"Формирование слоговой структуры слова у детей с общи недоразвитием речи"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Материал из опыта работы учителя -логопеда. Занимательность предложенных игр и упражнений способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова. Игры вызывают у детей интерес, любопытство, а значит, процесс обучения носит творческий, а не механический характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sss_iz_opyta_raboty.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
(Материал из опыта работы)
Игровой интерес способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова ребенком дошкольного возраста.
1. За основу в работе над формированием слоговой структуры слова берутся наборы сюжетных картин с подобранными к ним предметными картинами, вырезанными по контуру. Ребёнок двигает предметные картины по сюжетной картине столько раз, сколько слогов в слове. Сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно.
Пример: Сюжетная картина “Девочка кормит домашних птиц”.
Набор предметных картин: курица, петух, гусь, утка, индюк, цыплёнок, утёнок, гусёнок.
Логопед задаёт вопрос: кто идёт? Ребёнок двигает предметную картинку и проговаривает слоги: пе-тух, ку-ри-ца, ут-ка, ин-дюк, цып-лёнок, у-тё-нок, гу-сё-нок.
Логопед задаёт вопрос: что делает? Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: и-дёт, бе-жит, клю-ёт.
Логопед предлагает ласково позвать птиц. Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: ку-роч-ка, у-точ-ка, пе-ту-шок.
Пример: Сюжетная картина “Коза несёт корзину”.
Набор предметных картин: горох, капуста, огурец, помидор, картошка, перец, кабачок.
Логопед задаёт вопрос: что положим в корзину козе? Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: го-рох, ка-пус-ту, о-гу-рец, по-ми-дор, кар-тош-ку, ка-ба-чок, пе-рец.
Логопед задаёт вопрос: какой помидор? Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: боль-шой, крас-ный, соч-ный, спе-лый.
Логопед задаёт вопрос: какая капуста? Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: боль-ша-я, зе-лё-на-я, слад-ка-я, соч-на-я.
2. Когда дети познакомятся в старшей группе со схемой слога, в работе над формированием слоговой структуры глагольной лексики положительные результаты показывают игры, как с игрушками, так и с картинами.
Ребёнку задаётся устно сюжетная ситуация и предлагается положить столько полосок между двумя игрушками или двумя картинами, сколько слогов в слове. Сначала взрослый даёт образец, а затем ребёнок самостоятельно говорит слова.
Пример: игрушки (картины) машина, дом.
Логопед предлагает ребёнку правильно сказать слова и выложить столько полосок между игрушками, сколько слогов в словах .Ребёнок выкладывает полоски и проговаривает слоги.
Что делает машина? Подъ-ез-жа-ет, при-ез-жа-ет, отъ-ез-жа-ет, объ-ез-жа-ет.
Пример: игрушки (картины) собака, дом.
Что делает собака? При-бе-га-ет, под-бе-га-ет, вы-бе-га-ет.
Пример: игрушки(картины)кукла, дом.
Что делает кукла? Под-хо-дит, вы-хо-дит, за-хо-дит.
Пример: картины птица, дерево.
Что делает птица? При-ле-та-ет, у-ле-та-ет, под-ле-та-ет, пере-ле-та-ет.
3.Для активизации слухового внимания к составу слова детям можно предложить игры с картинами-символами, обозначающими слоги. Как правило, в таких играх у детей наблюдается очень высокая мотивация.
Пример: Игра “Звёздное небо”. Картина с месяцем. Ребёнок выкладывает столько звёзд, сколько слогов в слове, которое произносит логопед.
Как падают снежинки? Кру-жат-ся(3 звезды), свер-ка-ют(3 звезды), блес-тят (2 звезды).
Пример: Игра “Хорошая погода”. Картина с солнцем. Ребёнок выкладывает столько облаков, сколько слогов в слове, которое произносит логопед.
Какие облака? Воз-душ-ны-е(4 облака), бе-лы-е(3 облака), неж-ны-е(3 облака), пу-шис-ты-е(4 облака).
Пример: Игра “Лес”. Картина с деревьями. Ребёнок выкладывает столько ёлок, сколько слогов в слове, которое говорит логопед.
Какие деревья растут в лесу? Ря-би-на(3 ёлки), сос-на(2 ёлки), ка-ли-на(3 ёлки), дуб(1 ёлка), лист-вен-ни-ца(4 ёлки).
Занимательность предложенных игр и упражнений способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова. Игры вызывают у детей интерес, любопытство, а значит, процесс обучения носит творческий, а не механический характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Учебно-методические материалы...
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Слог – это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом Слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи...