Практические рекомендации для педагогов «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии

Практические рекомендации для педагогов «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_no4.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации для педагогов

«Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глино-, воско-, фито-, музыко, аромотерапия и другие). Мне бы хотелось остановиться на той, которую я считаю наиболее интересной и эффективной - песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, создаёт возможности использовать песочницу в своей работе и учителю-логопеду. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую  на логопедических занятиях элементы этой терапии.

Противопоказания

Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

В чем же заключается волшебная сила песка?

Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

  • песок – очень податливый инструмент творчества. Творения из него можно изменять в любой момент;
  • песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией;
  • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • работа с песком требует времени, что способствует  развитию у ребёнка саморегуляции и терпеливости.

Логопедические игры в «Песочной стране»

Артикуляционные упражнения

«Лошадка»

Щелкать языком и одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Развитие фонематического слуха и восприятия

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок находит их и раскладывает на две группы.

«Мой город»

Выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить из них город. В дальнейшем можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Автоматизация звуков

«Сильный мотор»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем ведущей руки дорожку по песку.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.

«Дорожка»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками

Коррекция нарушений слоговой структуры слов

«Полоски»

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

Коррекция лексико-грамматических нарушений речи

«Машинка»

С помощью игрушки и песка  можно научить ребенка правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

  • -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
  • -приставочные глаголы: ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, УЕХАЛ, ПЕРЕЕХАЛ, ЗАЕХАЛ, ВЪЕХАЛ, ВЫЕХАЛ;
  • -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
  • «Чего не стало?»

С помощью этого упражнения можно научить ребенка правильно использовать существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

  • «Подбери слово»
  • Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к ним прилагательные, согласовывая их в роде, числе и падеже с существительными (шарик — легкий, ложка — пластмассовая).

Развитие связной речи

Во время рисования песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«Дорисуй картинку и составь предложение»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка  дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Закончи предложение»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

«Друзья»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

Таким образом, занятия с песком позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным и приносящим удовольствие. Это в свою очередь даёт положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- обогащается и активизируется слова словарный запас;

- развивается мелкая моторика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии

Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....

Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....

Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...

«Су-Джок терапия в коррекционной работе учителя – логопеда»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда...

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...

Песочные планшеты в коррекционной работе учителя-логопеда

Песочные планшеты в коррекционной работе учителя-логопеда...