Стертая дизартрия и дислалия – в чем отличие?
статья по логопедии (средняя группа)
Дислалия –
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stertaya_dizartriya_i_dislaliya_-_v_chem_otlichie_.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Стертая дизартрия и дислалия – в чем отличие?
Как же отличить стертую дизартрию от дислалии, если внешние проявления этих расстройств во многом схожи? Специалисты выделяют ряд признаков, которые, прямо или косвенно, могут помочь такой диагностике.
• В раннем возрасте малыши-дизартрики плохо берут грудь, вяло сосут, их дыхание поверхностное и учащенное, аритмичное. В дальнейшем может наблюдаться незначительная задержка речевого и психомоторного развития. Невропатологи выявляют наличие неврологической микросимптоматики (стертые парезы, ММД, особенности общей и речевой моторики и др.).
• При дислалии нарушено только произнесение звуков, а при стертой дизартрии – вся фонетическая сторона речи (голосообразование, дыхание, просодика, звуки).
• При дислалии страдают, как правило, только сложные по артикуляции согласные звуки. При стертой дизартрии страдают как сложные, так и простые согласные, гласные звуки. Косноязычие в этом случае всегда затрагивает множество звуков и их групп.
• Динамика коррекции и результат более благоприятны при дислалии (за исключением механической).
• При стертой дизартрии более выражены нарушения речевой моторики.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что хороший специалист-логопед в большинстве случаев обязательно рекомендует дополнительное неврологическое обследование. Не отмахивайтесь от этой рекомендации и проведите полную диагностику!
Сам логопед наверняка обратит внимание на определенные клинические признаки, помогающие подтвердить стертую дизартрию. Обычно в этом случае у малышей наблюдаются:
• нарушения мышечного тонуса в речевой мускула туре;
• ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
• нарушения голосообразования и дыхания.
Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи).
«Домашняя» диагностика дизартрии
Помимо общего осмотра ребенка логопед наверняка проведет так называемые функциональные пробы, которые помогут в точной диагностике дизартрии. Кстати, эти пробы вы вполне можете провести и дома, а затем поделиться своими наблюдениями со специалистом. Но точно поставить диагноз по этим пробам может только специалист.
Проба 1
Попросите ребенка открыть рот, высунуть язык и удерживать его прямо и неподвижно. Одновременно возьмите какую-нибудь игрушку и перемещайте ее в боковых направлениях, побуждая ребенка следить за ней глазами. Если в момент движения глаз вы наблюдаете какие-либо отклонения языка в ту же сторону, это говорит о большой вероятности наличия дизартрии.
Проба 2
Положите руку на шею ребенка и в то же время попросите его выполнить некоторые движения языком (например, повторить за вами какое-то артикуляционное упражнение). О дизартрии будет свидетельствовать появившееся в момент таких движений ощутимое напряжение шейной мускулатуры. В некоторых случаях могут наблюдаться даже непроизвольные движения, такие как закидывание головы назад.
Родителям, которые подозревают у своего малыша дизартрию, чтобы подтвердить или опровергнуть свои опасения, нужно обратить внимание на следующие моменты.
1. Как ребенок ест. Такие малыши плохо берут грудь, вяло сосут, обычно плохо прибавляют в весе, потому что ограничение подвижности лицевой мускулатуры не позволяет им в полной мере использовать «мощности» материнской груди, и они банально не наедаются. Дети с дизартрией сравнительно поздно начинают жевать, так как этот процесс требует от них значительных усилий. Очень часто подросший ребенок с дизартрией плохо ест и особенно горячо протестует против твердой пищи: моркови, яблок и пр. Опасность в том, что, ограничивая или вообще не давая ребенку такую пищу, можно еще больше затормозить развитие жевательной мускулатуры.
2. Такие малыши довольно неуклюжи в движениях, которые требуют точной и скоординированной работы различных групп мышц. Мелкая моторика в таком случае тоже развита недостаточно, и над проблемой застегивания пуговиц и завязывания шнурков родителям требуется изрядно потрудиться. Непросто дается малышам рисование, лепка, вырезание – в общем, те занятия, которые требуют определенной сосредоточенности и координации.
3. Страдает и общая моторика. У детей могут отмечаться некоторые нарушения координации и чувства равновесия, им сложно выполнять определенные двигательные упражнения и танцевать, потому что соотнесение движений с музыкой и быстрый переход с одного движения на другое для них – серьезная проблема.
Если вы заметили у малыша такие особенности, это существенный повод для консультации с невропатологом.
Что должны предложить вам специалисты?
Эффективная коррекция дизартрии возможна только и исключительно при комплексном подходе, в условиях совместной работы целой команды профессионалов.
В первую очередь ребенку необходимо полное неврологическое обследование.
После него вам, скорее всего, предложат медикаментозную терапию.
При назначении медикаментозной терапии следуйте таким правилам:
– Не спешите отказываться от лекарств.
– Внимательно изучите аннотацию к предлагаемому препарату, узнайте отзывы о его эффективности и возможных побочных эффектах.
– Если у вас возникают какие-либо сомнения, не стесняйтесь обратиться за подробными разъяснениями.
– Внимательно наблюдайте за реакцией ребенка на тот или иной препарат и при возникновении любых нежелательных последствий приема требуйте его замены.
Помимо неврологического обследования, скорее всего, вам предложат занятия ЛФК, массажи, консультацию нейропсихолога и пр. Все эти мероприятия действительно необходимы для того, чтобы полностью устранить нарушение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии
бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...
Дизартрия. Стертая дизартрия.
Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....
Дизартрия или дислалия?
Кратко, просто, доступно о разнице между дислалей и дизартрией....
Дифференциальная диагностика дислалии и минимальных дизартрических расстройств (стертой дизартрии).
В логопедической практике часто встречаются случаи неоднородности проявлений фонетических нарушений, когда среди якобы дислаликов выделяются дети с особой трудностью преодолевающие недостатки звукопро...
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ (ДИСЛАЛИЯ, СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ)
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ (ДИСЛАЛИЯ, СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ)...
Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии
В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Диза...
Отдельные признаки отличия стертой дизартрии от дислалии.
Отдельные признаки отличия стертой дизартрии от дислалии....