Авторское методическое пособие "Весенний букет"
методическая разработка по логопедии

 «Весенний букет»- это многофункциональное авторское пособие, базовые элементы которого можно разнообразно использовать в логопедической работе, решать поставленные задачи и достигать определенных целей в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesenniy_buket.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное пособие «Весенний букет»

«Весенний букет»- это многофункциональное авторское пособие, базовые элементы которого можно разнообразно использовать в логопедической работе, решать поставленные задачи и достигать определенных целей в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Вариативность использования данного пособия представлена ниже.


1 вариант.

Цель: автоматизация согласных звуков в словах.
Задачи:
1) автоматизация согласных звуков «С», «С’», «З», «З’», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч’», «Щ’», «Л», «Л’», «Р», «Р’», на материале слов (в одной или разных позициях, в зависимости от этапа работы над автоматизируемым звуком);

2) формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
3) формирование зрительного гнозиса;

4) развитие внимания;

5) развитие памяти.
Оборудование: базовые элементы (вырезанные из синего (зеленого) картона вазы с прорезями, цветы с прорезями под картинки), карточки с графическим изображением согласных букв, картинный материал, подобранный в соответствии с автоматизируемым звуком.
Ход игры: в зависимости от того, какой звук автоматизируем (твердый или мягкий согласный), ребенок берет вазу соответствующего цвета (предварительно ребенок/логопед дает характеристику изучаемому звуку). Если автоматизируем твердый согласный звук, то берем вазу синего цвета, если мягкий- зеленого.
В прорезь в вазе вставляем карточку с графическим изображением согласной буквы. Заранее подбираем картинный материал, насыщенный изучаемым звуком, и вставляем по одной картинке в прорезь цветка. Затем просим ребенка собрать весенний букет и поставить его в вазу, но с определенным условием: на цветах должны быть картинки с заданным звуком.
После выполнения задания вспоминаем, какие картинки рассматривали, повторяем, какой одинаковый звук слышится в названии всех картинок, даем характеристику этому звуку: гласный/ согласный, звонкий/ глухой, твердый/ мягкий, каким цветом обозначаем твердые и мягкие согласные звуки (уточняем, что так как звук твердый, цветы ставим в вазу синего цвета, а если мягкий-ставим цветы в зеленую вазу). Придумываем несколько слов с изучаемым звуком.

2 вариант.


Цель: дифференциация согласных звуков на материале слов.

Задачи:

  1. дифференциация согласных звуков, смешиваемых в речи;
  2. формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
    3) формирование зрительного гнозиса;

4) развитие внимания;

5) развитие памяти.

Оборудование: базовые элементы (вырезанные из синего (зеленого) картона вазы с прорезями, цветы с прорезями под картинки), карточки с графическим изображением согласных букв, картинный материал, подобранный в соответствии с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: в зависимости от того, какие пары звуков необходимо дифференцировать, ребенок берет 2 вазы соответствующих цветов (предварительно ребенок/логопед дает характеристику изучаемым звукам). Если оба смешиваемых согласных звука твердые, берем 2 вазы синего цвета. Если из пары смешиваемых звуков один твердый, другой мягкий- берем соответственно вазы синего и зеленого цветов. Если же оба смешиваемых согласных звука мягкие, то берем обе вазы зеленого цвета.
В прорези в вазах вставляем карточки с графическим изображением смешиваемых согласных букв. Заранее подбираем картинный материал, насыщенный изучаемыми звуками, и вставляем по одной картинке в прорезь цветка. Затем просим ребенка собрать 2 весенних букета: для мамы и бабушки,- и поставить их в вазу, но с определенным условием: для мамы мы собираем букет из цветов, на которых должны быть картинки с одним звуком, а для бабушки цветочный букет с картинками с другим звуком.
После выполнения задания вспоминаем, с каким звуком букет собрали маме, а с каким бабушке. Сравниваем звуки: чем они похожи и чем отличаются, даем им характеристику: гласный/ согласный, звонкий/ глухой, твердый/ мягкий, каким цветом обозначаем твердые и мягкие согласные звуки (уточняем, что так как звук твердый, цветы ставим в вазу синего цвета, а если мягкий-ставим цветы в вазу зеленого цвета). Придумываем по несколько слов с дифференцируемыми звуками.

3 вариант.


Цель: автоматизация согласного звука в словах в разных позициях.
Задачи:

1) автоматизация согласных звуков «С», «С’», «З», «З’», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч’», «Щ’», «Л», «Л’», «Р», «Р’» (в разных позициях: начало слова, середина, конец) на материале слов;

2) формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

3) развитие внимания;

4) развитие памяти.

Оборудование: базовые элементы (вырезанные из синего (зеленого) картона вазы с прорезями, цветы с прорезями под картинки), карточки с графическим изображением места звука в слове: начало, середина, конец, картинный материал, подобранный в соответствии с автоматизируемым звуком.

Ход игры: в зависимости от того, какой звук автоматизируем (твердый или мягкий согласный), ребенок/логопед берет 3 вазы соответствующего цвета (предварительно ребенок/логопед дает характеристику изучаемому звуку). Если автоматизируем твердый согласный звук, то берем вазы синего цвета, если мягкий- зеленого.
В прорези в вазах вставляем карточки с графическим изображением места звука в слове: начало, середина, конец. Если согласный звук твердый, берем карточки с изображением места твердого звука в слове (квадрат синего цвета), если мягкий- мягкого (зеленый квадрат). Заранее подбираем картинный материал, насыщенный изучаемым звуком в разных позициях, и вставляем по одной картинке в прорезь цветка. Затем просим ребенка собрать 3 весенних букета и поставить их в вазы, но с определенным условием: в первой вазе должен быть букет из цветов с картинками, где автоматизируемый звук слышится в начале слова, во второй вазе букет с картинками, где звук слышится в середине слова, и третий букет с картинками, в названии которых звук слышится в конце.
После выполнения задания вспоминаем, какие картинки рассматривали, повторяем, какой одинаковый звук слышится в названии всех картинок, даем характеристику этому звуку: гласный/ согласный, звонкий/ глухой, твердый/ мягкий, каким цветом обозначаем твердые и мягкие согласные звуки (уточняем, что так как звук твердый, цветы ставим в вазы синего цвета, а если мягкий-ставим цветы в зеленые вазы). Придумываем несколько слов с изучаемым звуком в разных позициях.

Вариант 4.

Цель: формирование слоговой структуры слова.
Задачи:
1) формирование слоговой структуры слов на материале автоматизируемых согласных звуков «С», «С’», «З», «З’», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч’», «Щ’», «Л», «Л’», «Р», «Р’»;

2) автоматизация изучаемых согласных звуков в разных типах слов в зависимости от этапа работы над звуком;
3) формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

4) развитие внимания.

Оборудование: базовые элементы (вырезанные из синего (зеленого) картона вазы с прорезями, цветы с прорезями под картинки), карточки с графическим изображением количества слогов в слове: один, два, три; картинный материал, подобранный в соответствии с автоматизируемым звуком и этапом работы: автоматизация звука в слогах без стечения согласных и со стечением.

Ход игры: аналогичен варианту № 3.

14 типов слогов:
I. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов.

II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога.

IV. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога.
V. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.
VI. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова.
VII. Трехсложные слова с закрытым слогом.
VIII. Трехсложные слова со стечением согласных, с одним закрытым слогом в начале или середине слова.
#1058;рехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом в середине или конце слова.
X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
XI. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова.
XII. Двусложные слова с двумя стечениями согласных.
XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов.
XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".

Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

"В гостях у сказки" (авторское методическое пособие)

Данное пособие состоит из 6 слайдов, целью данного пособия являеться развитие речевой активности дошкольников  на материале сказок...

Методическая разработка "Букет роз для мамы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитиюв подготовительной группе оп теме "Букет роз для мамы". Создание букета из салфеток своими руками...

Методическая разработка "Букет для мамы" в технике граттаж.

Цели: продолжать формирование навыков равномерного расположения нескольких предметов на листе бумаги.-закреплять знания детей о технике рисования.Развивающие задачи:-развивать творческое воображение, ...

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)

Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...