«Использование игр с детьми в домашних условиях для развития речи и связного высказывания»(самообразование)
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В консультации представлены речевые игры для использования в домашних условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_v_domashnih_usloviyah.docx | 342.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Использование игр с детьми в домашних условиях для развития речи и связного высказывания»
На занятиях и в повседневной жизни педагоги учат детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность
мыслей. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Речь не передается ребенку по наследству, он перенимает опыт речевого
общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой
зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы речь
родителей, бабушек и дедушек, была грамматически правильной, связной и последовательно излагающей мысли. Если дома постоянно говорят громко, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же.
По дороге на работу, или с работы, часто можно наблюдать такую картину: мама быстро тянет за руку ребенка, раздраженно делает ему замечания и не реагирует при этом на реплики малыша. Другая картина: мама идет впереди, ребенок сзади. В молчании доходят до дверей детского сада.
Не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребенком. Он видит в вашем лице интересного собеседника. Не идите по дороге домой, или в детский сад, молча. Спросите ребенка, чем он занимался в детском саду. Если ему читали интересную сказку, попросите пересказать ее вам. Проходя мимо березы, обратите внимание ребенка на цвет ствола, расположение веток, прочитайте стихотворение, загадайте загадку.
Взрослых всегда интересует вопрос, что кушал ребенок в детском саду.
Используйте его с пользой для развития связной речи: предложите ребенку
подобрать слова-определения к слову суп.
- Какой суп ты ел сегодня? – гороховый, вкусный, горячий, ароматный,
полезный. Если ребенок подобрал одно слово - определение, назовите ему остальные определения и закрепите их в речи ребенка.
Читая малышу сказку, рассказ, внимательно рассмотрите иллюстрации к
произведению. Попросите ответить, что изображено на картинке. Задайте
вопросы по содержанию и предложите пересказать сказку, или рассказ.
В ходе высказывания не следует перебивать ребенка, дайте ему возможность
завершить ваше задание до конца. Запомните неточности и ошибки в речи
ребенка, затем укажите на них, дав правильный образец.
Любимым развлечением детей является просмотр мультфильмов. Попросите
ребенка поделиться с вами впечатлениями о мультфильме, назвать героев и, по возможности, пересказать содержание. Не оставляйте без внимания купленную или подаренную ребенку новую игрушку: рассмотрите ее внимательно вместе, опишите все ее части, обыграйте подарок. Можно попросить его самостоятельно описать игрушку по вашему плану:
1. Назвать игрушку (Это мяч)
2. Какого цвета? (Мяч синий, с красной полосой)
3. Какой формы? (Мяч круглый)
4. Как ты будешь играть с игрушкой? (Я буду его катать, подбрасывать и ловить, играть в футбол и т. д.)
Как бы вы ни были заняты, всегда старайтесь выслушать ребенка до конца.
Покажите, что вы уважаете его, как собеседника. Создайте в семье такие
условия, чтобы ребенок испытывал удовольствие от общения с вами, братьями и сестрами. От старших членов семьи ребенок должен получать новые знания, обогащать свой словарный запас, научиться последовательно, излагать мысли, грамматически правильно строить предложения. Только совместная работа детского сада и семьи по формированию связной речи поможет ребенку стать общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, разовьет уверенность в своих силах.
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чекой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью - не бойтесь обратиться к специалистам.
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи
ребенка, он усваивает новые слова, оборы, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным.
Речевые игры дома.
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку
подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова,
активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам
семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в
будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в
творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
1. Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
2. «Отгадай, что это?»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).
3. Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
4. Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело,
интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) –
5. «Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и
угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на
ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
6. «Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
7. «Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов,
подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое,
круглое, твердое и т.д.
Игры на речевые обобщения:
1. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
«Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
2. «Придумай слово»
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, желудь и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи:
1. Игра «Веселый счет»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома,
деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один
кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
2. Игра «Подружи слова»
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
3. «Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни…
(вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
4. «Один - много»
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
5. «Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?)
собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
Игры на развитие связной речи:
1. Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной.
Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
2. Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок
должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
Любите своих детей, помогайте им!
Не откладывайте на завтра то, что можно
сделать сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с детьми младшей группы по развитию речи Тема : "Домашние животные"
Занятие с детьми младшей группы по развитию речиТема : "Домашние животные"...
Консультация для педагогов: "Использовании мнемотехники с детьми дошкольного возраста для развития речи"
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте....
ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Использование планшета "Логико-малыш" в работе по развитию речи с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Мы хотим представить, а может быть напомнить нашим коллегам, функции развивающего пособия «Логико-малыш», а также рассказать о преимущества использования его в развитии речи и логического ...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи на тему «Домашние животные»
Способствовать формированию умения работать по схеме, выделять существенные признаки предметов, сравнивать наглядно предметы, объяснять свои действия....
Конспект занятия с детьми младшей группы по развитию речи на тему «Домашние животные»
Воспитание чуткости, заботливости, сочувствия....