Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
статья по логопедии на тему
Как известно, своевременное и полноценное овладению речью является важным условием развития личности ребёнка. Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (взрослых) - речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ. Важным средством профилактики речевых нарушений служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста. Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего возраста до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь. В этом возрасте проводится первичное выявление детей с проблемами в развитии и их обследование специалистами ДОУ. К сожалению, уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети групп, имеют проблемы в речевом развитии. Поэтому сегодня актуальна проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста (с момента поступления в ДОУ), которые проводятся с момента поступления в ДОУ. Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие двигательной деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством стимуляции и мотивации детской речи. Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых) – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ. Важным средством профилактики речевых нарушений служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: это правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности. Всем известно, что игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста нами подобраны и систематизированы игры и упражнения направленные на: развитие общей и мелкой моторики, фонематического слуха, просодической стороны речи, артикуляционных движений.
Пальчиковая гимнастика. Кинезиологические упражнения. Игры с различными предметами Пальчиковые игры мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость. Для улучшения межполушарных связей и активизации работы головного мозга необходимо использовать кинезиологические упражнения. Игры и упражнения на развитие слухового внимание, фонематического восприятия В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые). Работа по формированию слухового внимания, фонематического восприятия ведется ежедневно:
Следует уделять немалое внимание развитию речевого дыхания у детей, так как неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие ватные шарики, бумажные разноцветные полоски, играть на дудочке, дуть на привязанные к ниточке бумажных бабочек, сдувать со стола, с ладошки бумажные снежинки и т.д. Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат. В раннем дошкольном возрасте целесообразнее использовать универсальные комплексы артикуляционных упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. С детьми проводятся упражнения на развитие общей моторики с использованием предметов Игры на звукоподражание, стихи, потешки. Цель: Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку. Педагог должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания. Надо помнить, что в первой младшей группе педагог, проводя эти игры, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука. Работа должна проводиться систематически, во всех видах деятельности чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными. Профилактика речевых нарушений речи проходит во взаимодействии с родителями. Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно. Приглашаем родителей, показываем как проводить с детьми дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, игры с предметами. Даем рекомендации по приобретению развивающих игр и пособий: Пальчиковый театр, лото «Природный и предметный мир», игры «Кто где живет?», «Кто что ест?», а также пирамидки, вкладыши, кубики, игры со шнуровкой. Таким образом, в процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос), слуховое восприятие, внимание, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком. Если проводить в ДОУ работу по профилактике нарушений звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится. |
Учитель-логопед:
Т.В. Наливных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"
В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...
"Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста"
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктив...
Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей дошкольных групп...
Перспективно-тематическое планирование по профилактике нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста
Коррекционно-развивающую работу необходимо проводить на занятиях и в повседневной жизни детей (индивидуальные и групповые занятия логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструкто...
Доклад «Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Василёк».Доклад«Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста»(выступление на педа...
Современные подходы к профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
В данной статье описаны направления прорфилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста....