«Формирование навыков описательной речи у дошкольников с ОНР с использованием метода наглядного моделирования»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Актуальность применения метода наглядного моделирования в обучении описательной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmo_aprel_2021_naglyadnoe_modelirovanie.docx | 17.17 КБ |
prezentatsiya_dlya_mmo.pdf | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков описательной речи у дошкольников с ОНР с использованием метода наглядного моделирования»
Слайд 2: Актуальность применения метода наглядного моделирования в обучении описательной речи
1. Метод наглядного моделирования полностью соответствует одному из важнейших принципов дидактики - принципу наглядности.
2. Метод наглядного моделирования ускоряет и облегчает процесс интериоризации внешних действий в умственные и формирования планирующей функции речи.
3. Метод наглядного моделирования повышает интерес детей к непосредственной деятельности по формированию описательной речи.
4. К началу коррекционной работы по развитию речи в старшей группе дети готовы воспринимать схематизированные образы.
Слайд 3:Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Этапы моделирования
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический
язык;
- работа с моделями
Слайд 4: Деятельность на подготовительном этапе
Слайд 5: Литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством обогащения словаря . Литературные произведения были рекомендованы воспитателям для чтения и обсуждения с детьми при проведении режимных моментов, а также родителям детей для домашнего чтения..
Слайд 6 : Игры подготовительного этапа
«Какой? Какая? Какое?»
«Кто больше?»
«Скажи наоборот»
«Скажи по-другому»
«Скажи ласково»
«Угадай предмет»
Отгадывание описательных загадок
«Какое слово лишнее?»
Распространение предложений определениями.
Сравнение объектов по одному признаку.
«Бывает – не бывает?»
«Геометрическое лото»
«Что бывает таким же?»
Слайд 7:Деятельность на основном этапе
Слайд 8: УМЕНИЯ дошкольников с ОНР, необходимые для построения описательных рассказов.
умение вычленять и называть признаки объекта описания
умение перечислять признаки в определённой последовательности
умение связывать слова, фразы, периоды в целостный текст.
Слайд 9:Освоение этапов моделирования
СИМВОЛЫ –ЗАМЕСТИТЕЛИ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА
- Принадлежность к родовому понятию;
- Размер;
- Цвет;
- Форма;
- Строение или составные части;
- Материал, из которого изготовлен предмет (для неживых объектов);
- Качество поверхности.
- Субъективная оценка объекта описания.
Слайд 10: Варианты моделей
Слайд 11: Задания по моделированию
Слайд 12: ИГРЫ И ПРИЕМЫ ОСНОВНОГО ЭТАПА РАБОТЫ
Поиск символа для характеристики определённого признака.
Подбор карточек с символами, для описания объекта .
Называние предметов по предложенному алгоритму описания.
Определение возможности описать объект по предложенному алгоритму.
Восстановление алгоритма описания при отсутствии некоторых его элементов.
«Угадай задуманный предмет» .
Исправление «ошибок Незнайки»
Составление загадок-описаний по схематическим планам
Составление предложений с однородными определениями с использованием карточек из алгоритма описания.
«Найди предмет» (называние признаков объектов с опорой на символы)
Сравнение предметов.
Рисование схемы алгоритма.
Слайд 13: Деятельность на заключительном этапе
Дети, усвоившие значения символов приобретают способность
самостоятельно, без опоры на схематические планы описывать
различные объекты, пейзажные картины и погодные изменения.
Слайд 14: Использование метода наглядного моделирования при формировании у дошкольников навыков описательной речи повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции монологической речи дошкольников.
Предметно-схематические модели работают в четырёх направлениях:
развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Дети, усвоившие значения символов приобретают способность
самостоятельно, без опоры на схематические планы описывать
различные объекты, пейзажные картины и погодные изменения.
Детские рассказы становятся более полными, последовательными,
логичными и обогащёнными образными средствами языка.
Слайд 15: Список использованной литературы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...
Проект по развитию описательной речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования
Проект...
Формирование речеязыковой компетенции у детей с ОВЗ (ЗПР) с использованием методов наглядного моделирования.
одним из средств являются наглядность и моделирование плана высказывания. Метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), нау...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
Из опыта работы...
Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...