Фронтальное логопедическое занятие на тему "Весеннее пробуждение"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Различие всегда твердых звуков Ш, Ж, Ц и всегда мягких звуки Й, Ч, Щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.5_frontalnoe_zantie_vesennee_probuzhdenie.docx | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи на тему «Весеннее пробуждение»
Подготовительная к школе подгруппа (дети 6-7 лет)
Учитель-логопед Антаневич Е.М.
Ведущая образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
Обучающие:
- закреплять представления о согласных звуках непарных мягких и твердых;
- упражнять в определении ряда имен существительных и притяжательных имен прилагательных в творительном падеже с предлогами: над, под, между; образовании однокоренных слов от слова «волк»; обратить внимание на многозначность слова «лисичка»;
- упражнять в рассказывании по картинке по предложенному плану, придумывании окончания сказки, отгадывание загадок по картинкам-схемам - систематизировать знания детей об изменениях, происходящих в живой и неживой природе весной;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, родному языку, творческое воображение;
- любознательность, инициативу и самостоятельность в речевой и познавательной деятельности;
- развивать творческий потенциал детей, их воображение.
Воспитательные:
- воспитывать чувства любви к родной природе, к русскому языку;
- воспитывать уважение к сверстникам при совместной деятельности, и чувства собственного достоинства;
- воспитывать культуру общения с социальным окружением.
Оборудование:
- большая варежка; таблички со словами: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок;
- макет леса; картинки животных: мышь, хомяк, горностай, куница, два ежа; три зеленых и три синих флажка;
- картинки-схемы для загадок про мышку и лягушку;
- презентация на интерактивной доске: «Горностай и куница», «Лягушка», «Заяц», картинки родственных слов (волк, волчица, волчонок, волчата), дидактическое задание «Он», «Она», «Оно», признаки весны;
- дидактическая игра «Лесные шахматы».
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за пробуждением природы от зимнего сна; чтение познавательной литературы о животных; чтение художественной литературы о весне, о повадках зверей весной, об их жилищах (Н. Сладкова, В. Бианки, Э. Шима, В. Зотова и др.), НОД развитие речи по обучению грамоте, индивидуальная работа с детьми по составлению слов по схеме.
Ход НОД:
Занятие начинается под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Март». Дети сидят на ковре с полузакрытыми глазами.
Логопед: Весна. Природа пробуждается от зимнего сна. Все вокруг оживает, обновляется, делает первые шаги, двигается. По небу плывут удивительно легкие облака, слышите - на земле журчат удивительно быстрые и веселые ручьи, а на ветках птицы поют свои звонкие песни…
И отчего-то хочется придумывать удивительные истории и участвовать в удивительных приключениях.
Сегодня мы поиграем в необычную игру. Называется она «Весеннее пробуждение». Играть нам помогут таблички со словами. Отправляемся в путь.
Логопед подводит детей к «варежке».
Логопед: Что это такое? Чем она необычна?
Вот какая удивительная история произошла с этой варежкой: «Как-то осенью шёл мужик по дороге и потерял варежку. Решили звери себе в ней домик устроить. Там и перезимовали. Наступила весна. Пора из варежки выбираться, а его жители спросонья ничего понять не могут».
Поможем разобраться?
Для этого нужно сделать так, чтобы сказка возродилась. Что это за сказка?
Ответы детей (рукавичка, терем-теремок …)
Логопед: Как мы можем обратиться к этому домику-варежке?
Ответы детей (Терем-теремок, кто в тереме живет).
Логопед достает табличку, дети читают: «Я – мышка-норушка».
Логопед: Представили себе мышку. Какая она? Ответы детей (подбор эпитетов)
Нам нужно для мышки норку отыскать
Дети переходят к макету леса с домиками зверей (два дупла, две норки, пень, заросли кустарника), возле которых стоят зеленые и синие флажки
Логопед: В этом лесу живут разные зверьки (показывает на картинки). Кого из них вы знаете, а кого не разу не видели?
Рассказ воспитателя о горностае и кунице.
Логопед: Хомяк очень крупный. Как его можно назвать? (хомячище).
Что происходит в их жизни весной?
Дети: у хомяков талая вода заливает норы и размывает их, ежи пробуждаются от зимнего сна; горностай меняет белую шубку на бурую; куница линяет, т.е. линяет зимняя шерсть на летнюю, более редкую).
Какие домики есть в лесу для зверьков? Давайте всех этих зверей расселим. Только нужно выполнить одно условие. Звери, в названии которых есть согласные звуки всегда мягкие будут жить в домиках, которые отмечены зелеными флажками, а звери в названии которых есть согласные звуки всегда твердые – в домиках, отмеченные синими флажками.
Логопед: Вспомним согласные звуки всегда мягкие (Й, Ч, Щ). Всегда твердые (Ж, Ш, Ц ).
Чтобы лучше запомнить согласные звуки всегда твердые и всегда мягкие, послушайте стихотворение о них:
Ребенок читает на доске: «У согласных вышел спор
Так и спорят до сих пор.
Ж, Ш, Ц сказали гордо:
Любим мы характер твердый.
Й, Ч, Щ наоборот – мягкий, ласковый народ.
А вот звуки основные – и такие, и такие».
Логопед: Кто из животных любит жить в дупле?
Дети: куница
Логопед:В какое дупло мы поселим куницу, с синим или зеленым флажком? Почему?
Дети: Ц всегда твердый звук, поэтому в «домик» с синим флажком
Логопед: Где будут жить хомячище, горностай, ежи?
Дети отвечают и ставят картинку рядом с домиком зверя и соответствующий флажок.
Логопед: А сейчас нашли домик для мышки. Как мы ее называем?
Дети: мышка-норушка
Логопед: значит где она живет?
Дети: в норке
Логопед: Ш какой звук?
Дети: Ш всегда твердый звук и поэтому мышка живет в норке с синим флажком.
Логопед: А вот еще такое неизвестное существо (показать картинку).
Сегодня я хочу загадать вам новую загадку (картинки: река, болото, лужа). Тот, про кого я хочу загадать загадку умеет вот что делать, и вот что про него известно:
«Не зверь, не птица,
всего боится.
Половит мух
И в воду плюх!»
Кто это? Почему я вам загадала загадку про лягушку?
Логопед: Сейчас проверим, давайте спросим у рукавичке…
Р-к: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» (логопед достает табличку, на табличке дети читают «Лягушка-квакушка»).
Логопед: Посмотрите на картинку, Какая лягушка?
Ответы детей: подбор эпитетов
Мышке мы помогли, а теперь нужно помочь лягушке выбраться, пока медведь спит. А то проснется он, выйдет на дорогу, наступит на варежку и раздавит сказочный домик. Чтобы этого не случилось, нужно сказку переделать и расселить по другим домам остальных животных.
Куда можно лягушку переселить?
Дети: в болото, в речку, в лужицу.
Логопед: На реке еще лед не растаял, речные лягушки спят в иле на дне, в болоте вода очень холодная. Лужицы уже повсюду появляются, но ночью замерзают. Надо нам растопить лед, снег, тепло установить. Кто будет нашим помощником и растопит лед?
Дети: солнышко.
Логопед: Каким должно быть солнце, чтобы растопить снег и прогреть землю? Что оно должно делать? (показываю в дидактическое задании «Он, Она, Оно» на интерактивной доске картинку солнца
Дети: пригревать, припекать.
Логопед: Каким будет день, если солнце жаркое, яркое, горячее? (картинка с изображением «день»).
Логопед: Какой будет погода? (картинка).
Какие слова я вам сейчас назвала?
Дети: солнце, день, погода.
Логопед: Расселим слова: солнце, день, погода по домикам «оно», «он», «она»
Дети: проводят соединительные линии между картинками и «домиками» на доске
Логопед: Погода установилась теплая, снег растаял, земля прогрелась. Посмотрите, как засияло солнышко. (Сюрпризный момент на интерактивной доске). Оно обрадовалось, что вы сделали все правильно. Теперь лягушке будет хорошо в любом водоеме.
С лягушкой все в порядке. А мы будем выручать следующую зверушку.
Р-нок: «Терем – теремок, кто в тереме живет?»
Логопед достает из рукавички табличку, Р-нок читает: «зайка-побегайка»
Логопед: Каким вы себе представляете зайку? Ответы детей (подбор эпитетов)
Попробуем изобразить зайца в лесу.
Физкультминутка: Дети повторяют за воспитателем слова потешки и обыгрывают их движениями:
«Встанем на носочки,
Сильно втянем щечки,
Пополощем ротик,
Уберем животик,
Выпучим глазищи,
Вытянем лапищи,
Прыгнем как зайчище, -
Застучат зубищи».
Логопед: Теперь видно, что зайка весну почувствовал. Но чего он так боится? (обращаю внимание на изображение белого зайца в летнем лесу)
Дети: не успел поменять белую шубку на серую.
Логопед: Конечно, мы с вами снег растопили, травка зазеленела и стало зайца очень хорошо видно. Давайте поможем ему шубку поменять. Для этого нам нужно найти на «Лесных шахматах», которые у вас на столе, летнюю серую шубку зайца.
Логопед: Что изображено на верхнем ряду? (уши разных животных), на ряду ниже? (головы), дальше? (туловища), на нижнем ряду? (лапы)
Логопед: Найдите все части тела зайца и отметьте их фишками.
Самостоятельная работа детей в д/и «Лесные шахматы». В ходе работы проверяю и помогаю детям при затруднении.
Логопед: Помогли мы зайцу шубку поменять. Теперь он может спокойно по лесу скакать.
Р-нок произносит: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»
Логопед достает табличку, р-нок читает табличку «Лисичка-сестричка».
Логопед: Я про лисичку вот такую загадку прочитала:
«Я была в лесу,
Поймала лису.
Домой понесу,
Посолю, отварю,
А зимой похвалю».
Только я не понимаю, почему ее надо варить, солить и зимой хвалить? Помогите разобраться.
Дети: это гриб.
Логопед: А вы знаете загадки про лисичку – животное (дети загадывают).
Логопед: Всем известно, что лиса – животное хитрое, ловкое, сама в лесу устроится. Ей домик мы искать не будем. Хорошо, что мы ее вовремя освободили.
Чем будет весной заниматься лиса?
Дети: искать или рыть норку, добывать себе пищу.
Логопед: Какое животное еще осталось в варежке? Проверим:
Р-нок: «Терем – теремок, кто в тереме живет?»
Логопед достает табличку, р-нок читает «Волчок-серый бочок».
Логопед: А как еще называют волка в сказках
Дети: волк – зубами щелк, волчице – серый хвостище.
Логопед: Волки живут стаями. Напомним волку его родственников. Он их быстро отыщет. На этих картинка везде есть родственники волка. Их корень волк – это отец семьи. А как зовут Мать –
Дети: волчица, …,.
Логопед:Дети волка –
Дети: волчата
Логопед: Сын - …
Дети: волчонок
Логопед: Не успели мы волку помочь, а мишка уж тут как тут.
Узнать из-за чего медведь проснулся, какой шум его разбудил, нам поможет вот эта картинка «Капель». Что такое капель?
Дети: рассказывают о капели
Логопед: Какие звуки слышатся, когда капает вода?
Дети: кап-кап, дзинь-дзинь.
Логопед: Какие признаки весны вы еще знаете?
Дети рассказывают о журчащих ручейках, трескающимся льде, поющих птицах, лопающихся почках.
Логопед: Теперь понятно какой шум разбудил медведя. Но мы не успели изменить сказку, хотя и в варежке никого не осталось, а как же спасти варежку от тяжелой медвежьей лапы.
Давайте пофантазируем и попробуем придумать, что с варежкой могло случиться дальше, но только чтобы медведю она не досталась.
Рассказы детей нового конца сказки.
Логопед: Вот так весна помогла нам обновить сказку и даже придумать ей другой конец.
Понравилась наша игра вам, дети? У вас есть красные и синие магнитики. Кому понравилась игра приклейте на доску красные магнитики, кому нет - тот приклеит на доску синие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с ОНР "Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»
Коррекционно-образовательные:· Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;· Совершенствован...
Конспект итогового фронтального логопедического занятия во второй младшей логопедической группе "В саду и в огороде"
Конспект фронтального логопедического занятия во второй младшей логопедической группе на тему "В саду или в огороде". Основной целью занятия является обогащение импрессивного и экспрессивного словаря ...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....
Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)
Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...
Конспект фронтального логопедического занятия: Звук [Ы]. Буква Ы. в старшей логопедической группе с детьми ОНР
Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы....
Конспект и презентация НОД (фронтального логопедического занятия) по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей (логопедической) группе "Приставочные глаголы"
Конспект НОД на тему "Приставочные глаголы" и презентация...