Консультация для педагогов
консультация по логопедии
Консультация для педагогов: "Игры для развития фонематического слуха удетей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры для развития фонематического слуха у дошкольников | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Игры для развития фонематического слуха у дошкольников»
У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается целый ряд пробелов в фонетической стороне речи, что приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений является условием подготовки детей к школе.
Поэтому необходимо проводить работу для развития фонематического слуха уже с младшего возраста.
Для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения используются различные игры и упражнения.
Игра «Где звучало?»
Ребенок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребенок должен показать место, откуда слышится звук.
- возьмите колокольчик или другую звучащую игрушку. Ребенок сидит с закрытыми глазами, а вы звените, например, колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над ним. Ребенок, не открывая глаз, показывает направление, откуда исходит звук.
Игра «Что звучало?»
- Берем погремушку и колокольчик. Издаем звук поочередно этими предметами. Просим ребенка закрыть глаза и угадать, что звучало.
- демонстрируем ребенку звучание бубна, дудки, погремушки и т.п. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и определяет на слух, что звучало. Если у вас нет подобных инструментов, можно заменить их, к примеру3, стаканом, чашкой и постучать по ним ложкой. Главное, чтобы ребенок установил разницу в звучании.
Игра «Угадай, кто (что) это был(о)?».
Детям предлагаются картинки – образы или игрушки, каждой из них присваивается определённое звучание (например: корова – мычит м-м-м, тигр – рычит р-р-р, пчела – жужжит ж-ж-ж). Логопед длительно (в усложнённом варианте – кратко) произносит какой – либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.
Игра «Кто позвал?»
Один ребенок поворачивается к другим спиной. Любой из присутствующих окликает его по имени. Ребенок должен указать на того, кто его позвал.
Игра «Слушай и делай?»
Взрослый дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Встань лицом к двери и поставь руки на пояс», и т.д.
Игра «Слушай внимательно»
Шепотом за экраном (либо ребенок слушает, закрыв глаза) взрослый дает ребенку какое-нибудь поручение, которое тот должен выполнить.
Игра «Послушай и повтори»
Взрослый шепотом за экраном произносит слова по теме (либо ребенок слушает, закрыв глаза), а ребенок вслух повторяет их.
Игра «Телефон»
Взрослый тихо говорит ребенку слово по теме, а он шепчет это слово на ухо следующему и т. д.
Игра «Какое слово отличается от других»
Произносим слова схожие по звучанию, ребенок должен сказать какое слово не подходит (осень, осень, носим, осень).
Игра «Хлопни как я»
Взрослый производит по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз, а ребенок повторяет за ним.
Игра «Делай, как скажу, а не как покажу»
Взрослый говорит одно, а делает другое. Ребенок выполняет то, что говорит ему взрослый.
Игра «Подскажи словечко»
Продолжи предложение: закурлыкали вдали, улетая ...(журавли).
Игра «Дятел»
Взрослый отстукивает разные ритмы (. …; . .. и т. д.), а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.
Игра «Определи на слух самое короткое слово»
Взрослый произносит слова: строитель, машина, дом, кровать. Ребенок должен назвать самое короткое слово.
Игра «Определи на слух самое длинное слово»
Взрослый произносит слова: кран, винт, машина, дом. Ребенок должен назвать самое длинное слово.
Игра «Какое слово длиннее?»
Взрослый произносит слова: медвежонок, ежонок. Ребенок должен определить какое слово длиннее.
Игра «Какие пары слов похожи по звучанию?»
Взрослый произносит слова: дом-изба, весна-десна, лопата-грабли, посадка-насадка. Ребенок должен определить какие слова схожи по звучанию.
Игра «Определи на слух»
- Взрослый называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит заданный звук в слове (или, когда услышит названия животных, можно отработать любую лексическую тему).
- Взрослый предлагает детям повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком.
Например: «Повторяй за мной только звук С» - предлагаемый звукоряд: З,С,Ш,С и т.д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком С» - предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д.
Повторяй за мной только слова со звуком С» - предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т.д.
Речевой материал может быть подобран по-разному, с учётом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих, свистящих-шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах – квазиомонимах и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....