В школу с правильной речью
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Гришина Галина Семеновна

Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Боясь что – то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, что важную роль в этом играет активный богатый словарь.  Для применения многих грамматических правил необходимо быстро и правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.    Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6 – 7 годам. Дальше ваш ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях. Словарный запас активно формируется во время словесных игр. Многие из них чрезвычайно просты и не требуют более 10 – 15 минут родительского времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_shkolu_s_pravilnoy_rechyu.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                В школу с правильной речью

            https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/41248_b1aa627dcd5c79f41864aa153bcb559f.jpeg.jpg

     Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Боясь что – то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь. Попросите своего ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова – паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом. Для применения многих грамматических правил необходимо быстро и правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

    Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6 – 7 годам. Дальше ваш ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях. Словарный запас активно формируется во время словесных игр. Многие из них чрезвычайно просты и не требуют более 10 – 15 минут родительского времени.

Игры и упражнения, направленные на расширение и         активизацию словаря.

   По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

   Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия  с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

   Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок – описаний.

    При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность, рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.

    Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).

   Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).

   Скажи наоборот.  Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, веселый - грустный и т.д.

   Продолжи цепочку. Взрослый называет одно – два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.

    Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ваш ребенок в игровой форме научится правильно образовывать относительные и притяжательные прилагательные и строить с ними предложения.

   Из чего сделано? (с мячом) Взрослый, бросая мяч, говорит; «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает; «Кожаные»

   Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».

Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, теплые отношения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие – развлечение в подготовительной к школе группе «Праздник правильной речи».

Итоговое занятие – развлечение в подготовительной к школе группе «Праздник правильной речи».( для детей, выпускаемых из логопедического пункта) Цель: закрепить и обобщить знания и умения детей, п...

Консультирование специалистов по теме: "Причины неуспеваемости детей начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи"

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых после...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

         Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...

Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

ПРОЕКТ   по речевому развитию детей подготовительной к школе группы   «Правильная речь – залог успеха».

Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности, грамматического строя речи.Задачи проекта: • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.• развива...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...