Фронтальное логопедическое занятие на тему "Весеннее пробуждение"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Антаневич Екатерина Михайловна

Различие всегда твердых звуков Ш, Ж, Ц и всегда мягких звуки Й, Ч, Щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.5_frontalnoe_zantie_vesennee_probuzhdenie.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи на тему «Весеннее пробуждение»

Подготовительная к школе подгруппа (дети 6-7 лет)

Учитель-логопед Антаневич Е.М.

Ведущая образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

Обучающие:

- закреплять представления о согласных звуках непарных мягких и твердых;

- упражнять в определении ряда имен существительных и притяжательных имен прилагательных в творительном падеже с предлогами: над, под, между; образовании однокоренных слов от слова «волк»; обратить внимание на многозначность слова «лисичка»;

- упражнять в рассказывании по картинке по предложенному плану, придумывании окончания сказки, отгадывание загадок по картинкам-схемам - систематизировать знания детей об изменениях, происходящих в живой и неживой природе весной;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, родному языку, творческое воображение;

- любознательность, инициативу и самостоятельность в речевой и познавательной деятельности;

- развивать творческий потенциал детей, их воображение.

Воспитательные:

- воспитывать чувства любви к родной природе, к русскому языку;

- воспитывать уважение к сверстникам при совместной деятельности, и чувства собственного достоинства;

- воспитывать культуру общения с социальным окружением.

Оборудование:

- большая варежка; таблички со словами: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок;

- макет леса; картинки животных: мышь, хомяк, горностай, куница, два ежа; три зеленых и три синих флажка;

- картинки-схемы для загадок про мышку и лягушку;

- презентация на интерактивной доске: «Горностай и куница», «Лягушка», «Заяц», картинки родственных слов (волк, волчица, волчонок, волчата), дидактическое задание «Он», «Она», «Оно», признаки весны;

- дидактическая игра «Лесные шахматы».

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за пробуждением природы от зимнего сна; чтение познавательной литературы о животных; чтение художественной литературы о весне, о повадках зверей весной, об их жилищах (Н. Сладкова, В. Бианки, Э. Шима, В. Зотова и др.), НОД развитие речи по обучению грамоте, индивидуальная работа с детьми по составлению слов по схеме.

Ход НОД:

Занятие начинается под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Март». Дети сидят на ковре с полузакрытыми глазами.

Логопед: Весна. Природа пробуждается от зимнего сна. Все вокруг оживает, обновляется, делает первые шаги, двигается. По небу плывут удивительно легкие облака, слышите - на земле журчат удивительно быстрые и веселые ручьи, а на ветках птицы поют свои звонкие песни…

И отчего-то хочется придумывать удивительные истории и участвовать в удивительных приключениях.

Сегодня мы поиграем в необычную игру. Называется она «Весеннее пробуждение». Играть нам помогут таблички со словами. Отправляемся в путь.

Логопед подводит детей к «варежке».

Логопед: Что это такое? Чем она необычна?

Вот какая удивительная история произошла с этой варежкой: «Как-то осенью шёл мужик по дороге и потерял варежку. Решили звери себе в ней домик устроить. Там и перезимовали. Наступила весна. Пора из варежки выбираться, а его жители спросонья ничего понять не могут».

Поможем разобраться?

Для этого нужно сделать так, чтобы сказка возродилась. Что это за сказка?

Ответы детей (рукавичка, терем-теремок …)

Логопед: Как мы можем обратиться к этому домику-варежке?

Ответы детей (Терем-теремок, кто в тереме живет).

Логопед достает табличку, дети читают: «Я – мышка-норушка».

Логопед: Представили себе мышку. Какая она? Ответы детей (подбор эпитетов)

Нам нужно для мышки норку отыскать

Дети переходят к макету леса с домиками зверей (два дупла, две норки, пень, заросли кустарника), возле которых стоят зеленые и синие флажки

Логопед: В этом лесу живут разные зверьки (показывает на картинки). Кого из них вы знаете, а кого не разу не видели?

Рассказ воспитателя о горностае и кунице.

Логопед: Хомяк очень крупный. Как его можно назвать? (хомячище).

Что происходит в их жизни весной?

Дети: у хомяков талая вода заливает норы и размывает их, ежи пробуждаются от зимнего сна; горностай меняет белую шубку на бурую; куница линяет, т.е. линяет зимняя шерсть на летнюю, более редкую).

Какие домики есть в лесу для зверьков? Давайте всех этих зверей расселим. Только нужно выполнить одно условие. Звери, в названии которых есть согласные звуки всегда мягкие будут жить в домиках, которые отмечены зелеными флажками, а звери в названии которых есть согласные звуки всегда твердые – в домиках, отмеченные синими флажками.

Логопед: Вспомним согласные звуки всегда мягкие (Й, Ч, Щ). Всегда твердые (Ж, Ш, Ц ).

Чтобы лучше запомнить согласные звуки всегда твердые и всегда мягкие, послушайте стихотворение о них:

Ребенок читает на доске: «У согласных вышел спор

Так и спорят до сих пор.

Ж, Ш, Ц сказали гордо:

Любим мы характер твердый.

Й, Ч, Щ наоборот – мягкий, ласковый народ.

А вот звуки основные – и такие, и такие».

Логопед: Кто из животных любит жить в дупле?

Дети: куница

Логопед:В какое дупло мы поселим куницу, с синим или зеленым флажком? Почему?

Дети: Ц всегда твердый звук, поэтому в «домик» с синим флажком

Логопед: Где будут жить хомячище, горностай, ежи?

Дети отвечают и ставят картинку рядом с домиком зверя и соответствующий флажок.

Логопед: А сейчас нашли домик для мышки. Как мы ее называем?

Дети: мышка-норушка

Логопед: значит где она живет?

Дети: в норке

Логопед: Ш какой звук?

Дети: Ш всегда твердый звук и поэтому мышка живет в норке с синим флажком.

Логопед: А вот еще такое неизвестное существо (показать картинку).

Сегодня я хочу загадать вам новую загадку (картинки: река, болото, лужа). Тот, про кого я хочу загадать загадку умеет вот что делать, и вот что про него известно:

«Не зверь, не птица,

всего боится.

Половит мух

И в воду плюх!»

Кто это? Почему я вам загадала загадку про лягушку?

Логопед: Сейчас проверим, давайте спросим у рукавичке…

Р-к: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» (логопед достает табличку, на табличке дети читают «Лягушка-квакушка»).

Логопед: Посмотрите на картинку, Какая лягушка?

Ответы детей: подбор эпитетов

Мышке мы помогли, а теперь нужно помочь лягушке выбраться, пока медведь спит. А то проснется он, выйдет на дорогу, наступит на варежку и раздавит сказочный домик. Чтобы этого не случилось, нужно сказку переделать и расселить по другим домам остальных животных.

Куда можно лягушку переселить?

Дети: в болото, в речку, в лужицу.

Логопед: На реке еще лед не растаял, речные лягушки спят в иле на дне, в болоте вода очень холодная. Лужицы уже повсюду появляются, но ночью замерзают. Надо нам растопить лед, снег, тепло установить. Кто будет нашим помощником и растопит лед?

Дети: солнышко.

Логопед: Каким должно быть солнце, чтобы растопить снег и прогреть землю? Что оно должно делать? (показываю в дидактическое задании «Он, Она, Оно» на интерактивной доске картинку солнца

Дети: пригревать, припекать.

Логопед: Каким будет день, если солнце жаркое, яркое, горячее? (картинка с изображением «день»).

Логопед: Какой будет погода? (картинка).

Какие слова я вам сейчас назвала?

Дети: солнце, день, погода.

Логопед: Расселим слова: солнце, день, погода по домикам «оно», «он», «она»

Дети: проводят соединительные линии между картинками и «домиками» на доске

Логопед: Погода установилась теплая, снег растаял, земля прогрелась. Посмотрите, как засияло солнышко. (Сюрпризный момент на интерактивной доске). Оно обрадовалось, что вы сделали все правильно. Теперь лягушке будет хорошо в любом водоеме.

С лягушкой все в порядке. А мы будем выручать следующую зверушку.

Р-нок: «Терем – теремок, кто в тереме живет?»

Логопед достает из рукавички табличку, Р-нок читает: «зайка-побегайка»

Логопед: Каким вы себе представляете зайку? Ответы детей (подбор эпитетов)

Попробуем изобразить зайца в лесу.

Физкультминутка: Дети повторяют за воспитателем слова потешки и обыгрывают их движениями:

«Встанем на носочки,

Сильно втянем щечки,

Пополощем ротик,

Уберем животик,

Выпучим глазищи,

Вытянем лапищи,

Прыгнем как зайчище, -

Застучат зубищи».

Логопед: Теперь видно, что зайка весну почувствовал. Но чего он так боится? (обращаю внимание на изображение белого зайца в летнем лесу)

Дети: не успел поменять белую шубку на серую.

Логопед: Конечно, мы с вами снег растопили, травка зазеленела и стало зайца очень хорошо видно. Давайте поможем ему шубку поменять. Для этого нам нужно найти на «Лесных шахматах», которые у вас на столе, летнюю серую шубку зайца.

Логопед: Что изображено на верхнем ряду? (уши разных животных), на ряду ниже? (головы), дальше? (туловища), на нижнем ряду? (лапы)

Логопед: Найдите все части тела зайца и отметьте их фишками.

Самостоятельная работа детей в д/и «Лесные шахматы». В ходе работы проверяю и помогаю детям при затруднении.

Логопед: Помогли мы зайцу шубку поменять. Теперь он может спокойно по лесу скакать.

Р-нок произносит: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»

Логопед достает табличку, р-нок читает табличку «Лисичка-сестричка».

Логопед: Я про лисичку вот такую загадку прочитала:

«Я была в лесу,

Поймала лису.

Домой понесу,

Посолю, отварю,

А зимой похвалю».

Только я не понимаю, почему ее надо варить, солить и зимой хвалить? Помогите разобраться.

Дети: это гриб.

Логопед: А вы знаете загадки про лисичку – животное (дети загадывают).

Логопед: Всем известно, что лиса – животное хитрое, ловкое, сама в лесу устроится. Ей домик мы искать не будем. Хорошо, что мы ее вовремя освободили.

Чем будет весной заниматься лиса?

Дети: искать или рыть норку, добывать себе пищу.

Логопед: Какое животное еще осталось в варежке? Проверим:

Р-нок: «Терем – теремок, кто в тереме живет?»

Логопед достает табличку, р-нок читает «Волчок-серый бочок».

Логопед: А как еще называют волка в сказках

Дети: волк – зубами щелк, волчице – серый хвостище.

Логопед: Волки живут стаями. Напомним волку его родственников. Он их быстро отыщет. На этих картинка везде есть родственники волка. Их корень волк – это отец семьи. А как зовут Мать –

Дети: волчица, …,.

Логопед:Дети волка –

Дети: волчата

Логопед: Сын - …

Дети: волчонок

Логопед: Не успели мы волку помочь, а мишка уж тут как тут.

Узнать из-за чего медведь проснулся, какой шум его разбудил, нам поможет вот эта картинка «Капель». Что такое капель?

Дети: рассказывают о капели

Логопед: Какие звуки слышатся, когда капает вода?

Дети: кап-кап, дзинь-дзинь.

Логопед: Какие признаки весны вы еще знаете?

Дети рассказывают о журчащих ручейках, трескающимся льде, поющих птицах, лопающихся почках.

Логопед: Теперь понятно какой шум разбудил медведя. Но мы не успели изменить сказку, хотя и в варежке никого не осталось, а как же спасти варежку от тяжелой медвежьей лапы.

Давайте пофантазируем и попробуем придумать, что с варежкой могло случиться дальше, но только чтобы медведю она не досталась.

Рассказы детей нового конца сказки.

Логопед: Вот так весна помогла нам обновить сказку и даже придумать ей другой конец.

Понравилась наша игра вам, дети? У вас есть красные и синие магнитики. Кому понравилась игра приклейте на доску красные магнитики, кому нет - тот приклеит на доску синие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с ОНР "Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Коррекционно-образовательные:·         Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;·         Совершенствован...

Конспект итогового фронтального логопедического занятия во второй младшей логопедической группе "В саду и в огороде"

Конспект фронтального логопедического занятия во второй младшей логопедической группе на тему "В саду или в огороде". Основной целью занятия является обогащение импрессивного и экспрессивного словаря ...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...