Портфолио учителя-логопеда
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

Комарова Анна Андреевна

Использование современных образовательных технологий и методик;

Методическая деятельность и распространение собственного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc698 КБ

Предварительный просмотр:

Некоммерческое образовательное учреждение

Частная гуманитарно – экономическая школа «Самсон»

г. Москва

Портфолио

учителя - логопеда

Комаровой Анны Андреевны

2012г.

Содержание

I.   Общие сведения…………………………………………………….стр.3

II. Эссе…………………………………………………………………...стр. 5

III. Использование современных образовательных технологий и методик………………………………………………………………….стр.7

III. Анализ коррекционно-развивающей   деятельности………………………………………...………………….стр. 9

IV. Инновационная деятельность ….……………………………....стр. 16

V. Методическая деятельность и распространение собственного педагогического опыта ……………………...………………………стр.18

         Приложения:

Диплом об окончании учебного заведения.

Диагностика уровня развития речи детей.

План-программа .

Памятка для воспитателей

Рекомендации для родителей

Поощрения и награды.


Общие сведения.

1. Фамилия, имя, отчество: Комарова Анна Андреевна

2. Год рождения: 1986

  3. Образование: МГОУ «Московский Государственный Областной Университет», факультет: Специальной педагогики и психологии, специальность: учитель - логопед

     

4. Общий стаж работы: 7 лет, в том числе педагогический стаж: 7 лет

5. Стаж работы НОУ ЧГЭШ «Самсон» – 1, 5 года

6.  Квалификационная категория: нет категории

7. Годовая педагогическая нагрузка:

20 часов – 2010 – 2011 учебный год

20 часов – 2011 – 2012 учебный год

8. Поощрения и награды:

1. Почетная грамота за добросовестный и безупречный труд, также в связи с 25-летием со дня образования детского сада №1343 ФГУП ГК «Президент-Отель», 2007 год, г. Москва;

2. Благодарность за большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения района Преображенское и в связи с профессиональным праздником «День учителя», октябрь 2010, г.Москва;

3. Грамота за высокий профессионализм и успехи в организации образовательного процесса, творческий подход к работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения, Управа района Нагатинский затон, март 2012,  г.Москва;

4. Сертификат «Учитель цифрового века», Общероссийский проект «Школа цифрового века», май 2012, г. Москва


Эссе.

Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

На основании проведенного мною обследования речи детей было выявлено, что звукопроизношение многих детей к 5-ти годам не соответствует возрастной норме. Эти дети не выговаривают или сонорные звуки (л, р), или несколько групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные) и другие звуки, а также нарушено фонематическое восприятие и связная речь.

Многие родители в силу своей занятости и незнания не могут организовать занятия с ребенком дома. Поэтому я как учитель - логопед должна оказывать им консультативную помощь  и разрабатывать новые формы работы с родителями.

Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи в будущем обучении в школе. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения,  зависят от своевременной диагностики и коррекции недостатков развития речи.

После проведенного обследования детей  вначале учебного года я распределяю их по подгруппам (в зависимости от вида дефекта): дети с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Затем разрабатываю план индивидуальной и подгрупповой работы.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, взаимодействия с родителями, грамотного оформления и ведения документации.

  Строю свою работу  по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

- принцип комплексности помогает четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи направлены на развитие личности ребенка с речевыми нарушениями и на оказание своевременной и наиболее адекватной его потребностям и возможностям диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи специфичны для каждого участника коррекционно-образовательного процесса;

- принцип поэтапного формирования навыков правильной речи представляет целенаправленный, сложно организованный путь от первого этапа «Я хочу научиться красиво говорить» до этапа «Я научился красиво говорить и иду в школу»

- принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) на моих  занятиях реализую  через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т.д.);

- принцип мотивации к преодолению дефекта, стараюсь  реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития;

принцип дифференцированного подхода позволяет работать с воспитанниками, учитывая их индивидуальные особенности.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда  в нашем образовательном учреждении регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, локального.

Федерального уровня:

1. Конституция Российской Федерации.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4.Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом НОУ ЧГЭШ «Самсон», должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы, освоила  и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

1. Информационно- коммуникационные;

2. Здоровьесберегающие технологии;

4. Технология исследования и мониторинга речевого развития.

5. Изучаю и осваиваю методику Т.А. Ткаченко по подготовке к освоению грамоте.


Использование современных образовательных технологий и методик

Как показывает логопедическая практика, чтобы достичь уровней хорошей или улучшенной речи у детей, имеющих различные нарушения, необходимо на протяжении всей коррекционной работы развивать фонематический слух.

В своей работе использую методику Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;

научить произносить слова различной слоговой сложности;

научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Совместно с педагогами ведется работа по «Единой лексической теме».

На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: малую театрализованную постановку, игру-путешествие.

Использую информационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной   презентации, как наглядного дидактического материала, а так же  как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

Здоровьесберегающие технологии,  что предполагает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Групповые и подгрупповые способы обучения. Коррекционные логопедические  занятия на основе группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у  учащихся.

Индивидуализация – это способ, который позволяет  мне работать с воспитанниками, учитывая их возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи.


Анализ коррекционно-развивающей деятельности

Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В приложении №2  представлена диагностика уровня коррекции за последние 2 года. Можно отметить следующие тенденции: увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения, возросло качество  коррекции:  2010-2011 –76,3%, 2011 – 2012 – 81,2%


Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции

Таблица1.

Кол-во принятых.

Кол-во выпущен.

Качество коррекции

%

2010/11

20

12

76.3%

2011/12

25

15

81.2%

Анализ видов речевых нарушение за 2 года показывает:

Фонетико-фонематическое недоразвитие

Нарушение звукопроизношения

Несформированность словаря

Нарушение формирования грамматического строя речи

Нарушение связной речи.

Анализ видов речевых нарушений за 2 года

Таблица 2.

Нарушение фонемат. Восприятия

(чел)

Нарушение звукопрозноше

ния.


(чел)

Низкий словарный запас (какой именно словарь страдает)


(чел)

Несформиров. грамм.cтроя



(чел)

Несформиров. связной речи



(чел)

2010/11

12

23

15

16

9

2011/12

18

25

18

17

11

В данной таблице и  диаграмме (стр. 11) показано распределение видов речевых нарушений за последние 2 года. Отчетливо прослеживается рост таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, нарушение формирования связной речи. После анализа сложившейся ситуации, мною была выделена следующая  проблема: увеличение количества детей – логопатов с различной структурой дефекта, что  не позволяет включить  всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая  помощь  в  процесс коррекции в течение учебного года.  

Для решения этой проблемы требуется поиск  новых путей  коррекционного воздействия, применение инновационных  методов и  нетрадиционных методик.  Так я пришла к выводу, что основная методическая проблема, над которой я должна работать  – это активизация взаимодействия  учителя – логопеда, воспитателей и специалистов, работающих в НОУ ЧГЭШ «Самсон».

Было необходимо найти оптимальную модель эффективного взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и музыкального руководителя. Работа по обозначенной методической проблеме проводилась в течение двух лет, с 2010/11 учебного года по 2011/12уч.г.

Мной была  подобрана и изучена следующая литература:

Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы. / Под ред. О.А. Степановой. – М., 2006.

 Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободяник Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. – М., 2008

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2009 г.

Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий для детей 5-6 лет». – М., 2008.

Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки” - СПб Детсво-пресс 2005.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей  с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

Научно-методический журнал «Логопед» №5,6,8 2008 г.

На заседания кафедры Психолого – педагогического сопровождения обсуждались и выбирались наиболее эффективные формы взаимодействия. Было решено использовать:

-  рекомендованный учителем-логопедом и педагогом-психологом  психолого-логопедический диагностический материал и проведение диагностик для своевременного и наиболее точного выявления проблем в развитии ребенка;

- обмен результатами наблюдений;

- постоянное взаимоконсультирование;

- взаимопосещение  занятий;

- разработка памятки воспитателям (см. Приложение 4)

- рекомендованные учителем-логопедом  логопедические методики, приёмы, дидактический материал для логопедической коррекции;

- воспитателю, работающему в группе,  участвовать в процессе автоматизации поставленных звуков, контролируя звуковую сторону  речи ребенка во время занятий;

- при планировании индивидуальных и групповых логопедических занятий учитывать рекомендации воспитателей, работающих в группе.

В рамках решения данной проблемы на родительских собраниях в группах родителям  давались  целевые рекомендации для конкретных детей.

Для родителей  мною была  составлена подборка рекомендаций «Советы логопеда», памятки «Родителям о речи ребенка» (см. Приложение 5)

Учебно-коррекционная работа проводилась мною  согласно перспективному и календарно – тематическим планам, по программам разработанным специально для групп с однородными дефектами на основе:

-практического пособия  «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции  звукопроизношения» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

- учебно-методического пособия «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение» Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В. М.,2000

Для оценки результатов учебно-коррекционной деятельности  использовались:

- методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редакцией Г.В.Чиркиной  


Модель взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя.


Инновационная деятельность

Инновационным в своей деятельности считаю применение на логопедических занятиях:

Здоровьеформирующая техногогия

Задачи:

обучить детей приёмам сохранения здоровья:

восстановления сил,

развития переключаемости,

снятия напряжения,

стимуляции работоспособности и мышления.

На занятиях использую следующие нетрадиционные методики и здоровьеформирующую технологию:

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Дыхательная гимнастика – стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы

Зрительная гимнастика - которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Релаксирующие упражнения - используются для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий, снимают напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

информационно-компьютерные технологии

В коррекционно-развивающей работе с детьми инновационными считается применение  на логопедических занятиях  ИКТ. Дети с удовольствием работают, если  дидактический материал подаётся посредством презентации, демонстрируется на мониторе компьютера или реализован в виде компьютерной игры «Игры для Тигры» Л.Р. Лизуновой, «Логопедические игры» издательство «Учитель».


Воспитатель

Задачи:

Формирование необходимых знаний, развитие речи путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения значения слов и представлений.

Развитие умения активно пользоваться речью в грамматически правильной форме

Формирование речевых навыков, развитие внимания детей к речи, интереса к языковым явлениям

Учитель-логопед

Задачи

Коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи,  связной речи.

Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков активного пользования, самостоятельной речью

Формирование речевых навыков, развитие внимания детей к речи, интереса к языковым явлениям

Ребенок - логопат

Педагог-психолог

Задачи:

Коррекция и развитие психических функций.

Воспитание эмоций и преодоление трудностей в общении, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коррекция речевых навыков.

Музыкальный руководитель

Задачи:

1.Коррекция слухового внимания детей;

2. Развитие ритма;

3. Формирование умений воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключение с одного движения на другое.

4. Совершенствование двигательной реакции детей на различные музыкальные сигналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя-логопеда МДОУ "Русская березка" Н.А. Васюкович

Здесь размещены данные о моих достижениях...

Портфолио учителя-логопеда

представлена пробная (неполная) версия моего портфолио...

Портфолио учителя-логопеда Саяпиной Екатерины Николаевны

В портфолио предоставлены материалы, документы, свидетельства достижений в профессиональной педагогической деятельности учителя-логопеда...

Портфолио Учителя - логопеда

Портфолио педагога Гусева Ольга Владимировна Учитель-логопед МДОУ №11 «Золотая рыбка"   Г. Лобня      Гусева Ольга Владимировна24.12.1970г....

Портфолио учителя-логопеда Бондаревой Л.Ю.

Это электронное портфолио учителя-логопеда . Портфолио состоит из следующих частей: биография, мои достижения, участие в конкурсах, участие в сеимнарах и открытых занятиях, участие в конференциях, моя...

Образец заполнения таблицы по результатам коррекционной работы (к портфолио учителя-логопеда). Андрюшина Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 395" г.о. Самара

При создании портфолио на присвоение / подтверждение категории необходимо подготовить  различные  документы: справки, сертификаты, копии  приказов, выписки и пр., а также таблицы, в кот...

Портфолио учителя-логопеда на конкурс " Учитель-логопед, дефектолог года" 2023г.

Представляю Вашему вниманию портфолио учителя-логопеда на конкурс "Логопед года 2023г."...