- Саша, а ты как считаешь, у тебя всё сегодня получилось или возникали какие-то трудности?
- Ребята, посмотрите сколько вы сегодня много яблочек заработали! Теперь мы с вами можем сложить их в корзинку и отнести нашему ёжику. Он испечёт вкусный пирог для своих гостей и все будут рады.
Дети совместно с педагогом складывают яблоки в корзинку.
Педагог:
- Ребята, посмотрите! Ёжик для вас в корзинке оставил вот такие раскраски и карандаши в благодарность за вашу помощь.
Педагог:
- Ребята, вам понравился подарок от ёжика?
Дети:
- Да.
Педагог:
- Что нужно за подарки сказать?
Дети:
- Спасибо!
Самооценка детей.
Педагог:
- У меня есть 2 тарелочки: в одной солнышки, а в другой тучки. Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте: если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно, то возьмите тучку.
Обобщение педагогом самооценки детей.
Педагог:
- И на последок я хочу с вами поиграть ещё в одну игру.
Заключительная игра.
Дружно хлопнули в ладоши,
Вместе топнули ногой.
Всё во что мы здесь играли
Мы запомнили с тобой.
До свидания, сказали
И ладошкой помахали!
Дети уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование знаковой символики на занятиях по развитию речи и рисованию, ознакомлению с окружающим миром»
Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания . Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, раз...
Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."
Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."...
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».Цель занятия: расширение и систематиза...
Методическая разработка (конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста)
Материал для логопедов, дефектологов, воспитателей...
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром
Конспект занятия предназначен для детей с ЗПР старшей группы, в нём подроны описаны методы и приёмы работы по развитию речи на основе ознакомления с окружющим миром...