Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [П] - [Б]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Чернова Екатерина Геннадьевна

Конс

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков «П-Б»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Дифференциация звуков П-Б в слогах, словах и развитие устной речи.

ЗАДАЧИ:

1. Дифференцировать звуки П — Б в слогах, словах.

2. Развивать фонематическое восприятие звуков П — Б в слогах, словах.

3. Учить определять позицию звука в слове, составлять звуковую схему слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки: пушка, барабан, труба, балалайка, скрипка, пулемет, арбалет, боевой топор, автобус, паровоз, хлеб, карп; схемы-домики; мяч; цветные карточки для составления схемы слов; карточки с буквами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuki_p-b.docx77.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков «П-Б»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Дифференциация звуков П-Б  в слогах, словах и развитие устной речи.

ЗАДАЧИ:

1. Дифференцировать звуки П — Б в слогах, словах.

2. Развивать фонематическое восприятие звуков П — Б в слогах, словах.

3. Учить определять позицию звука в слове, составлять звуковую схему слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки:  пушка, барабан,  труба, балалайка, скрипка, пулемет, арбалет, боевой топор, автобус, паровоз, хлеб, карп; схемы-домики; мяч; цветные карточки для составления схемы слов; карточки с буквами.

Ход занятия

1. Орг.момент

Вот посмотри, какие картинки у меня есть. Что это?  Пушка и Барабан.

Различение звуков на слух (по акустическим признакам)

Какой первый звук мы слышим в слове Пушка? А какой первый звук в слове Барабан?

«П» - пушка палит пах-пах-пах.

«Б» - барабан стучит бом-бом-бом.

Сообщение темы.

Сегодня мы с тобой  немного поиграем со звуками П и Б.

2. Артикуляционная гимнастика

А чтобы эти звуки нам произносить четко и правильно, нужно сделать упражнения для губ и язычка.

 «Улыбочка» и «трубочка» под хлопки 5 раз.

«Качели» Рот широко открыт. Язык  поднимаем  вверх  и  опускаем вниз (тянемся к носу и подбородку).

«Иголочка» Рот открыт. Язык напряжен. Быстро высовываем его предельно вперед и прячем как можно глубже.

 «Часики» 5 раз.

 «Птенчик» - щеки втянуть, губами произвести хватательные движения 5 раз.

3. Характеристика звука.

 Давай перед зеркалом произнесем и сравним эти звуки. Чем они различаются при произношении? (работой голосовых связок)

Итак, при произнесении [п], [б] губы, зубы и язык располагаются одинаково, но при произнесении [п] – голос не образуется (положи ручку на горлышко, произнесли «п»), а при [б] – образуется голос(положи ручку на горлышко, произнеси звук «б»)

-​ Сравни, одинаковы ли твои ощущения при их произношении? (При произношении (б) горлышко дрожит)

- Давай охарактеризуем эти звуки:

​ ∙Звук (п) – согласный, твердый, глухой.

​ ∙Звук (б) – согласный, твердый, звонкий.

 

3. Дифференциация в слогах - игра «Запомни, повтори» с мячом. Сейчас я буду произносить слоги, ты внимательно слушай, запоминай и повтори четко:

па-па-ба ба-ба-па  па-ба-па ба-па-ба бы-пы-бы  бо-по-бо  бу-пу-бу  пы-бы-пы

 по-бо-по  пу-бу-пу

А теперь внимание, повторяй слова:

Бочка – Почка  Бух – Пух  Бот – Пот  Балка – Палка  Бабочка – Папочка  Борт - Порт

4.  А ты знаешь какими буквами обозначаются звуки Б и П? Молодец, вот перед тобой карточки с буквой Б и П.

Давай поиграем в такую игру, Я буду называть слово, если в нем ты услышишь звук [Б] – поднимаешь карточку с буквой Б, если услышишь звук [П] – поднимай карточку с буквой П. Готов?

палатка, пуговица, грибы, труба, буйвол, пакет, каблук, шимпанзе, дикобраз, кабан, спина, собака, обруч, стопа.  

5. Физкульт минутка. Давай немного отдохнем и подвигаемся.

     Это – правая рука.

     Это – левая рука.

     Справа - шумная дорога,

     (показали правую руку и закрыли правое ушко)

     слева - быстрая река.

    (показали левую руку - волнообразные движения)

     По тропинке ты пойдешь,

     (шагать на месте)

      Путь домой быстрей найдешь.

     (похлопать в ладоши)

6. Работа с предметными картинками

А) - Посмотри, перед тобой два домика, в одном живут картинки, в названии которых есть

 звук [Б], а в другом – картинки, в названии которых есть звук [П]. Но  сейчас все жильцы ушли гулять и потерялись. Давай поможем им найти свои домики. Рассмотри картинки, назови их и определи, в каких из них есть звук [Б], а в каких звук [П]. И разложи по домикам.

Б)- Скажи, пушка это что? Оружие. А барабан – это музыкальный инструмент. А какие картинки мы можем подружить с пушкой, а какие с барабаном.

А какие картинки мы можем еще подружить? И почему?

7. Давай выучим скороговорку

 

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

У быка губа тупа, бык, бык тупогуб.

8. Составим схему слов губа, тупа. Сколько звуков в слове губа? Давай посчитаем - 4

Сколько слогов? – 2. Сколько гласных звуков? – 2.  Почему, т.к. два слога. Какой первый звук гласный или согласный? Согласный, второй? Гласный, и т.д.

А теперь составим схему слова тупа. Сколько всего звуков? Сколько слогов? Сколько согласных звуков, сколько гласных?

У нас получилось предложение: губа тупа.

 

12. Итог. Молодец, ты справился с самым сложным заданием, что мы с тобой составили? Схему двух слов. А с какими звуками мы сегодня играли? П и Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж  с испльзованием звуковых схем - таблиц...

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж  с испльзованием звуковых схем - таблиц...

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж ...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Лесная сказка»

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]«Лесная сказка» Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш].Задачи:1. Образовательные:- уточнить артикуляци...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [л-р] «Кукла Клара»

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [л-р] «Кукла Клара»...