Формирование звукопроизношения и обучения грамоте. Тема занятия: «Звук и буква Р»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: обучение умению правильно произносить звук и букву Р в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk_r_pered.docx | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 400»
Учитель-логопед: Акифьева Татьяна Викторовна
Занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Вид занятия: формирование звукопроизношения и обучения грамоте
Тема занятия: «Звук и буква Р»
Цель: обучение умению правильно произносить звук и букву Р в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: -продолжать учить правильно произносить звук (р) в словах, словосочетаниях, чистоговорках и предложениях; а также букву Р при чтении слов и предложений.
Коррекционно- развивающие: -закрепить умение характеризовать звук (р) по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на схему; -упражнять в определении позиции звука (р) в словах; -упражнять в умении делить слова на слоги, подбирать слова с противоположным значением, правильно согласовывать числительные со словосочетаниями типа прилагательное + существительное; -продолжать опознавать и использовать при ответах схемы и знаковые модели; -развивать фонематическое восприятие; артикуляционную моторику и речевое дыхание, графические навыки; динамическую координацию движений пальцев рук; -укреплять и тренировать глазодвигательные мышцы для снятия зрительного утомления; -закреплять умение ритмично двигаться в соответствии с темпом музыки;
Коррекционно-воспитательные: -вырабатывать умение преодолевать трудности и добиваться поставленных результатов; -воспитывать чувства товарищества, отзывчивости, доброжелательности и уважительного отношения к сверстникам; -воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Оборудование: схема для характеристики звуков, план работы, схемы слогов и предметные картинки, оценочные смайлики и фишки, зеркала, вертушки и карточки артикуляционных, звуковых упражнений; карандаши по количеству детей, магнитные слоги, индивидуальные задания на карточках и иллюстрации пословиц, картинки- силуэты героев сказки, мяч.
Ход занятия
1.Орг. момент (эмоционально-положительный настрой)
Дети заходят в группу, общаются и рассматривают дидактический материал по теме, расположенный на доске, столах и панно. Входит логопед и приветствует детей:
- Доброе утро, ребята! Я вижу ваши чудесные улыбки, значит настроение у вас какое? (хорошее, замечательное). Вы всё рассмотрели? (да)
2.Сообщение темы, цели и задач занятия.
-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о звуке и букве Р). –Как вы догадались? (предполагаемые ответы детей: я посмотрел на букву, на картинки, на схемы…) Да, сегодня наша тема: «Звук и буква Р».
-Посмотрите! Все, что есть на столах, панно и доске, поможет отправиться нам на встречу приключениям очень интересной сказки. Послушайте загадку и отгадайте имя главного героя: «Был поленом,стал мальчишкой. Обзавелся умной книжкой» Кто это? (Буратино)
- Сегодня Буратино прислал нам тревожное сообщение. Послушайте.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Я слышу рыдания! А вы их слышите?
(Звучит аудиозапись плача) -Л: Буратино, кто же так горько рыдает?
Буратино: «Это рыдают мои верные друзья из моей любимой сказки, потому что злой Карабас-Барабас забрал у них по одному звуку и закрыл в темном чулане, а ключ спрятал в потайном ларец. Ребята, вы готовы отправиться вместе со мной на помощь моим друзьям?» (Да)
- Молодцы, ребята! Вы согласились помочь Буратино и его друзьям, тогда попробуйте отгадать, кто закрыт в темном чулане и какой звук в словах отсутствует? (Звучит аудиозапись голосов, герои говорят по очереди: «Я пудель А…темон. Я шутливый А…лекино. Я печальный поэт Пье…о. Я че…епаха То…тилла.»)
Логопед: Вы узнали героев сказки?(да) Назовите звук, который забрал у них в словах Карабас-Барабас? (Дети по одному произносят звук [p])
- Как мы можем им помочь? (надо вернуть звук Р, найти ключ иосвободить всех из чулана) - Но перед тем, как отправиться на помощь сказочным героям, послушайте цель нашего занятия: научиться четко и правильно проговаривать слова, словосочетания, предложения и чистоговорки со звуком (р), а также правильно писать букву Р и читать слова и предложениях с данной буквой. -А выполнить данные цели нам поможет … план. Я предлагаю вам подойти к доске и рассказать последовательно по плану, что мы сегодня будем делать сначала, что потом:
Дети перечисляют задачи занятия:
-(схема артикуляции)- вместе вспомним, как произноситься звук Р, -(схема характеристики)-вместе расскажем про звук Р, -(схема артикуляционной. гимнастики) –каждый сделает гимнастику для языка, -(ухо) – каждый будет слушать и определять место звука Р в словах, -(слоговая схема)- парами будем делить слова на слоги, -(губы) -вместе будем произносить звук р в словах, в словосочетаниях и чистоговорках, -(ручка)-каждый будет писать букву Р, -(книга) – каждый будет читать слова и предложения с буквой Р.
-А как же вы будете оценивать друг друга и себя за каждое выполненное задание? (показ фишек) (Красная фишка – я старался, внимательно слушал и выполнил задание сам, без ошибок. –Желтая фишка- старался, но были некоторые ошибки, мне помогали выполнить задание, нужно еще постараться)
-А в конце занятия мы подсчитаем количество фишек и определим результаты. Самый большой «смайлик –класс» получит тот, кто выполнит успешно все задания самостоятельно и соберет восемь красных фишек в конце занятия. Средний смайлик –класс получит тот, кто соберет меньше восьми красных фишек, но их будет больше, чем желтых. Самый маленький смайлик –класс получит тот, кто соберет больше желтых фишек. Ему следует еще постараться и на следующем занятии все получится!
-Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи!
2. Подготовительный этап. Повторение.
1)Акустико-артикуляционная характеристика звука.
- Перед тем как вернуть звук(р) сказочным героям, нам надо подготовиться и все вспомнить про этот звук. Посмотрите на схему и расскажите, как мы произносим звук (р)? (Губы приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к верхним бугоркам, воздушная струя сильная и заставляет кончик языка дрожать, горлышко работает).
- Какой звук Р? (Звук Р-согласный, потому что воздушная струя встречает преграду-язык, твердый, звонкий). Какой по цвету фишкой обозначаем? (Синей). -Зачем нам нужно столько заниматься со звуком Р? (чтобы хорошо и четко проговаривать слова со звуком Р, чтобы красиво говорить).
-Для этого нужно тренировка. Что мы всегда делаем? (Зарядку для языка)
2)Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
-Я предлагаю вам сесть и выполнить артикуляционную, речевую и дыхательную гимнастику, а что нам поможет? (зеркала и картинки с упражнениями). Выполнение упражнений вы должны оценить. А выполнять мы её будем одновременно с движениями пальцев рук.
1) «Лошадка» - щелкайте языком четко под хлопки ладоней 5 раз, 2) «Грибок» – крепко «приклеиваем» язычок к небу в форме грибочка и удерживаем его под счет до 10, одновременно загибая пальцы поочередно сначала на одной руке, потом на другой руке, 3) «Гармошка»- «приклеиваем» язычок и не опуская его, закрываем и открываем рот под счет до5, одновременно загибая пальцы сразу на обеих руках, начиная с большого, 4) Дыхательное упражнение «Ветерок» -2 раза-Давайте подуем на вертушку. Вдох носом – длительный выдох по языку на вертушку, щеки не раздувать.
3)Изолированное произнесение звука –упр. «Звуковые дорожки»
-Следующее упражнение на «звуковых дорожках». Давайте произнесем звук Р длительно все вместе и каждый. (Тигр спешит на помощь тигренку по прямой дорожке, затем по прерывистой и петляющей) Оценивают свое выполнение
3. Основной этап.
1)упр. «Найди звук Р»-Ребята, нам пора отправляться в путь, ведь нашей помощи ждут сказочные герои. Посмотрите на первый темный силуэт из чулана и узнайте, кому мы будем возвращать звук (р) сначала? (Артемону) –логопед переворачивает картинку цветным изображением. Да, верно!
-Чтобы вернуть звук(р) Артемону, надо каждому из вас внимательно слушать и находить звук (р) в словах без ошибок. Справитесь? -Прыгайте только тогда, когда звук (р) находится где? (показывает схему) – (в конце слова).
(рот, роза, командир, норка,сор, рак, картина,мухомор, дырка,помидор, радио, ромашки,топор,корзина, пар, поросенок, руки, морковка, ветер)
- Ребята, как считаете, вы справились с заданием? А теперь каждый оцените выполнение задания фишками. А вот вернулся ли звук Р, послушаем самого Артемона. (Один ребенок подходит к ноутбуку) Звучит голос: «Я - Артемон! Звук Р на месте. Спасибо, ребята!» (хлопки за кадром)
2)упр. «Добавь звук Р» (с перебросом мяча) -Посмотрите на следующий темный силуэт и узнайте, кому сейчас мы должны помочь? (Арлекино) - педагог переворачивает картинку.
-Чтобы вернуть звук (р) Арлекино, нужно добавить данный звук в каждое слово на второе место с перебросом мяча. (кот- …крот, бас-…брас, каска-…краска, фаза-…фраза, ковать–…кровать, бак-…брак, кошки–…крошки, поход-…проход, мак-…мрак, постой –…простой, гаммы-…граммы, сочный-…срочный, повод -…провод)
- Как вы думаете, вы справились все вместе с этим заданием? Оцените каждый свое выполнение задания фишками. А вот вернулся ли звук Р на место сейчас проверим? (Второй ребенок подходит к ноутбуку и нажимает на левую кнопку мыши) Звучит голос: «Я -Арлекино! Звук р вернулся! Спасибо, ребята!» (хлопки
3)упр. «Наоборот» (с передачей мяча по кругу) -Посмотрите и узнайте по контуру следующую фигуру, кому теперь будем возвращать звук (р)? (Правильно, Пьеро) - педагог переворачивает картинку.
-Чтобы помочь печальному поэту Пьеро, надо каждому из вас подобрать в словосочетания слова со звуком (р) наоборот, назвать их четко, без ошибок, передавая мяч друг другу.
Буратино трусливый - …Буратино храбрый, Пьеро веселый -…Пьеро грустный, Артемон печальный -…Артемон радостный, Арлекино злой -…Арлекино добрый, Карабас молодой -…Карабас старый, Тортилла злая -…Тортилла добрая, Артемон плохой -…Артемон хороший.
- Как вы думаете, вы справились с этим заданием самостоятельно или с помощью? Оцените каждый свою работу. А вот вернулся ли звук (р) Пьеро? (Следующий ребенок подходит к ноутбуку и нажимает на левую кнопку мыши) Звучит голос: «Я Пьеро! Звук Р на месте. Спасибо, ребята!» (хлопки)
-Ребята, вам удается помочь друзьям Буратино, потому что выполняете задание как? (дружно). Вот и песенка «Танец друзей»
Физкультминутка. «Танец друзей». Встанем в круг. Дети выполняют движения по тексту в заданном темпе.
4) Командная игра «Найди слоги». Логопед показывает на последний силуэт.
-Ребята, посмотрите, кому еще мы не помогли? (Черепахе Тортилле). -переворачивает картинку цветным изображением.
- Чтобы помочь Тортилле, нужно поделиться на две команды. Перед выполнением задания нужно выбрать название команд со звуком (р). Для первой команды - -«Гномики», «Ласточки», «Ракеты». Что выбрали? Для второй -«Роботы», «Пчелки», «Самолеты». Что выбрали? Возьмите командные наклейки. Послушайте задание: чтобы вернуть звук (р)Тортилле, надо каждой команде найти и обвести все картинки с предметами, в названиях которых один слог. Посмотрим, какая команда поможет Тортилле первой: выполнит быстро и правильно задание, а значит победит.
- Раз! Два! Три! К заданию приступи! (Дети обводят картинки - шар, сыр, шарф, торт, рак, крот. Сколько картинок обвели? Назови слова. Отхлопай слово. Какой гласный в слове сыр? Сколько гласных в слове торт?)
-Чья команда справилась с заданием лучше и стала первой? Возьмите красные фишки. Какая команда была второй? Возьмите желтые фишки.
- Давайте проверим, удалось ли нам вернуть звук (р)Тортилле? (Ребенок нажимает на левую кнопку мыши) Звучит голос: «Я -Тортилла! Звук р на месте! Спасибо мои юные друзья!»
5) упр. «Чисто говорим»- Да, вы вернули звук р всем героям сказки, а освободить их сможете? Что нам необходимо сделать, чтобы им помочь? (найти ларец с ключом). Правильно! Только тогда Буратино откроет чулан и спасет своих друзей. А если появится Карабас Барабас, мы сможем прогнать его? (Да) Отправляемся на поиски ларца вместе с Буратино! -Посмотрите на экран. Перед нами огромная гора, а за ней потайной ларец. Чтобы гора нас «пропустила», надо произнести волшебное заклинание-чистоговорку без ошибок, четко выделяя звук р: «Ры – ро–ру – ра, расступись гора!»
-А за горой оказались огромные ворота. Чтобы они открылись, надо ритмично и правильно повторить волшебные слова: «Тра – та –та, тра – та –та- открывайтесь ворота!» (Дети на экране видят, как появляется ларец под музыку). Вы справились с заданием все вместе? А теперь оцените каждый свою работу.
6)упр. «Рассыпанные слоги» -Л: Но ларец закрыт, а ключ внутри. Чтобы ларец открылся, надо правильно составить слово Буратино из рассыпанных слогов и произнести его четко по слогам.
Дети совместно составляют слово из предложенных на панно различных слогов (го, но, бу, ду, ра, ла, ни, ти). Логопед дает задание: Катя, выбери первый слог данного слова. Коля, найди второй слог данного слова? и т. д. Какое слово составили? Сколько слогов? В каком слоге звук (р)? Назовите слово четко по слогам, ларец и откроется: Бу-ра-ти-но! (Дети на экране видят: открытый ларец, Буратино держит ключ) - Оцените свою работу и послушайте Буратино: «Ура! Ларец открылся! Ключ у меня! Мои друзья спасены! Спасибо, дорогие ребята!»
-Логопед: «Вы рады, ребята? Посмотрите, а на экране уже появилась волшебная дорога-радуга, по ней наши герои отправятся в увлекательное путешествие по своей сказке». Давайте посчитаем по цепочке, сколько сказочных героев на радуге, четко выделяя звук (р) и окончания в словах: «Один сказочный герой, два…пять сказочных героев»
Зрительная гимнастика (смена слайда) -Кто это за ними гонится? (Карабас) Следите глазами за его движениями без поворота головы. - А теперь послушайте, как он злится. (Звучит аудиозапись рычания и топота Карабаса Барабаса)
7)упр. «Вставь букву Р на свое место» -Логопед: Ребята, вы помогли всем героям сказки, а Карабаса Барабаса остановите? Тогда послушайте!Звучит аудиозапись:«Ох, и вредные детки! Не думал я, что вы найдете мой потайной ларец! Но я оставлю в покое Буратино и его кукольных друзей только тогда, когда вы правильно впишите букву Р в слова и предложения, и прочитаете их.»
Пальчиковая гимнастика с карандашами.
-Посмотрите на свои листочки, Карабас стер все буквы Р в словах и предложениях. Вставьте и правильно напишите все стертые буквы Р. Справится тот, кто правильно напишет букву Р и прочитает слова и предложения без ошибок.
Слова (хо…оший, доб…ый, к…асивый, ве…ный., х...абрый). Предложения (Ка…абас любит д...узей. Ка…абас хочет д_ужить. К…рабас будет хо…ошим и доб…ым.)
-Ребята, обменяйтесь заданиями и проверьте работу друг друга. Когда мы работаем парами, как мы себя оцениваем? (рисуем «солнышко с улыбкой и без улыбки») Логопед задает вопросы: «Прочитай слова. В каком слове две буквы Р. Сколько слов в предложении? Назови слова со звуком Р. Назови первое и третье слово. Четвертое предложение прочитаем все вместе». Оцените свою работу.
- Ребята, посмотрим удалось ли нам убедить Карабаса, послушайте, что он говорит: «Теперь я стану хорошим и добрым. Больше никогда не буду мучить кукол»
4. Рефлексия.-Ребята, вы слышали, что сказал Карабас? Почему он так изменился? (Потому, что мы справились со всеми трудностями, выполнили все сложные задания) -Назовите героев, которых мы освобождали. (дети перечисляют) -Ребята, умение правильно произносить звук(р), где вам может пригодиться? (в школе). А сейчас посчитайте количество своих фишек. (Педагог оценивает работу детей и вручает им соответствующие смайлики).
- А мне хочется сказать вам, что вы справились со всеми заданиями успешно потому, что делали это все вместе и дружно. Наше занятие прошло успешно. Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».
Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.
Коррекционно-образовательные. Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...
Презентация к занятию по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей логопедической группе " Звук и буква В"
Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе...
Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".
Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1. способствоват...
Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.
Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема:" Гласный звук О, буква О"
Задачи: 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.3) Продолжать учить дет...