Конспекты открытых и фронтальных занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Новикова Наталья Кузьминична

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с тяжелым нарушением речи

 

 

Тема: Предложение. Слово.

Цель: развитие навыков языкового анализа и синтеза, формирование навыка самоконтроля при письме.

Задачи:

пополнить и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов; совершенствовать навык согласования слов в словосочетании и предложении;

тренировать скоординированность  движений с речью, чувство ритма, навык слогового анализа и синтеза, умение ориентироваться в схеме собственного тела;

развивать словесно-логическое мышление.

Оборудование. Схема предложения, схема для составления синквейна, чёрно-белые предметные картинки, изображения перелётных птиц, доска Воскобовича, табличка-памятка для проверки предложения:

Проверь написанное!

       Сколько слов в предложении?

       Все слова пиши отдельно.

       Первое слово в предложении пиши с большой буквы.

       В конце ставь точку.

Ход занятия

  1. Оргмомент

Логопед предлагает детям самим назвать тему занятия, расставив слоги, записанные на доске, в правильном порядке:  Е-ЛО-ЖЕ-ПРЕД-НИ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Актуализация знаний: Что мы знаем о предложении?

-состоит из слов;

-сообщает о чём-либо;

-слова обязательно дружат между собой.

Запись темы на доске: Предложение. Слово. 

  1. Вопросы к слову. Называние чёрно-белых картинок: кто это? что это? – птица, кошка, ель.

Что мы назвали? (Слова). Что они обозначают? (Предметы).

А теперь ответим на вопрос: что делает птица (кошка, ель)?

Дети называют подходящие действия: летает, поёт, клюёт (зёрна)…  (мяукает, царапается, охотится; стоит, растёт, зеленеет и т.д.)

Что обозначают эти слова? (Они обозначают действия).

Что у нас получилось, когда мы подобрали к словам-предметам подходящие действия? (Предложение). Давайте составим его схему (I __   ___. )

  1. А теперь отгадайте загадку:

Кто раскрасил рыжей краской

все деревья в нашем парке?

Проводил детишек в школу,

а птиц –  в дальнюю дорогу? (Осень)

Назовите осенние месяцы.  Какой сейчас месяц?

Каких птиц проводила осень в дальнюю дорогу? Дети называют перелётных птиц, чётко проговаривая окончания: скворцов, аистов, ласточек, кукушек, стрижей, журавлей, диких уток и гусей…

  1. Физминутка

Упражнение на общую моторику. Логопед стоит напротив детей и выполняет упражнение вместе с ними. Уточняется схема собственного тела и стоящего напротив.

         

Встань со мною рядом, друг,

мы проводим птиц на юг:

аистов и журавлей,

ласточек, скворцов, стрижей!    

Машем правою рукой,  

затем левою рукой,

снова правою рукой,

снова левою рукой…

Смотрим им вослед и шепчем:«Ждём обратно вас весной!»        

Повторяют стихи за логопедом, отхлопывая каждый слог;

Считают птиц, загибая по очереди пальцы, на правой (левой) руке.

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

Встают на носочки и тянутся вверх, плавно раскачивая поднятыми руками

Пальчиковая гимнастика: начиная с указательного, поочерёдно соединяют вытянутые пальцы с большим, имитируя клюв, сначала на правой, затем на левой руке, чётко проговаривая текст (условное обозначение пальцев: 1- большой, 2- указательный, 3- средний, 4- безымянный, 5- мизинец).

- Клювов   длиннее    не   видывал   я,

  1 – 2        1 – 3             1 – 4             1 – 5

  Чем клювы   у аиста   и         журавля.

   1 - 5              1 – 4       1 – 3    1 – 2      

  1. Упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи. Составление синквейнов.

Аист.

Ребёнок называет слово и приклеивает на доску Воскобовича соответствующую     полоску с одной линией. (Это слово-предмет, потому что отвечает на вопрос кто?) – первая строка.

Какой? Дети называют слова-признаки и выставляют соответствующие полоски с волнистой линией: длинноногий, белый  и т.д. – вторая строка.

        Что делает? Называются три слова-действия, характеризующие птицу, например,  летает, вьёт (гнездо), шагает по болоту. Каждый называет одно слово и выкладывает соответствующую полоску с двумя линиями  – третья строка.

        Далее дети составляют предложение  со словом аист и  выкладывают его схему на четвёртой строке: «Аисты улетают на юг.» –  I______     ______      _____     _____ .

        На пятой строчке размещаются одна или несколько полосок, обозначающих слова, характеризующие тему синквейна, либо выражающие отношение к ней.  Здесь хорошо отрабатывать обобщающие понятия – перелётная птица.

Синквейн со словом осень:

  1. Осень.
  2. Золотая, ранняя.
  3. Наступает, радует, приходит.
  4. Наступила золотая осень.
  5. Время года.
  1. Работа над предложением.  

Вспомните, пожалуйста, какие предложения мы составили. ( Наступила золотая осень. Аисты улетают на юг.)

Сколько слов в каждом предложении?

Назовите самое длинное (самое короткое) слово в первом предложении, во втором. Разделите слова на слоги. На какой слог падает ударение?

Отхлопайте предложения с выделением ударного слога (отхлопывается каждый слог с акцентом на ударных слогах – более сильным хлопком на ударный слог).

Повторите первое предложение  (орфографическое проговаривание).

Повторите второе предложение  (орфографическое проговаривание).

Запись предложений в тетрадях.

Проверка написанного с опорой на табличку-памятку.

Оценка работ.

  1. Подведение итогов занятия.

           Что мы делали на занятии?  

– Называли слова-предметы, слова-признаки и слова-действия;

– Составляли предложения;

– Учились правильно говорить и писать.

         

Использованная литература:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: ИД «Литера», 2003.
  2. Круглова А.М. Простые упражнения для развития логического мышления. – М.: РИПОЛ классик, 2013.
  3. Парамонова Л.Г. Как научить ребёнка правописанию. – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия   для  подготовительной к школе группы    с фонематическим недоразвитием речи

Тема: Звуки [Д, Д’]. Буква  Д.

Цели: Формировать умение произносить и различать в устной речи звуки [д] и [д'],  закрепить зрительный образ [д] и [д'], учиться находить букву д, читать слоги, составлять предложение  с буквой д.

                                                 

 

         

Задачи:  

Обучающие:  - знакомство с новыми звуками и буквой;

 -обучение дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;

 Коррекционные: - развитие фонематических процессов;

- развитие оптико-пространственного представления, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти.

 Воспитательные:   - формировать положительную учебную мотивацию

 - повышать речевую активность; -воспитывать культуру речевого общения; -воспитание навыков работы в группе.

 - воспитывать личностные качества, контроль над собственной деятельностью;

 - познавательные (поиск и выделение информации, знаково-символические, анализ, синтез, обобщение);

 - коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь);

- личностные  (смыслообразование, формирование интереса к новому).

 Оборудование: наглядный материал: смайлики( улыбка, серьезность, неудовольствие и т.д. ) цветовые символы звуков (зеленые кружки– для мягких согласных, синие кружки– для твердых согласных);  магнитные палочки, схемы, картинки , ребусы.

 Тип занятия: актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых знаний.

Ход занятия

Ребята, сегодня необычное занятие. У нас в классе присутствуют гости. Поздоровайтесь и подарите им свои улыбки. Ребята на доске весят смайлики с каким настроением вы ко мне пришли на занятие покажите гостям.

 I. Организационный момент:

 Прозвенел звонок,

 Начинается урок.

 Мы за парты дружно сели,

 На меня посмотрели.

II. Актуализация знаний.

С какими звуками мы познакомились на прошлом уроке? [ т] [т`]

Вспомните  чистоговорки со  [ Т] [Т`]

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели все коты.

Ту-ту-ту – молоко налью коту.

Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.

III. Введение в новую тему.

Ребята, отгадайте  какое слова зашифровано на этой картинке. На доску  ребусы со звуком [д ] [д’]  

       

- Дадим характеристику звуку [д]. Мы можем пропеть этот звук? Тянется ниточка? Почему? Значит какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий). Как мы можем узнать? Звук [д ] твердый или мягкий? (может быть твердым и мягким).

 - Ребята сделайте  из магнитов  букву д  (работа за столами.)  

   « Буквы  потерялись » карточки с буквами  найти букву Д  и обведи в кружок . C:\Users\USER\Desktop\д.jpg 

 Пальчиковая гимнастика « Гномик».

   « Звуковичок».

Определи место звуков [д] [д’]  в  словах  в начале ,середине, в конце.                      Работа за столами самостоятельно.

                                       

  

           

Игра  « Ромашка » по три ученика собирают лепесточки со звуком [д],   другие три ученика лепесточки со звуком  [д’]

  « Чтение  слогов»


Физминутка  

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.  (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.  (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.  (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)        

  IV. Закрепление новых знаний.

 Игра  « Собери слова»

 ДО       ДРО                   ВО             ДИ                     ДА      ДЫ

  ВА         М                     ВАН          ДА                       М       ЧА

Запишите в тетради полученные слова  сделать звукобуквенный разбор.

 Составь предложение.

 

1. Дети играли во дворе.

2. Детские книги ребята любят читать.

3. Дождь пошёл, и люди открыли зонтики.

4. Даже самые маленькие дети любят сладости.

5. День был долгим и ясным.

6. Дама с собакой переходила дорогу.

 V. Итог урока.

   -О каких  звуках  мы сегодня говорили?

-Какие органы речи участвуют в образовании этих  звуков?

-Какое задание сегодня на занятии вам понравилось больше всего?

-Сегодня вы очень хорошо работали на уроке. Молодцы! Давайте похлопаем друг другу в ладоши.



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка

6-ти лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема:Автоматизация звука « Л»в словах.

Цель: правильно и четко произносить звук Л в словах.

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию и характеристику звука «Л»
  2. Автоматизировать звук «Л» в словах.
  3. Формировать умение образовывать множественное число имен существительных.
  4. Учить согласовывать существительные с числительными.
  5. Упражнять в выделении звука в слове (в начале, середине, конце)
  6. Развивать фонематический слух и восприятие.
  7. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: альбом Л.А. Комарова  «Автоматизация звука «Л»; предметные картинки; дид. игры «Аквариум», «4 лишний»; шарики «Су джок»; стакан с водой  и трубочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия.

 “Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная.

Палка, палка, огуречик – получился человечек”.

- В слове “человек” есть звук “Л”?

- Где находится звук “Л” в этом слове?

Сегодня мы продолжим упражняться в правильном произнесении звука “Л”.

2. Характеристика звука [Л].

-При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Звук [л] согласный, потому что у воздушной струи, при произношении звука, есть преграда.

3.Артикуляционные упражнения.

- Улыбнись, сделай язык лопаточкой, представь, что  на верхней губе у тебя вкусное варенье.

Упражнения: «Иголочка», «Качели», «Часики» «Лошадка», «Пароход гудит», «Болтушка», «Грибочек».

4. Дыхательные упражнения.

Вдох делаем носом, выдох – ртом (3-5раз)

5. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Ёж» (используются шарики «Су джок»)

- Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Упражнение  «Пальчики - мальчики»

- Раз – два – три – четыре – пять, /загибать пальцы по одному/

 Вышли пальцы погулять,

 Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

 Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

 Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

 Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

 А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

6. Физ. минутка.

- Есть на пальцах наших ногти,    ( ребёнок показывает ногти)
На руках – запястья, локти.           ( показывает локти)
Темя, шея, плечи, грудь,                ( показывает руками)
И животик не забудь,                     ( выполняет круговые движения )
Бёдра, пятки, двое стоп,                 ( показывает присев на корточки)
Голень и голеностоп.                      ( показывает руками)
Есть колени и спина,              ( встает и показывает )
Но она всего одна.                  ( показывает один палец)
Есть у нас на голове уха два и мочки две,     ( показывает двумя    руками уши )
Брови скулы и виски,             ( проводит двумя пальцами по бровям)
И глаза, что так близки,         ( показывает двумя руками )
Щёки, нос и две ноздри,        ( показывает руками)
Губы, зубы, посмотри.           ( показывает зубы, широко улыбнутся)
Подбородок под губой –        ( показывает руками)
Вот что знаем мы с тобой!

7. Автоматизация в словах.

( альбом Л.А. Комарова «Автоматизация звука «Л»)

Ребёнок рассматривает иллюстрации, называет изображенные на них предметы: лак, ладони, лодка и т.д.

8. Развитие познавательных способностей.  

Игра «Доскажи словечко».

Логопед:        Не плачь, дам тебе  ка..(лач).        

Логопед:        Дома я и очень рад, что могу надеть ха..(лат).        

Логопед:        Чтобы чисто было,нужно мыться с мы..(лом).        

Логопед:        Я щенка купила - очень-очень ми...(лый) 

Игры: «Поймай звук» (хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Л»,

«4 лишний» (найди в каждом ряду лишнюю картинку), «Аквариум» (определи место звука в слове - начало, середина, конец)                  

9. Итог занятия.

Поощрение и домашнее задание (в тетрадь) -

Составить рассказ, используя слова, в которых есть буква «Л».



Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема «Путешествие в страну звуков и букв»

Цель:

Обобщение пройденного материала о гласных и согласных звуках и буквах.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять графические , зрительные образы гласных и согласных букв.

2. Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.

3. Продолжать закреплять умение определять количество слогов в слове.

4.Упражнять в звуковом анализе слов.

5.Закреплять умения в составлении простых, с красивыми словами, с маленьким словом предложений.

Развивающие:

1.Развивать речь, внимание, мышление.

2.Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

2.Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы: 

1.Словесный (вопросы, объяснение).

3.Наглядный (предметные картинки, схемы предложений)

4.Игровой (подвижная игра)

5.Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, помощь, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: предметные картинки, плакат «Разные буквы»

Раздаточный материал: карточки с кружками, предметные картинки, схемы для составления предложений, буквы.

Интеграция с другими образовательными областями.

1.Физ. культура: подвижная игра

2. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами.

3.Социализация: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить приходить друг другу на помощь.

4.Труд: помощь в раздаче раздаточного материала для занятия, уборка своего места.

5.Коммуникация: развивать речь, желание говорить красиво, правильно,

внимательно слушать друг друга и не перебивать. 

I. Организационный момент.

(Л): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Л): - Ребята давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с вами на протяжения всего занятия, мы многому научились в детском саду, скоро пойдем в школу, а сейчас проверим ваши знания и умения.

II. Введение в тему занятия. 

(Л): - Я сегодня утром пришла в детский сад и увидела вот такую картину. Как вы думаете, что здесь изображено? (  шумовые буквы)

(Л): - Выберите только те буквы, с которыми вы знакомы.

(Л): -  А как вы определили, что это буква, а не звук? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

(Л): - Какие бывают звуки? ( Гласные и согласные)

(Л): - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные можно пропеть – нет преграды, а согласные нельзя пропеть – мешает язык, зубы, губы)

(Л): Молодцы, вы все правильно сказали. 

(Л): - Сейчас  поиграем в игру « Звуковичок»   давать характеристики звуком.               ( р,н,м,к, с,з).  

(Л): - Хорошо, и с этим задание вы справились.

(Л): - Игра «Определите место звуков» На доске весит картинка ( кошка, кузнечик, крокодил, корова, ежик) ребята найдите звук К  и поставьте схему с местом звука ( начало, середина , конец)

(Л) Ребятки, сейчас работают ушки игра «Найди звук»

Поднимите картинку у кого в слове  звук Л, Р ( в начале, в середине в конце )

(Л) Молодцы справились с заданием

Выходите ребята на ковер  отдохнем физминутка «Гномы»

Утром гномы в лес пошли (шагаем на месте)

По дороге гриб нашли (наклоны  вперед)

А за ним-то раз, два, три ( наклоны в стороны)

Показались еще три!

И пока грибы срывали (наклоны  вперед)

Гномы в школу опоздали ( руки к щекам, покачать головой)

Побежали, заспешили ( бег на месте)

И грибы все уронили!  ( присесть)

(Л) Игра « Собери слова из букв».

(Л) Ребята слушайте загадку , а отгадка ваше слова которое нужно составить

Он приходит каждый вечер

В небе звезды будто свечи

И под этот чистый свет

Прилетит ко мне рассвет ( сон)

Альпинистов всех с утра

На свиданье ждет 9 ( гора)

Щеки быстро покраснели

Потому что охладели

Щиплет руки, губы, нос

Стоит на улице ( мороз)

Составьте слова сон, гора,  мороз.

(Л) сколько букв в слове,  сколько гласных, сколько согласных.

Молодцы идем дальше

(Л) Игра « Найди и раскрась букву»  У вас на столах листочек найдите букву ЭМ и раскрасить любым цветом потом скажете что у вас  получилось. ( мишка, машина).

(Л)  ИГРА «Предложение по схеме»

Сколько слов в предложении бывает? ? Когда ставится точка? Как пишется первое слово в предложении?

(Л): - А сейчас по этой картинке придумайте предложение и выложите его по схеме.

(Л): Работает с каждым индивидуально

( Л) Прочитай предложение, ведя пальцем по каждому слову. Сколько слов в предложении? На каком месте стоит короткое слово ….? На третьем месте, какое слово?

III. Итог занятия.

(Л): - Чем мы сегодня занимались?

(Л): - Какое задание было трудное?

(Л): - Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Применение здоровьесберегающих технологий на фронтальных занятиях по развитию речи у слабослышащих дошкольников через двигательную активность.

Обобщение накопленного опыта по применению здоровьезберегающих технологий в подготовительной группе слабослышащих дошкольников...

Конспект логопедического занятия с детьми младшего дошкольного возраста (фронтальное занятие)

Конспект логопедического занятия с детьми младшего дошкольного возраста (фронтальное занятие)...