Консультация. Развитие функциональной грамотности.
консультация по логопедии
Консультация. Развитие функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности у старших дошкольников на занятиях по развитию речи
Современное образовательное учреждение должно привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией.
Задача логопеда помочь ребенку овладеть устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми.
В нашем детском саду работают две коррекционные группы, которые посещают дети с разными нарушениями. Основной контингент групп – это дети с нарушениями зрения, в том числе инвалиды. А также есть дети с ЗПР, ЗРР, ТНР, дети с УО (в том году мы выпустили ребенка с синдромом Дауна). Также есть дети с сопутствующими заболеваниями, такие как эпилепсия, гиперактивность и др. У большинства воспитанников коррекционных групп имеется вторичное нарушение речи, от ФФНР до алалии. У 30% обучающихся детей коррекционная логопедическая работа начинается с запуска речи и активации словаря.
Основы функциональной грамотности закладываются в детском саду и в начальной школе.
Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.
Рассмотрим дисфункции, особенно мешающие формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:
- неустойчивое внимание,
- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
- недостаточное развитие способности к переключению,
- скрытое левшество, леворукость, амбидекстрия,
- недостаточное развитие мелкой моторики,
- снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,
- нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
- отсутствие чувства ритма,
- снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,
- особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
- дефекты произношения
- недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
- слабо развитое словесно-логического мышления,
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
- неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
На результаты коррекционной работы также влияет посещаемость детей. Дети с ОВЗ соматически ослаблены и часто болеют, а также регулярно проходят лечение по основному заболеванию, пропуская занятия.
На логопедических занятиях в детском саду проводятся игры на развитие речемыслительной деятельности. Например, игры дополнения. Игровые упражнения имеют несколько вариантов разной степени сложности. Дети привлекаются к договариванию слов во фразах и предложениях, а затем задание усложняется: самостоятельно осуществляют лексический отбор.
Вариант 1. «Пропущенные слова». Вы произносите предложение, а ребенок вставляет пропущенное слово. Например: «На дереве сидела и грызла орешки ...»; «Зимой в берлоге сладко спит ...»; «После дождя в лесу выросло много…»; «Дождик прошел, и из-за туч показалось ...»; «Шерсть у кошки…»; «На вкус лимон…», «Яблоко по цвету…», «Апельсин по форме…». «Дети взяли корзины, они будут…»; «Мальчики взяли грабли, они будут….». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.
Вариант 2. «Распространение предложений». Детям предлагают закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут ... (куда? зачем?)», «Мальчики собирают ... (что? где? когда? зачем?), «Ребята пошли в лес…(зачем? что будут делать? во что? для чего?)» и т. п. В дальнейшем распространение осуществляется детьми самостоятельно, без помощи ориентирующих вопросов.
Вариант 3. «Добавление придаточных предложений». Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Например, взрослый говорит: «Дети одеваются, потому что ...»; «Дима не стал играть с игрушками, потому что...»; «Паша и Федя не стали кататься с горки, потому что…»; «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что ...»; «Мама сказала дочке, что ...»; «Мы завтра пойдем в лес, если ...».
Таким образом, в рамках нашей работы функциональную грамотность можно рассматривать, как способность обучающегося вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).
Другими словами формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности на ступени дошкольного образования по речевому развитию» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.
В статье представлен опыт работы коллектива СП д/с "Солнышко" по актуальной теме развития функциональной грамоты на ступени дошкольного образования....
Партнерство ДОУ и семьи в развитии функциональной грамотности детей.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семь...
Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.
Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам уме...
Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...
Консультация для родителей «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников»
Консультация для родителей содержит практический материал для развития читательской грамотности, математической грамотности и естественно - научной грамотности, который родители могут использовать в д...
Консультация. Развитие функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагоги...
Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности по математическому развитию дошкольников
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...