Консультирование специалистов по теме: "Причины неуспеваемости детей начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи"
консультация по логопедии по теме
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultirovanie_spetsialistov.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
ТЕМА: « Причины неуспеваемости
детей начальных классов в
школе. Роль воспитателей
в воспитании правильной речи».
Подготовила
учитель-логопед
Середина Е.В.
ИВНЯ, 2013 г.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
В возникновении речевых нарушений большую роль играют и социальные условия, и факторы, способствующие возникновению расстройств речи.
Дети, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний), отстают в развитии речи.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор) – необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка с взрослым.
Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности.
Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительных контактов, сверхшумном окружении. Некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут возникнуть на основе подражания.
Речевые нарушения могут возникнуть при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д). Эти речевые нарушения, условно могут быть отнесенены к функциональным.
К функциональным нарушениям речи относятся также те, что связаны с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общую физическую ослабленность, незрелость, обусловленную недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ.
Воспитателю необходимо знать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом. Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.
Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над речью ребенка (развитием словаря, грамматического строя). Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи, последняя зависит от дикции и интонации. Дикция - это отчетливое произношение звуков, слов, фраз; интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, которая обусловливается повышением и понижением голоса при произнесении фразы (повествование, восклицание, вопрос), паузами (перерывами в речи), ударением – выделение слогов, слов изменением силы голоса; изменением темпа речи быстроты произношения.
Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.
Обучение в школе начинается с 6,5-7 лет. К этому времени должно быть сформировано звукопроизношение. Однако по сведениям логопедов детских поликлиник, которые обслуживают детские сады, а также по данным исследований ученых, у 10-25 % детей подготовительных групп есть недостатки речи, при чем только у 2-5 % детей недостатки речи носят патологический характер. Эти дети должны систематически заниматься с логопедами. У остальных же 8-20 % недостатки звукопроизношения выражены в легкой степени. Если бы воспитатель проводил систематическую целенаправленную работу, начиная со второй младшей группы, то такие недостатки звукопроизношения исчезли бы к 5 годам, а дети с патологическими недостатками речи выявились бы гораздо раньше.
Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развитие речи ребенка. Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Логопед работает с детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию их речи. Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.
Если выше перечисленные недостатки речи не устранены в дошкольном возрасте, то они могут служить причинами неуспеваемости детей в школе. Дети не успевают по школьной программе, имеют нарушения письменной речи.
Самыми распространенными нарушениями письменной речи, которые допускают дети, являются следующие:
-неустойчивость зрительных впечатлений и представлений: отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, смешиваются, в тяжелых случаях – зеркальное письмо, буквы пишутся справа налево;
-недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза: отражение неправильного звукопроизношения на письме, смешение пропуски букв при чтении, неправильное обозначение мягкости согласных на письме, замены гласных;
-нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: искажение структуры слова и предложения, пропуски, добавления букв.
Правильная совместная организация воспитателя и логопеда коррекционного обучения учащегося создает условия не только для исправления нарушений устной и письменной речи, но и способствует целенаправленному формированию различных речевых функций у учащихся и полноценной учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание и профориентационная работа в начальных классах коррекционной школы.
В данном материале рассказывается об опыте работы школы-интерната по вопросам трудового воспитания и профориентации. Раскрывается понятие "профориентация". Предлагаются цели и задачи для профориентаци...
Конспект соревнования по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПДД»
КонспектСоревнование по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПД...
Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома
Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании правильной речи ребенка"
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования не т...
Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе.
Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе....
Роль семьи в воспитании правильной речи детей.
Роль семьи в воспитании правильнойречи детей....