Практические рекомендации для педагогов «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии
Практические рекомендации для педагогов «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_no4.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для педагогов
«Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глино-, воско-, фито-, музыко, аромотерапия и другие). Мне бы хотелось остановиться на той, которую я считаю наиболее интересной и эффективной - песочная терапия.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, создаёт возможности использовать песочницу в своей работе и учителю-логопеду. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях элементы этой терапии.
Противопоказания
Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.
В чем же заключается волшебная сила песка?
Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:
- песок – очень податливый инструмент творчества. Творения из него можно изменять в любой момент;
- песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией;
- песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
- песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
- работа с песком требует времени, что способствует развитию у ребёнка саморегуляции и терпеливости.
Логопедические игры в «Песочной стране»
Артикуляционные упражнения
«Лошадка»
Щелкать языком и одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Накажи непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Развитие фонематического слуха и восприятия
«Спрячь ручки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«Два города»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок находит их и раскладывает на две группы.
«Мой город»
Выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить из них город. В дальнейшем можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Автоматизация звуков
«Сильный мотор»
Произносить звук р, проводя указательным пальцем ведущей руки дорожку по песку.
«Слабый моторчик»
Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
«Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.
«Дорожка»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками
Коррекция нарушений слоговой структуры слов
«Полоски»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Коррекция лексико-грамматических нарушений речи
«Машинка»
С помощью игрушки и песка можно научить ребенка правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
- -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- -приставочные глаголы: ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, УЕХАЛ, ПЕРЕЕХАЛ, ЗАЕХАЛ, ВЪЕХАЛ, ВЫЕХАЛ;
- -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
- «Чего не стало?»
С помощью этого упражнения можно научить ребенка правильно использовать существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
- «Подбери слово»
- Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к ним прилагательные, согласовывая их в роде, числе и падеже с существительными (шарик — легкий, ложка — пластмассовая).
Развитие связной речи
Во время рисования песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«Дорисуй картинку и составь предложение»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Закончи предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
«Друзья»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
Таким образом, занятия с песком позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным и приносящим удовольствие. Это в свою очередь даёт положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обогащается и активизируется слова словарный запас;
- развивается мелкая моторика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии
Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....
Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....
Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...
«Су-Джок терапия в коррекционной работе учителя – логопеда»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда
Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда...
Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...
Песочные планшеты в коррекционной работе учителя-логопеда
Песочные планшеты в коррекционной работе учителя-логопеда...