Эссе для портфолио учителя-логопеда
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Эссе
учителя-логопеда
Для чего нужна профессия логопеда? Насколько она важна и нужна для общества? Хочу рассказать об этой профессии на примере своей работы в детском саду. В своем эссе хочу рассказать о моем первом опыте работы с ребенком с синдромом Дауна.
Я работаю учителем-логопедом в группе компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. Группа разновозрастная. Нарушения речи у детей с косоглазием и амблиопией бывают часто. Диагностируются дислалии, ФФНР, ОНР, а также и тяжелые нарушения речи. Исправление любых нарушений речи у детей возможно только при совместной слаженной работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и, конечно же, родителей.
В 2019 году к нам в группу пришел ребенок с синдромом Дауна. На момент поступления в наш детский сад ему было 5 лет 9 месяцев. Мальчик из благополучной семьи, имеет все условия для нормального развития и адаптации в обществе. Мальчик всегда опрятен, приучен к гигиене, навыки самообслуживания сформированы: самостоятельно ест и посещает туалет. Родители Ромы с самого начала пребывания его в нашем детском саду сотрудничали с педагогами, консультировались со специалистами, старались выполнять все рекомендации. У Романа было отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики, проблемы со зрением, с развитием речи, у него слабая кратковременная слуховая память, короткий период концентрации, трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков.
Хотя ребенок пришел к нам из другого детского сада, из обычной группы, но к правилам дисциплины не был приучен. В период адаптации, который продлился довольно долго, убегал из группы, конфликтовал с детьми (отбирал игрушки, мешал играть), во время прогулок отлучался с участка. Но на занятия, в частности логопедические, шел всегда с удовольствием, показывая интерес и любознательность.
Индивидуальные занятия с мальчиком проводились ежедневно. Он живо интересовался игрушками, играми, которые находились в логопедическом кабинете. На ознакомление с ними ушло несколько занятий. В кабинете он находился 20-25 минут. В процессе рассматривания игрушек, игр и манипулирования с ними мне удалось провести диагностику. Мальчик говорил только «папа», «мама», «Дэ-дэ» (так он называл свою сестру). В пассивном словаре было около 10 слов. Понимал не все простые инструкции, просьбы. Знания об окружающем мире соответствовали развитию годовалого - полуторогодовалого ребенка. Но у Романа выявились хорошие способности к наглядному обучению. В самом начале обучения трудно было подобрать пособия, которые соответствовали бы особенностям мальчика. Не все нравилось ему, какие-то он отвергал, отказывался смотреть. Остановились на развивающих обучающих карточках для детей «Ладушки – оладушки» (развитие речи неговорящих детей), ООО «Мерсибо», учитывая то, что у детей с синдромом Дауна есть способность к подражанию. Суть пособия заключается в стимулировании речи неговорящих детей и активизации речемоторных навыков. Я показывала карточку с изображением, например, слона, показывала, как топает слон, и говорила: «Топ-топ». Ребенок, глядя на картинку и на меня, повторял движения и звуки. Каждый день мы повторяли движения и звуки, прибавляя новые картинки. Спустя какое-то время Рома начал играть с детьми в группе, используя ни только жесты, но и звукоподражания.
Вместе с этим пособием я использовала различные игры для развития тонкой и общей моторики. Нравились Роме игры с кинетическим песком, где в процессе игры шло знакомство с понятиями большой, средний, маленький, основными цветами, формами. Мальчик по моей просьбе заполнял песком стаканчики разного объема и цвета. Закапывал и откапывал мелкие предметы различной формы. Рисовал на песке пальчиком, ребром ладони, всей ладонью. Также давались рекомендации родителям, как в процессе повседневной жизни развивать мелкую моторику ребенка. Все используемые игры и приемы для развития мелкой моторики помогли добиться хороших результатов в развитии речи Ромы.
Следующий год обучения мы начали с занятий, с использованием иллюстративно-методического пособия по развитию речи «Начинаем говорить», авторы П.Л.Жиянова, Н.Ю.Штепа, Благотворительный фонд «Даунсайд Ап». С помощью этого пособия удалось значительно расширить активный словарь Ромы. Начали мы с односложных слов. Затем перешли к двусложным, а затем и к трехсложным. К концу года он уже мог достаточно внятно произносить более 50 слов. В речи появились и глаголы. Начала формироваться фразовая речь. Я считаю, что мы смогли бы достичь больших результатов по развитию речи Романа. Но, к сожалению, обучение началось с запозданием, почти до шести лет ребенок молчал. До прихода в наш детский сад родители не обращались к логопеду, упустив возможность использования программ раннего развития детей с синдромом Дауна. Но даже за такое короткое время, учитывая тяжесть речевого нарушения, мальчик получил базовые знания и готов к дальнейшему обучению с созданием специальных условий. С появлением речи он стал увереннее в себе, что в дальнейшем поможет ему активно участвовать в жизни общества.
Обучение, хорошее лечение и уход, интеграция в обществе помогает людям с синдромом Дауна достичь более высокого уровня в своем развитии. И, безусловно, мы не смогли бы достичь такого результата без помощи родителей мальчика. На протяжении всего периода обучения для родителей проводились консультации, давались советы, рекомендации. Я посоветовала им зарегистрироваться на сайте Благотворительного фонда Даунсайд Ап, где проводятся вебинары по различным темам воспитания особенных детей, семинары и т.д. Мы регулярно встречались с мамой Романа, обсуждали как строить дальнейшее обучение, какие занятия и игры проводить с ребенком дома, какие игрушки, игры будут полезны для развития речи.
В 2021 году Роман покинул стены нашего детского сада. Опыт обучения ребенка с синдромом Дауна поможет мне в дальнейшем работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с алалией. Я считаю, что моя работа очень важна для общества, ведь я вместе с остальными педагогами нашего сада помогла особенному ребенку сделать первый шаг к самостоятельному существованию, общению со сверстниками, к полноценной и достойной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя-логопеда МДОУ "Русская березка" Н.А. Васюкович
Здесь размещены данные о моих достижениях...
Портфолио учителя-логопеда
представлена пробная (неполная) версия моего портфолио...
Портфолио учителя-логопеда Саяпиной Екатерины Николаевны
В портфолио предоставлены материалы, документы, свидетельства достижений в профессиональной педагогической деятельности учителя-логопеда...
Портфолио Учителя - логопеда
Портфолио педагога Гусева Ольга Владимировна Учитель-логопед МДОУ №11 «Золотая рыбка" Г. Лобня Гусева Ольга Владимировна24.12.1970г....
Портфолио учителя-логопеда
Использование современных образовательных технологий и методик;Методическая деятельность и распространение собственного опыта...
Образец заполнения таблицы по результатам коррекционной работы (к портфолио учителя-логопеда). Андрюшина Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 395" г.о. Самара
При создании портфолио на присвоение / подтверждение категории необходимо подготовить различные документы: справки, сертификаты, копии приказов, выписки и пр., а также таблицы, в кот...
Портфолио учителя-логопеда на конкурс " Учитель-логопед, дефектолог года" 2023г.
Представляю Вашему вниманию портфолио учителя-логопеда на конкурс "Логопед года 2023г."...