«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш».
материал по логопедии
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Дюймовочка» села Бижбуляк муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан.
«Звуковая культура речи:
дифференциация звуков с-ш»
Составила учитель-логопед
Семенова В.О.
2023г.
План:
- Артикуляционная гимнастика с девочкой Лизой.
1.1Пальчиковая гимнастика «Репка».
- Дифференциация звуков с-ш
- Физкультминутка
- Работа с звуковой таблицей. Игра «Определи, место звука в слове».
- Игра Антошка с ложкой
- Игра лабиринт с буквой С и Ш
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.
Задачи:
-познакомить со звуками с-ш;
-научить различать звуки звуки с-ш в произношении, определять место звука в слове;
- развивать внимание, память.
Раздаточный материал:
Цветные перышки, зондозаменители, игра лабиринт ,ложки с изображением предметов.
Ход занятия:
- Организационный момент. Приветствие.
- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)
- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.
- А теперь послушайте стихотворение.
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим, Потому, что не спешим!
- О чем это стихотворение? (О речи.)
- А как мы с вами должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)
Сейчас мы с вами позанимаемся вместе с Лизой
(Артикуляционная гимнастика с Лизой),(Чистим зубки, маляр, чашечка, блинчики, часики, грибочек)
-Гимнастика для наших пальчиков(Пальчиковая гимнастика «Репка»)
(Потягивание за кончики пальцев, «Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги)
Тянут ,тянут(мизинец пр.р.)
Бабка с дедкой (безымянный палец пр.р.)
Из земли (средний палец пр.р.)
Большую репку: (указательный палец пр.р.)
«Вот пришла бы (большой палец пр.р.)
Наша внучка, (большой палец лев.р.)
Помогла б (указательный палец лев.р)
Собачка Жучка. (средний палец лев.р.)
Где же кошка,(безымянный палец лев.р.)
Мышка –крошка?» (мизинец лев.р.)
Хоть держалось крепко,(одноимённые пальцы подушечками друг к другу)
Вытянута репка!(Обе руки вверх в таком положении)
2. Основная часть.
- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).
Произносим ,дуем на ладошку(на ладошке перышко)
- Как произносится звук Ш? (губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.)
Произносим ,дуем на ладошку(на ладошке перышко)
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? ([c] [ш])
- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то хлопните в ладошки, а если звук Ш, то трогаем ушки . Звук произносить не нужно.
С-ш-ш-с-с-ш-с.
( Дети дают ответ соответствующим движением.)
- Физкультминутка
-ШИ-ШИ-ШИ- ты руками помаши
-ЖИ-ЖИ-ЖИ –вправо ,влево покажи
-ЧА-ЧА-ЧА -тяни руки до плеча
-ЩА-ЩА-ЩА -голову повращай
-ЧУ-ЧУ-ЧУ -ты присядь ,я промолчу
-ЩУ-ЩУ-ЩУ -всех глазами поищу
4. Продолжение работы по теме. Звуковая таблица.
-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.
Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая таблица(вешаю на доску звуковую таблицу). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку.
Игра «Определи, место звука в слове».
(Вывешиваю слово со звуком С.)
- Произнесите слово С-с-сапоги.
- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? (в начале.)
- Молодцы! Т.к. звук слышится в начале слова, я поставлю фишку в первую клетку.
Аналогично разбирается слово Глобус и слово Маска.
- А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.
(Чашка, Шапка, малыш.)
(Сначала вешаю на доску слово чашка.)
- Скажите слово чашка медленно.( Чааа-ш-кааа.)
- Где слышится звук Ш? (в середине.)
- ставим фишку в нужную клетку.
5.Игра «У Антошки на ложке»
-Ребята у вас на столе у каждого лежат ложки с изображением картинок, говорим полным предложением –«У Антошки на ложке….что изображено на ложке (картошка ,шапка, шишка и т.д.).
6.Игра «Лабиринт»
-помочь букве С добраться по лабиринту до совы.
-помочь букве Ш добраться по лабиринту до шарика
7.Итог занятия
- Чем мы сегодня занимались на занятии? (познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, играли в игру Лабиринт,»Антошка» .)
- Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_logoped.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Дюймовочка» села Бижбуляк муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан.
«Звуковая культура речи:
дифференциация звуков с-ш»
Составила учитель-логопед
Семенова В.О.
2023г.
План:
- Артикуляционная гимнастика с девочкой Лизой.
1.1Пальчиковая гимнастика «Репка».
- Дифференциация звуков с-ш
- Физкультминутка
- Работа с звуковой таблицей. Игра «Определи, место звука в слове».
- Игра Антошка с ложкой
- Игра лабиринт с буквой С и Ш
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.
Задачи:
-познакомить со звуками с-ш;
-научить различать звуки звуки с-ш в произношении, определять место звука в слове;
- развивать внимание, память.
Раздаточный материал:
Цветные перышки, зондозаменители, игра лабиринт ,ложки с изображением предметов.
Ход занятия:
- Организационный момент. Приветствие.
- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)
- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.
- А теперь послушайте стихотворение.
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим, Потому, что не спешим!
- О чем это стихотворение? (О речи.)
- А как мы с вами должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)
Сейчас мы с вами позанимаемся вместе с Лизой
(Артикуляционная гимнастика с Лизой),(Чистим зубки, маляр, чашечка, блинчики, часики, грибочек)
-Гимнастика для наших пальчиков(Пальчиковая гимнастика «Репка»)
(Потягивание за кончики пальцев, «Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги)
Тянут ,тянут(мизинец пр.р.)
Бабка с дедкой (безымянный палец пр.р.)
Из земли (средний палец пр.р.)
Большую репку: (указательный палец пр.р.)
«Вот пришла бы (большой палец пр.р.)
Наша внучка, (большой палец лев.р.)
Помогла б (указательный палец лев.р)
Собачка Жучка. (средний палец лев.р.)
Где же кошка,(безымянный палец лев.р.)
Мышка –крошка?» (мизинец лев.р.)
Хоть держалось крепко,(одноимённые пальцы подушечками друг к другу)
Вытянута репка!(Обе руки вверх в таком положении)
2. Основная часть.
- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).
Произносим ,дуем на ладошку(на ладошке перышко)
- Как произносится звук Ш? (губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.)
Произносим ,дуем на ладошку(на ладошке перышко)
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? ([c] [ш])
- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то хлопните в ладошки, а если звук Ш, то трогаем ушки . Звук произносить не нужно.
С-ш-ш-с-с-ш-с.
( Дети дают ответ соответствующим движением.)
- Физкультминутка
-ШИ-ШИ-ШИ- ты руками помаши
-ЖИ-ЖИ-ЖИ –вправо ,влево покажи
-ЧА-ЧА-ЧА -тяни руки до плеча
-ЩА-ЩА-ЩА -голову повращай
-ЧУ-ЧУ-ЧУ -ты присядь ,я промолчу
-ЩУ-ЩУ-ЩУ -всех глазами поищу
4. Продолжение работы по теме. Звуковая таблица.
-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.
Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая таблица(вешаю на доску звуковую таблицу). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку.
Игра «Определи, место звука в слове».
(Вывешиваю слово со звуком С.)
- Произнесите слово С-с-сапоги.
- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? (в начале.)
- Молодцы! Т.к. звук слышится в начале слова, я поставлю фишку в первую клетку.
Аналогично разбирается слово Глобус и слово Маска.
- А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.
(Чашка, Шапка, малыш.)
(Сначала вешаю на доску слово чашка.)
- Скажите слово чашка медленно.( Чааа-ш-кааа.)
- Где слышится звук Ш? (в середине.)
- ставим фишку в нужную клетку.
5.Игра «У Антошки на ложке»
-Ребята у вас на столе у каждого лежат ложки с изображением картинок, говорим полным предложением –«У Антошки на ложке….что изображено на ложке (картошка ,шапка, шишка и т.д.).
6.Игра «Лабиринт»
-помочь букве С добраться по лабиринту до совы.
-помочь букве Ш добраться по лабиринту до шарика
7.Итог занятия
- Чем мы сегодня занимались на занятии? (познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, играли в игру Лабиринт,»Антошка» .)
- Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...