Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»
Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи».
Коррекционно-образовательные задачи – расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи. Огород».
Коррекционно-развивающие задачи - развитие умения подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развитие умения образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа, умения образовывать относительные прилагательные от существительных, умения образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; развитие фонематического восприятия и слуха, логического мышления, зрительного восприятия, памяти. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением; развитие плавного, длительного, глубокого вдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи - формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.
Оборудование - изображение Чиполлино, небольшой ящичек для овощей, демонстрационные, предметные картинки по теме (муляжи овощей), поднос с овощами (лук, чеснок, огурец), массажный мяч.
Предварительная работа:
- Чтение сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
Ход занятия:
- Организационный момент. Введение в тему. Логопед приглашает детей в кабинет, приветствие.
Л. Ребята, сегодня у нас гость. А кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком, Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно, Он зовется ... (Чиполлино)
- Молодцы, отгадали. Посмотрите, что он нам принѐс (небольшой ящичек, внутри муляжи или предметные картинки овощей) Хотите узнать, что там внутри? Тогда открываем и по очереди достаем, что там есть. Дети достают карточки с изображѐнными на них овощами или муляжи овощей.
Л.: Покажите, что вы достали из ящика? Что это? (Капуста, перец, помидор, картофель, морковь, репа, морковь, тыква баклажан, кабачок).
- Что мы сейчас с вами назвали? (овощи)
- Игра «Раздели слова на слоги!». Дети отхлопывают слоговые структуры слов.
- А сейчас прохлопаем слова все вместе: по-ми-дор, о-гу-рец, го-рох…так мы делим слова на слоги.
- А из чего состоят слоги?
- Послушайте загадку:
Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. Что это? (звук)
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны. А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
- Вы любите играть в прятки? Звуки тоже любят, только прячутся они в словах. Сегодня мы с вами будем искать звук [А]. Приготовились. Слушайте внимательно! Как только услышите в слове звук [А], хлопните в ладоши.
- Игра «Найди звукА».
Слова: лук, кабачок, перец, тыква, чеснок, капуста, морковь, баклажан, помидор, репа, редис, патиссон, картофель.
Л: Как можно назвать их одним словом? (Овощи)
Л: Чиполлино рад, что вы знаете столько названий овощей, но ему интересно, а всѐ ли вы знаете об овощах: какие они, где растут… Расскажем? Покажем?
- Мимические упражнение (релаксация) «Семена» на ковре
Л.: Давайте встанем, выйдем на ковѐр и представим, что мы маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко греет, семена растут, растут все выше, выше… . Медленно поднимаем руки; тянемся к солнышку. Тянемся-тянемся…. Сильно припекло солнышко, начинают вянуть наши растения… завяли наши растения: уронили голову, руки, опускаем
плечи, присядьте… . Полил дождь, ожили растения, тянутся к солнышку… (повторить расслабление).
- Игра «Овощи-малыши» (с мячом)
- Скажите мне пожалуйста, а Чиполлино в сказке взрослый или ребенок? Какой овощ он напоминает? Как его назвать ласково? (мальчик-луковка, лучок)
- Представьте, что вы сейчас, можете превратить наши обыкновенные овощи в маленькие овощи-малыши: например, я говорю чеснок, а вы превращаете его в овощ-малыш - чесночок. Будем играть с мячом, кому кидаю, тот и превращает:
Перец- перчик тыква – тыковка огурец – огурчик лук – лучок морковь-морковочка помидор – помидорчик свѐкла – свеколка; чеснок – чесночок редис- редисочка баклажан – баклажанчик горох – горошек;
- Молодцы, Чиполлино очень понравилась игра-превращалка. Он знает много сказочных стран, в одной из них живут великаны.
- Игра «Овощи у великанов» (с мячом)
- А как вы думаете, какие овощи растут у великанов? (большие, громадные, гигантские). Правильно у великанов овощи громадные, например, у нас лук, а у великанов – лучище. Поиграем опять в игру-превращалку?
Л: Я буду бросать мяч, называя обычный овощ, а вы мне обратно – «великанский», большущий овощ.
(огуречище, свѐклище, баклажанище, помидорище, чесночище).
- Молодцы, Чиполино доволен, как вы играли, превращая овощи и в малышей, и в гигантов.
Чиполлино тоже вырастил урожай, а сейчас хочет собрать его у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем!
- Встаѐм со стульев, делаем вместе со мной: 7.Физминутка «Урожай».
В огород пойдѐм, урожай соберѐм. Идут по кругу, взявшись за руки, Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем, «Копают»
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками три раза. Щавеля нарвѐм немножко «Рвут»
И вернѐмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки
- А теперь мы повернулись и на место все вернулись.
- Игра «Какой, какая?»
- Каждый из вас берѐт картинку в руки и рассказывает о том, какой этот овощ по цвету, форме и кладѐт эту картинку в ящик для овощей (можно использовать вместо карточек муляжи овощей).
- Это круглый красный помидор. Это овальная, оранжевая морковь.
- Это круглая зелѐная капуста. Это круглая, красная свѐкла.
- Это овальный зеленый огурец. Это овальный фиолетовый баклажан.
- Это круглый розовый редис. Это круглая, оранжевая тыква
- Это овальный коричневый картофель Это круглый жѐлтый (фиолетовый) лук
- Это круглый белый чеснок. Это круглая жѐлтая репа
- Это овальный красный (зелѐный) перец Это овальный зелѐный кабачок.
- Молодцы. Вот какой урожай вырастил Чиполлино. Он благодарит вас за помощь.
- Игра «Какой овощ убрали с огорода» («Чего не стало?»). Логопед помещает на доску картинки.
- Где растут овощи? (в огороде, на грядках, в теплице, в парнике).
- Сыграем в игру «Какой овощ убрали с огорода»? Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
Дети. Баклажан, свекла, помидор, картофель, перец, горох, огурец, репа.
-Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало, какой овощ убрали? Логопед убирает одну из картинок.
- А теперь приготовили ваши руки, смотрим внимательно и повторяем за мной: 10.Пальчиковая гимнастика.
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках): Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свѐклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы): Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свѐкла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
- Очень все постарались, вкусный суп сварили!
11. Дидактическая игра “Повар и овощи”
Л.: А теперь из собранного урожая давайте ещѐ приготовим что-нибудь вкусное: сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (получится овощной салат).
Л.: Салат из капусты? (капустный). Л.: Из свѐклы? (свекольный).
Л.: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (кабачковая). Л.: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (картофельное). Л.: А из овощей можно делать соки? (да).
Л.: Как назовѐм сок из моркови? (морковный). Л.: Из свѐклы? (свекольный).
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
12 Итог занятия
Л. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось?
- Что мы с вами сегодня собирали? Кому помогали? Чиполлино очень понравилось, что вы так много знаете об овощах, он обязательно снова зайдѐт к нам в гости.
- Какие овощи мы собирали?
- Где растут овощи?
Л. Вы очень хорошо работали. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Насекомые»
Цель: развитие навыка употребления различных грамматическихкатегорий на основе лексической темы «Насекомые».Задачи:-Уточнить и обобщить знания детей о насекомых;- Расширять и активизироват...
Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую ...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"
задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «Грибы». Образовательная область: речев...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы».
уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Грибы и ягоды»
Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме "Грибы", "Ягоды"....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты»
Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».Задачи :Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты...