Фронтальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ТНР подготовительной к школе группы "Мы читаем! Знакомство с творчеством А.Л. Барто на материале стихотворения «Медвежонок-невежа»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В ходе занятия у детей развивается интерес к художественной литературе,совершенствуется грамматический строй речи,совершенствуется навык чтения,развивается связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchee_zanyatiya_dlya_detey_s_tnr_6-7_let.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы | Родина Елена Юрьевна, МБДОУ Д/c № 15 «Ручеек» |
Тип группы | Группа для детей с ТНР (III год обучения, подготовительная группа). |
Тип занятия | Повторение и систематизация полученных знаний. |
Форма занятия | Фронтальное. |
Тема занятия | Мы читаем! Знакомство с творчеством А.Л. Барто на материале стихотворения «Медвежонок-невежа» |
Используемые технологии | -коррекционно – развивающая; - здоровьесберегающая технология; -игровая; -информационно – коммуникационная. |
Цель | Развитие связной, грамматически-правильной речи воспитанников группы. |
Задачи | Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
|
Оборудование: Мольберт, Портрет детского писателя А.Л. Барто, перчаточная кукла Медвежонок, телевизор, презентация с иллюстрациями В.Сутеева к сказке А.Л. Барто «Медвежонок-невежа», слова, написанные на карточках, разрезанные на слоги для прочтения и звукового анализа (Мишка, невежа, мед, медведь, дерево, ветка), кегля, мячик, схемы для составления предложений, цветные магниты-фишки (красного, синего и зеленого цвета), зеркала, звукозапись для артикуляционной гимнастики, бочонок и камешки двух цветов (желтого и коричневого) для проведения рефлексии. |
Организационная структура логопедического занятия | |||
Этап логопедического занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | Планируемые результаты |
Организационный | Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает присесть на стульчики. Сюрпризный момент: -Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с творчеством детского писателя, кто может назвать ее имя? Чей портрет вы видите на мольберте? (А.Л. Барто). - К нам сегодня пришел необычный гость, он ждет нас в коробке и немного стесняется. Давайте сейчас каждый тихонько постучит по крышке коробки и позовет гостя ласково такими словами: «Здравствуй, друг, кто ты?» - Наш гость готов показать себя, если вы, ребята, отгадаете загадку. Он живет в лесу густом И в берлоге его дом. Любит ягоды и мед – Сладкоежкою слывет. Кто это, ребята? (Медведь). | Дети проходят и присаживаются на стульчики, вспоминают имя писателя, с творчеством которого мы знакомимся на этой неделе, приглашают «Гостя» к себе на занятие. Дети отгадывают загадку. | Актуализация ранее полученных знаний о творчестве А.Л. Барто, формирование позитивного настроя на занятие. |
Основной этап | 1. «Артикуляционная гимнастика». - Ребята, давайте вместе с медвежонком выполним артикуляционную гимнастику. | Дети выполняют артикуляционную гимнастику под музыку перед индивидуальными зеркалами. Упражнения: «Заборчик», «Трубочка», чередование «Заборчик» и «Трубочка», «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Гибок», «Гармошка», «Маляр», «Парус», «Дятел», «Индюк». | Подготовка артикуляционного аппарата к активной речевой деятельности. |
2. Просмотр презентации с иллюстрациями В. Сутеева и прослушивание стихотворения А.Л. Барто «Медвежонок-невежа». Беседа по прослушанному стихотворению и увиденным иллюстрациям. -Ребята, как вы думаете, а почему автор назвал медвежонка невежей? Кто такой невежа? (не вежливый, не знает правил поведения, не хочет их выполнять). - Ребята, расскажите, а как вел себя медвежонок? (брал мед грязными лапами, чавкал, когда ел; перебивал родителей, когда они разговаривали; не уступил дорогу пожилому медведю; не спал ночью и не давал спать маме; в гостях укусил хозяйку и столкнул с ветки маленьких медвежат; замахнулся лапой на папу-медведя. - Ребята, каким же был медвежонок-невежа? (невоспитанным, невежливым, капризным). - А почему он таким был? (мама его избаловала) - Можно ли баловать детей? (Если их баловать, они вырастают капризными, вредными и невоспитанными). | Дети активно слушают стихотворение А.Л. Барто «Медвежонок-невежа», просматривают иллюстрации В. Сутеева, представленные на презентации, готовятся отвечать на вопросы. Дети отвечают на вопросы логопеда, активно участвуют в беседе, размышляют. | Знакомство с новым произведением знакомого автора, А.Л. Барто, формирование связного высказывания, умения рассуждать. | |
3.Игра «Скажи наоборот» - Я предлагаю вам, ребята, сыграть в игру, которая вам хорошо знакома. А называется она – игра «Наоборот». Сейчас тот, кому я брошу мячик и назову слово, должен будет мне сказать его наоборот (противоположно по смыслу). 1. Медвежонок-невежа вел себя хорошо? (нет, плохо). 2. Он вежливый? (нет, грубый). 3. Он воспитанный? (нет, капризный). 4. Он чистюля? (нет, он грязнуля). - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. | Дети ловят мяч, и, в ответ на слово логопеда, предлагают свое слово, противоположное по смыслу. | Тренировка навыка подбора слов-антонимов (противоположных по смыслу). | |
4. Динамическая пауза. Упражнение «В лесу». - Ребята, что-то мы засиделись. Пора и немного размяться. Представьте, что мы оказались с вами в лесу и превратились в медведей. Шла медведица к реке С медвежонком бурым Повалялася в песке, Отряхнула шкуру. Сына дальше повела, Поискала броду, Поискала и нашла, И полезла в воду. Смотрит, маленький медведь, Хмурится упрямо, А потом давай реветь: - Как же я-то, мама? А медведица идет, Прибавляет ходу, Сына ласково зовет за собою в воду. Мишка в воду не полез, Мать окликнул снова И на весь зеленый лес закатился ревом! Оглянулась мать, ворча, И вернулась к мишке, Мокрой рапой сгоряча Шлепнула трусишку. Мишка в воду угодил, Забарахтался, поплыл! Ну а если плавать начал, Нет причины плакать, значит! Е. Стюарт - Ребята, в этом стихотворении медведица совсем по-другому воспитывает своего медвежонка. Он вырастет выносливым и сильным. | Дети идут вперевалку по кругу друг за другом. Ложатся на ковер, валяются. Встают, отряхиваются. Вновь идут по кругу. Идут с высоким подниманием колена. Встают лицом в круг, закрывают лицо руками, качают головой. Вновь идут по кругу. Встают лицом в круг, делают зовущее движение рукой. Опять изображают, как плачет мишка. Показывают, как медведица шлепнула медвежонка. Двигаются по кругу, изображают, что плывут. | Развитие общей моторики, снятие напряжения. | |
5. Упражнение «Прочитай-ка!». Чтение и звуковой анализ слов. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать слова из нашего стихотворения. Не забывайте следить за тем, чтобы звуки вашей речи звучали красиво и правильно. 1. МЕД (в этом слове 3 звука: М, Е, Д; М-твердый согласный, Е – гласный, Д – твердый согласный). 2. МИШКА (в этом слове 5 звуков: Мь, И, Ш, К, А; Мь – мягкий согласный, И – гласный, Ш – твердый согласный, К – твердый согласный, А – гласный). 3. НЕВЕЖА (в этом слове 6 звуков: Нь, Э, Вь, Э, Ж, А; Нь – мягкий согласный, Э – гласный, Вь – мягкий согласный, Э – гласный, Ж- твердый согласный, А – гласный). 4. МЕДВЕДЬ (в этом слове 6 звуков: Мь, Э, Д, Вь, Э, Дь; Мь – мягкий согласный, Э – гласный, Д – твердый согласный, Вь – мягкий согласный, Э – гласный, Дь – мягкий согласный). 5. ДЕРЕВО (в этом слове 6 звуков: Дь – мягкий согласный, Э – гласный, Рь – мягкий согласный, Э – гласный, В – твердый согласный, О – гласный). 6. ВЕТКА (в этом слове 5звуков: Вь, Э, Т, К, А; Вь – мягкий согласный, Э – гласный, Т – твердый согласный, К – твердый согласный, А – гласный). - Молодцы, ребята! У вас уже очень хорошо получается читать! Я горжусь вами! | Дети прочитывают слова на карточках, размещенных на мольберте, затем проводят звуковой анализ слова, выставляя на мольберте фишки-магниты нужных цветов: гласны – красные, твердый согласные – синие, мягкие согласные – зеленые. | Тренировка навыков чтения, звукового анализа и синтеза. | |
6. Игра «Семейка слов». - Ребята, сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Семейка слов». Она вам хорошо знакома, но все-таки я напомню правила: в это игре все слова из одной семейки, а это значит, что они – родственники, похожи между собой на слух и по смыслу. Например: вода, водица, водный, водяной. Снег, снежинка, Снегурочка, снеговик. А поможет нам выбрать отвечающего моя волшебная кегля. Слова из одной семейки: Мед, медведица, медвежонок, медвежий, медведь. | Дети по жребию (указанию кегли-стрелочки) подбирают слова, похожие по звучанию и смыслу к слову логопеда: Мед. | Тренировка навыка словообразования. | |
7. Упражнение «Составь схему». - Ребята, сейчас я прочитаю вам предложение, а ваша задача – посчитать, сколько в нем слов и составить схему на мольберте. 1. Уляжется медведица под деревом. (В этом предложении 4 слова: 1 – уляжется, 2-медведица, 3 – под,4 – деревом). 2. Нашел он мед пчелиный. (В этом предложении 4 слова: 1 – нашел, 2 – он, 3 – мед, 4 – пчелиный). 3. Пришел домой сынок. (В этом предложении 3 слова: 1 – пришел, 2 – домой, 3 – сынок). | Дети считают количество слов в представленных предложениях, называют слова по порядку, составляют схему к предложенному предложению. | Тренировка навыка анализа предложения. | |
Итоговый. Рефлексия. | Логопед организует подведение итогов занятия и рефлексивный момент. - Ребята, как вы думаете, что медвежонок запомнил сегодня на занятии? Какая игра была самая интересная? - Какая игра была самая трудная? Какая игра была самая лёгкая? Давайте подарим Медвежонку бочонок с медом, если вам понравилось занятие, положите капельку желтого меда (пластмассовый камешек), а если не очень – то капельку коричневого меда (пластмассовый камешек). Посмотрим, каких капелек мед у нас в бочонке будет больше. - Наш гость говорит вам большое спасибо и не прощается, а говорит: «До свидания, друзья!». | Дети отвечают на вопросы логопеда, размышляют. Затем выбирают себе камешек желтого или коричневого цвета, в зависимости от того, понравилось им занятие или нет. Кладут камешки в бочонок и прощаются с гостем занятия – Медвежонком.
| Подведение итогов занятия, формирование умения анализировать, проявлять и высказывать личное отношение к происходящему. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФН подготовительной к школе группы по теме: «ЗВУКИ [Ж],[Ш]»
Тема: Звуки [Ж] – [Ш].Цель: Учить детей правильному произношению и различению звуков [Ж]-[Ш]....
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и об осенних изменениях в природе....
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной к школе группе на тему «Я и моя семья».
Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, второй год обучения....
Конспекты занятий по лексической теме "Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто"
Конспекты занятий для подготовительной группы компенсирующей направленности....
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...