Индивидуальное занятие по дифференциации звуков С-Ш.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

индивидуальное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-sh_v_dvuslozhnyh_slovah.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков С-Ш.

Тема занятия «Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах»

Данное занятие спланировано в соответствии с тематическим и  перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. Дифференциация звуков и букв С — Ш происходит после того, как дети усвоили звуки  С и Ш на предыдущих занятиях.

Основная проблема занятия: Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах.

                                                                                           

Тема: «Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах» 

Цель: Формировать умение дифференцировать звуки С-Ш в двусложных словах.

Задачи: 

  • Закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-Ш;
  • Закрепить навыки дифференциации звуков С-Ш;
  • Развивать мелкую  и общую моторику;
  • Развивать звукобуквенный, слоговой анализ и синтез;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление;
  • Воспитывать речевое общение;
  • Воспитывать познавательную активность, коммуникабельность;

Оборудование: 2 разрезные картинки, предметные картинки с звуками С и Ш, картинка поезда, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.

Ход занятия

  I .       Организационная часть.

  • Приветствие

        - Здравствуй, Алиса! Давай улыбнемся, поприветствуем друг друга!  

   II.       Основная часть.

- Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.

- Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы.

( Шапка, сумка).

Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки???

Называю животного, которые могут издавать звуки [С] и [Ш], а ребёнок их озвучивает. Например: ЗМЕЯ : Ш____, ВОДИЧКА: С____, НАСОС: С-С-С-…., ЛИСТЬЯ   ШУРШАТ: Ш-Ш-Ш-…, ГУСЫНЯ : Ш____,   рассерженная КОШКА: Ш_____ , ПЕСОК СЫПЛЕТСЯ: С______.

•        Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].

  • Упражнения на артикуляцию звуков С-Ш

Артикуляционная Гимнастика по подражанию

Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения: (горка – чашечка, улыбка – рупор и т.д.) 

Анализ артикуляции, акустический разбор

А чем различаются звуки [с] [ш]?( Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]. Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]). А что в этих звуках общего? (какие они?)

- Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

  • Упражнение на дифференциацию в слогах С-Ш

- Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША; АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)

  •  Упражнение на развитие мелкой моторики

- Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.

Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги.

Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.

  •  Упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания

- Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок.

- Называем слова с каждым отдельным звуком и вместе -  С и Ш (звук в начале, середине, в конце слова)

  • (шапка    — сайка; шалун   — салют; решать  — тесать        шахтёр — сапёр и т.д.)        
  • Игра «Повторюшки» - Повтори за мной слова: Маша—Даша—каша; Паша—наша—ваша; жук—лук—сук—тук и т.д.
  • Упражнение на различие слов, близких по звучанию, но разных по смыслу:

Упражнение - Игра по подражанию -  «Чем отличаются слова?»

 (КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ; )

  • Звукослоговой анализ

- Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?

  •  Развитие мышления

Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

Зимой вырастает,

Весной тает. (сугроб)

«В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки». (Кошки).
«Саня спит и видит слон, что летит в ракете он». (Сон).
«В зоопарке живёт сон, словно дом, огромный он». (Слон).

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(шахматы)

 

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

(шарик воздушный)

 

Сверху голо, снизу лохмато,

Теплом богата, что твоя хата.

(шуба)

Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.

III.     Заключительная часть.

  • Подведение итогов.
  • Какие звуки  мы научились различать?

-         Чем они отличаются?

  • Ты умница! До свидания!

Список использованной литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.

  1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов

       -- М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

  1. Грецкая Т.Е. Учим звуки [с] [ш]: задания для автоматизации произношения - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 32с. ( Серия Конфетка)

  1. Жукова Н.С.

         Уроки логопеда. Исправление нарушений речи /

          Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной.— М.: Эксмо, 2007. — 120 с.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

      Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000.

 

  1. Перегудова Татьяна: Тетрадь-тренажер для дифференциации сложных звуков русского языка [р]- [л], [с]-[ш], [з]-[ж].-М.: Детство-Пресс, 2017 г.- 32с.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия.Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей / Смирнова,Людмила Николаевна. - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 56 с. - (Библиотека воспитателя)

       

  1. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками / Илл Е Нитылкиной — М   Изд-во Эксмо 2005  — 48 с , илл (Серия «Божья коровка )

  1. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. -М.: Эксмо-Пресс, 2013 г.- 32с.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.- Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж  с испльзованием звуковых схем - таблиц...

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж  с испльзованием звуковых схем - таблиц...

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж ...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Лесная сказка»

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]«Лесная сказка» Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш].Задачи:1. Образовательные:- уточнить артикуляци...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [л-р] «Кукла Клара»

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [л-р] «Кукла Клара»...