Программа самообразования учителя - логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Данный материал будет полезен педагогам и специалистам дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_uchitelya_-_logopeda.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа
Профессионального саморазвития учителя – логопеда
Сроки реализации программы: 2022 – 2023 учебный год
««Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелым нарушением речи посредством использования сюжетных картин»
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование связной речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей у детей с ТНР.
Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют недостаточный уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.
Присутствует средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области развития речи благодаря использованию сюжетных картин.
Задачи:
– изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование сюжетных картин»;
– создать условий для работы с детьми в этом направлении;
– внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная), интернет – ресурсы, мастер – классы, курсы.
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение качества коррекционно – развивающей работы;
- Совершенствование развивающей речевой среды:
- Разработка и апробирование дидактических материалов, заданий, текстов.
- Совершенствование связной речи, умение составлять рассказы по серии сюжетных картин.
Планируемые результаты самообразования:
- Разработка дидактических материалов;
- Решение коррекционно-воспитательных (воспитание доброты, гуманности, выдержки, ответственности, самопожертвования, патриотизма); коррекционно-развивающих (развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, умение передавать образ через мимику, жест, движения); коррекционно-образовательных задач;
- Публикация статей в интернет-сообществах на городском уровне
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 учебный год.
Этапы реализации программы:
I этап подготовительный.
- Изучение литературы по данной теме.
- Диагностика детей с нарушениями речи.
- Подготовка материальной и методической базы.
- Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
- Связанная речь
II этап – основной.
- Разработать картотеку картинок и заданий и апробировать их в программе.
- Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине.
III этап - заключительный.
- Анализ достигнутых результатов.
- Презентация опыта, видео – фотоматериалы.
2023 – 2024 уч.г.
месяцы | педагог | дети | родители |
сентябрь | – Постановка проблемы. – Определение цели и задач над темой. – Подбор и изучение литературы по теме – Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме. | Мониторинг уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. | Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа). Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». |
октябрь | Создание картотеки «Картины для составления рассказов»: – «Кошка с котятами», – «Ежи», – «Купание медвежат», – «Верблюды» и др. Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами». Задачи: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов. | Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»: – внимательно рассматривать картину; – рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов. – Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»; – Игра «Что умеет делать кошка». | Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». Памятка «В игры играем – речь развиваем» |
ноябрь | Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов»: – «Как Миша варежку потерял», – «Медвежонок на прогулке». – «Как подружки котёнка спасли», – «Девочка и ёж». Составление с детьми рассказов по картине «Ежи». Задачи: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; – упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему; – воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его. – развивать внимание, память. | Составление рассказов по картине «Ежи»: – внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя); – рассуждать над её содержанием; – составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; – внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; – оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
– Игра-разминка «Осень». | Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину» «Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей» |
декабрь | Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». Задачи: – формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); – упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие; – развивать память, внимание. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»: – составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); – подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие; – выделять «зимние» слова. – Игра «Послушай и запомни; – Игра «Отгадай задуманное слово». | Папка – передвижка «Составляем рассказы по картинке» Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки» |
январь | Создание презентации «Серии сюжетных картинок для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке». Задачи: – формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. – упражнять в подборе слов близких по значению; – воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; – Развивать внимание память. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»: – составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – подбирать слова близкие по значению; – внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. – Отгадывание кроссворда; | Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». |
февраль | Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали». Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); – формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли»: – внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); – выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – слушать друг друга, не перебивая. – Упражнение «Соедини по точкам»; – Игра «Предложения в шкатулке». | Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию». Памятка «Играем вместе с ребёнком» (речевые игры). |
март | Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат». Задачи: – Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; – формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; – упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных; – воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. | Составление рассказов по картине «Купание медвежат»: – внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя); – рассуждать над её содержанием; – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; – подбирать слова, близкие по значению; – слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. – Игра «Умное эхо». | Памятка «И снова поиграем!». |
апрель | Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками» Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж». Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; – формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; – побуждать детей к придумыванию окончания рассказа; -упражнять в подборе слов на заданную тему; – воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; – договариваться и приходить к общему мнению. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж»: – отгадывать загадки, аргументируя свой ответ; – внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её; – составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; – придумывать окончание рассказа; – подбирать слова на заданную тему; – выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению. – Отгадывание загадок; – Игра «Доскажи словечко». | Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха» |
май | Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине. Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; – формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. – воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». | Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине: – внимательно рассматривать картину; – рассуждать над её содержанием; – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. – Игра «Опиши предмет». | Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» |
Методическая литература.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.
- Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
- Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
- Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000
- Методические советы к программе «Детство»;
- Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
- Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
- Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.
- Ушакова О. «Развитие речи детей»;
- Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/ О. С.Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
Программа самообразования расчитана на 2 года....
План по самообразованию учителя-логопеда Чигариной Т.Д. на 2013 -2014 уч.г. По теме "Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста".
Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста....
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда
Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...