речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии
материал по логопедии на тему
бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_pri_dizartirii_word.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
логопедического обследования при дизартрии
1.Фамилия, имя ребенка
2.Дата рождения
3.Домашний адрес
4. № детского сада
5. Жалобы родителей
6. Краткие анамнестические данные
- Лепет
- Гуление
- Первые слова, фразы
- Вскармливание (грудное, искусственное)
- Особенности питания
7. Состояние общего слуха
Неврологический статус
8. Состояние мимической мускулатуры (в покое)
- выраженность носогубных складок, их симметричность
- характер линии губ, их плотность смыкания
9. Особенности строения речевого аппарата
- лицо
- губы
- зубы
- язык , небо
10. Состояние артикуляционной моторики
- движение губ
- движение нижней челюсти
- движение языка
- мягкое небо
- наличие глоточного рефлекса
11. Общее звучание речи (просодическая сторона)
- голос
- выразительность речи:
- темп (медленный, быстрый)
- ритм (ритмично, неритмично)
- интонация (выразительная или монотонная)
12. Состояние дыхания
13. Состояние общей моторики
14. Состояние мелкой моторики
15. Произношение
- Гласные звуки:
- Свистящие звуки:
- Шипящие звуки:
- Аффрикаты:
- Сонорные звуки:
- Звонкие-глухие
- Твердые-мягкие
- Другие звуки
16. Слоговая структура слова
17. Фонематический слух
18. Грамматический стой речи
19. Активный словарь
20. Связная речь
21. Работоспособность,внимание ,интеллект
Заключение
Дата
Логопед
План работы
РЕЧЕВАЯ КАРТАлогопедического обследования при стертой дизартрии
(рекомендации для обследования и заполнения речевой карты)
1.Фамилия, имя ребенка
2.Дата рождения
3.Домашний адрес
4. № детского сада
5. Жалобы родителей
6. Краткие анамнестические данные:
- роды: норм., стремит.,затяжные,слабость, стимуляция,асфиксия,травмы
- Гуление,лепет, первые слова, фразы
- раннее психомоторное развитие (удержание головы,сидеть, стоять, ходить)
- Вскармливание (грудное, искусственное)
- Особенности питания (сосал активно или вяло, как жует и глотает твердую и жидкую пищу)
7. Состояние общего слуха
8 .Неврологический статус (отмечается поражение чер.-мозговой иннервации; наличие парезов, гиперкинезов, синкинезий, саливации )___________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Состояние мимической мускулатуры :
- выраженность носогубных складок, их симметричность (в покое)
-
- характер линии губ, их плотность смыкания, умение удерживать рот закрытым, умение зажмуривать глаза, хмурить, поднимать брови, есть ли синкинезия ( сопутствующие непроизвольные движения) -
- 1.Поднять брови (удивление) 2.Прищурить глаза (яркое солнце)
- 3.Плотно сомкнуть веки (темно) 4.Сжать губы. 5.Надуть щеки.
- 6.Придать губам положение – игра на дудочке. 7.Вытянуть губы на звук О.
- 8.Оскал (заборчик). 9.Вытянуть губы для свиста.
- Общая хар-ка: мимика живая, вялая, напряженная, гримасничанье, амимичная, спокойная, дифференцированная или нет.
9. Особенности строения речевого аппарата:
- лицо (симметричное, ассиметричное)
- губы (растянуты, толстые, тонкие, тонус, подвижность)
- зубы (прикус, посадка зубов, редкие мелкие, кариозные или норма)
- язык ( массивный, маленький, узкий, короткая или массивная подъязычная уздечка, напряженный или норма )
- мягкое небо (укороченное, раздвоенное, норма)
- твердое небо (высокое ,узкое, расщелина…)
10. Состояние артикуляционной моторики
- движение губ (оскал, смычка, вытягивание на И, О. У,)- диапазон движений невелик, чрезмерное напряжение мышц, истощенность движений, тремор, саливация.
- движение нижней челюсти (часто не могут нижнюю челюсть опускать(открыть, закрыть рот, подвигать челюстью вправо, влево,имитация жевательных движений ) –
- движение недостаточного объема, содруж. движения, тремор, саливация, выполнение
- правильное)
- движение языка (вперед-назад, вправо-влево – цианичность языка (посинение), неуклюж, медленно, неточно, удерживание в определенном положении, истощенность движений, гиперкинезы, саливация, девиация языка (отклонение в строну при высовывании)
- (высовывание узкого, широкого языка, удержание позы до 5; покусывание кончика языка, упр. «часики», «качели, «горка», «вкусное варенье», «лошадка»
- каждое движение повторяется 3 раза.
- мягкое небо (поднимается ли небная занавеска при звуке «а» (рот широко отк-
- рыт), покашлять с открытым ртом( язык на нижней губе)
- наличие глоточного рефлекса (дотронуться до небной занавески (если есть рвотный рефлекс – хорошо)
- произвольное или непроизвольное движение органов артикуляции
(шпателем до кончика языка)
Движения выполняются в полном объеме, правильно, истощаемость движений, движения выполняются в неполном объеме, замедленном темпе с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации, удерживание позы не удается, движения не выполняются, переключаемость быстрая, медленная, отклонения языка в сторону, моторная напряженность, растормож-ть.
11. Общее звучание речи (просодическая сторона
- голос(гнусавый, тихий, громкий, хриплый, неумение говорить шепотом, саливация, истощаемый, имеется ли носовой оттенок)
- выразительность речи:
- темп (медленный, быстрый, норма)
- ритм (ритмично, неритмично, растянутый,скандированный,)
- интонация (выразительная или монотонная)
12. Состояние дыхания (поверхностное, неровное, вдох короткий или выдох короткий, учащенное, замедленное, свободное, затрудненное)
13. Состояние общей моторики (нарушены или сохранены стороны общей моторики; достаточен ли объем движений ( при различных нагрузках и многократном повторении); истощаемость движений, могут ли появляться содружественные движения, слюнотечение; могут ли присесть, поднять руки, прыгать на одной ноге, стоять на одной ноге с закрытыми глазами – руки в сторону)
14. Состояние мелкой моторики (отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения (не под счет логопеда), нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезии, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения ). Все упражнения выполняются вначале по показу, затем по словесной инструкции .-Удерживание ладони с растопыренными пальцами на одной руке, на обеих руках; Одна рука –ладонь, другая – кулак. Менять ладонь –ребро – ребро; «Пальчики здороваются» с большим пальцем на одной руке, затем на обеих вместе.
Удержание ладони со сближенными пальцами под счет от 1 до 15.
Выставить первый и пятый палец (от 1 до 15) на одной руке, на другой руке, на обеих вместе.
Показать второй и третий палец на обеих руках одновременно (5-8 раз).
Сложить первый и второй палец в кольцо (5-8 раз).
Положить вторые пальцы на третьи и наоборот (5-8 раз).
Сжать кулак, разжать;
Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить (5-8раз).
15. Произношение звуков (изолированно, в слогах и словах, в самостоятельной речи, многократное повторение звуков, (использовать специально подобранные предметные и сюжетные картинки с исследуемым звуком в начале, середине и конце слова, отмечается отсутствие, искажение(межзубное, боковое, горловое), замена(например:ж-заменяется м\з с, ч-зам. на ть), смешение(изолированно говорит оба звука, а в речи смешивает: часы-тясы) )
- Гласные звуки (а,о,у,э,и,ы)
- Свистящие звуки(с,сь,з,зь,):
- Шипящие звуки (ш,ж,щ)
- Аффрикаты (ц,ч)
- Сонорные звуки (р,рь,л,ль,м,мь,н,нь)
- Глухие и звонкие (п-б,т-д,к-г,ф-в)
- Твердые и мягкие (пь-бь,ть-дь,кь-гь,фь-вь)
- Другие звуки:
16. Слоговая структура слова (картинный материал по О.Б. Иншаковой)
( вначале предлагаются картинки, затем отраженное произношение слов, отмечается, что легче выполнить ребенку, произношение каких структур сформировано)
- слова предлагать от легкого к сложному
- Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры, для повторения предлагаются следующие предложения:
- Петя пьет горькое лекарство
На перекрестке стоит милиционер
Космонавт управляет космическим кораблем
- Изолированные слова:
С 4-5 лет – дом, снег, мостик, крыша, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры
С 5 лет – помидоры, сквозняк, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум, лекарство, простокваша, подснежник
- Предложения ( с 5 лет)
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перектестке.
(сокращение слогов, антиципации (уподобление слогов - табуретка – татаетка,) итерации (добавление слогов, звуков-тырава), перестановка слогов и звуков,
парафазии (замены), элизии (пропуски),
персеверации (отсроченное повторение),
контаминации (часть одного слова заменяется частью другого)
17. Фонематический слух(способность дифференцировать звуки : звонкий-глухой
твердый-мягкий, свистящий-шипящий.
- повторение серий из двух, из трех слогов (с 4 лет-па-ба…,мя-ма… ба-на…),(с 6 лет- ка-га, са-ша,…ба-па-ба,са-ша-ся , ша-ща-ша …)
- показ картинок типа «почка-бочка», том-дом, кора-гора, ленок-венок,
- сова-софа,галка-гайка, гроза-глаза,рама-яма…
- составление предложений с этими словами.
- Фонематический анализ: с 4 лет- выделение звука из слова (есть ли звук М в словах: мышка рама дерево…); с 5 лет- выделение первого ударного гласного звука в словах; с 6 лет- выделение первого согласного звука в словах, последнего, определение места звука в слове…
- (Отмечается способность к простым и сложным формам фонематического анализа, уровень развития фонематических представлений, возможность дифференциации звуков)
18. Грамматический стой речи
1.Употребление сущ. в им.п. ед. и мн. числа (стол-столы…)
2.Сущ. в косвенных падежах без предлога (У меня нет…)
3.Сущ. род.п. мн.ч. ( много чего? – стол-столов…)
4.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (в,на,под,за,
над,перед,около )
5.Согласование прилагательных с сущ. в ед.ч.
6.Согласование сущ. с числительными 2, 5 (два дома, пять домов)
7.Образование сущ. с ум.ласкательными суффиксами.
8.Образование прилагательных: (с 6 лет)
-относительных (из чего сделано)
-притяжательных (чей?чья?чье? )
9.Образование приставочных глаглов (с 6 лет) ходит-уходит-приходит….
1 уровень ОНР –почти полное отсутствие словесных форм общения, отсутствие грамматических связей слов, пользуются жестами.
- уровень ОНР – речь аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушена фраза. Предлоги употребляют редко, в основном одни существительные.
- уровень ОНР – пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Синтаксическая конструкция фраз бедная.
- Словарь
1.Назвать картинки по темам (игрушки, посуда и т.д. )
2.Обобщающие понятия (назвать одним словом группу предметов)
3.Части тела, части предметов: 5лет- голова, ноги, руки, нос, рот, шея,грудь, живот; 6лет-локоть, колено, пальцы,ноготь .
4.Название профессий
5. Глаголы ( при ответах на вопросы: 5лет- что ты делаешь, кто как передвигается, кто как кричит; 6лет- кто какие звуки издает, кто что делает- с использований профессий )
6.Прилагательные ( названия цветов с 4лет-основные цвета, с 5лет- оттенки цветов, формы – с 5лет)
7.Подбор антонимов (добро-зло, высокий-…,хороший-…, давать-…),(с 6 лет)
объем словаря, его соответствие возрасту
19.Связная речь
- перессказ (для 4-5 лет )
- рассказ по картинке или по серии картинок ( для 6 лет)
Наличие речевых штампов ( речь пустая, без содержательная, часто не соотносится с выполнением действия). Связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отражается внешняя сторона явлений и не учитываются существенные признаки, причинно-следственные отношения.
- Особенности психологических проявлений: (повышенная утомляемость, низ-
кая работоспособность, неустойчивое внимание, низкий интеллектуально – познавательный уровень, задержка психического развития)
Заключение : ОНР 2ур.,обусловленное стертой дизартрией,
(варианты заключений) ФФН, осложненное стертой дизартрией,
ФН, осложненное стертой дизартрией,
ОНР 2 ур., стертая дизартрия при ЗПР ; ОНР 3ур.,стертая дизартрия, заикание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия (стертая дизартрия). Поездка в лес. Зима.
Цель: Закрепление лексической темы зима,образование притяжательных прилагательных,согласование существительных с прилагательными....
Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...
Дизартрия. Стертая дизартрия.
Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....
Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией
Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна...
Преодоление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией
Этапы коррекционной работы по преодлению речевых нарушений у детей со стертой дизартрией...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с диагнозом: ТНР. Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая дизартрия. «Приключения с Пиши Читай»
Конспект для занятий с детьми подготовительной в школе группы....
Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов реч...