«Формирование навыков описательной речи у дошкольников с ОНР с использованием метода наглядного моделирования»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Родичкина Ирина Валентиновна

Актуальность применения метода наглядного моделирования в обучении описательной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_aprel_2021_naglyadnoe_modelirovanie.docx17.17 КБ
PDF icon prezentatsiya_dlya_mmo.pdf2.47 МБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование навыков описательной речи у дошкольников с ОНР с использованием метода наглядного моделирования»

Слайд 2: Актуальность применения  метода наглядного моделирования  в обучении описательной речи

1. Метод наглядного моделирования полностью соответствует одному из важнейших принципов дидактики - принципу наглядности.

 2. Метод наглядного моделирования ускоряет и облегчает процесс интериоризации внешних действий в умственные и формирования планирующей функции речи.

 3. Метод наглядного моделирования повышает интерес детей к непосредственной деятельности по формированию описательной речи.

 4. К началу коррекционной работы по развитию речи в старшей группе дети готовы воспринимать схематизированные образы.

Слайд 3:Наглядное моделирование-  это  воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

Цель моделирования – обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Этапы моделирования  

  •  усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический

    язык;

  • работа с моделями

Слайд 4: Деятельность на подготовительном этапе

Слайд 5: Литература занимает в жизни дошкольника особое                           место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством обогащения словаря . Литературные произведения были рекомендованы воспитателям для чтения и обсуждения  с детьми при проведении режимных моментов, а также родителям детей для домашнего чтения..

Слайд 6 : Игры подготовительного этапа

«Какой? Какая? Какое?»

«Кто больше?»

«Скажи наоборот»

«Скажи по-другому»

«Скажи ласково»

«Угадай предмет»

Отгадывание описательных загадок

«Какое слово лишнее?»

Распространение предложений определениями.

 Сравнение объектов по одному признаку.

«Бывает – не бывает?»  

«Геометрическое лото»

«Что бывает таким же?»

Слайд 7:Деятельность на основном этапе

Слайд 8: УМЕНИЯ дошкольников с ОНР, необходимые для построения описательных рассказов.

умение вычленять и называть признаки объекта описания

умение перечислять признаки в определённой последовательности

умение связывать слова, фразы, периоды в целостный текст.

Слайд 9:Освоение  этапов моделирования

СИМВОЛЫ –ЗАМЕСТИТЕЛИ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА

  1. Принадлежность к родовому понятию;
  2.  Размер;
  3.  Цвет;
  4. Форма;
  5. Строение или составные части;
  6. Материал, из которого  изготовлен  предмет (для неживых объектов);
  7. Качество поверхности.
  8. Субъективная оценка объекта описания.

Слайд 10: Варианты моделей

Слайд 11: Задания по моделированию

Слайд 12: ИГРЫ И ПРИЕМЫ ОСНОВНОГО ЭТАПА РАБОТЫ

Поиск символа для характеристики определённого признака.

Подбор карточек  с символами,  для описания  объекта .

Называние предметов по предложенному алгоритму описания.

Определение возможности описать объект по предложенному алгоритму.

Восстановление алгоритма описания при отсутствии некоторых его элементов.

«Угадай задуманный предмет» .

Исправление «ошибок Незнайки»

Составление загадок-описаний по схематическим планам

Составление предложений с однородными определениями с использованием карточек из алгоритма описания.

«Найди предмет» (называние признаков объектов с опорой на символы)

 Сравнение предметов.

Рисование схемы алгоритма.

Слайд 13: Деятельность на заключительном этапе

Дети, усвоившие значения символов  приобретают способность

самостоятельно, без опоры на схематические планы описывать

различные объекты, пейзажные картины и погодные изменения.

Слайд 14: Использование метода наглядного моделирования при формировании у  дошкольников навыков описательной речи повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции монологической речи дошкольников.      

  Предметно-схематические модели работают в  четырёх направлениях:

развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

  Дети, усвоившие значения символов  приобретают способность

самостоятельно, без опоры на схематические планы описывать

различные объекты, пейзажные картины и погодные изменения.

  Детские рассказы становятся более полными, последовательными,

логичными и  обогащёнными образными средствами языка.

Слайд 15: Список использованной литературы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

Формирование речеязыковой компетенции у детей с ОВЗ (ЗПР) с использованием методов наглядного моделирования.

одним из средств являются наглядность и моделирование плана высказывания. Метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), нау...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...

Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...