Логосказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoskazka.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе
Логосказка «Про то, как лиса звук (с) произносить не могла»
Цели:
- Уточнить артикуляцию звука (c).
- Развивать умение выполнять глубокий вдох и плавный, медленный выдох.
- Закреплять правильное произношение звука (с) в изолированном виде, в слогах, словах, чистоговорках, стихах, предложениях.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать координацию речи с движением.
- Закреплять умение строить полные предложения.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: декорации леса, пособие «Бабочки», листочки и цветы из цветного картона, кукольный театр (ширма, заяц, оса, медведь), картинки, зонт.
Ход занятия
Дети заходят в группу
Логопед: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня я хочу предложить вам отправиться в гости к сказке. Для этого нам нужно оказаться в сказочном лесу. Давайте встанем под мой волшебный зонтик, закроем глазки и скажем слова: «Зонтик волшебный нам помоги в сказочный лес нас отнеси». Вот и сказочный лес.
Посмотрите какой он красивый … Давайте присядем на пенёчки. Итак, вы готовы услышать сказку? Тогда слушайте и смотрите.
Логопед: Сказка про то, как лиса не могла звук (с) произносить.
Появляется лиса (воспитатель)
Жила – была на лесной опушке Лиса – рыжая краса.
И все-то у нее было хорошо, да только не умела лиса произносить звук (с). Сидит она и плачет.
Вдруг видит, тучка на небе, а на ней бабочки сидят.
Появляются бабочки
Бабочки: Отчего плачешь, Лиса – рыжая краса?
Лиса: Как же мне не плакать? Не умею я произноШить звук (с).
Не подШкажите ли бабочки, кто может научить меня звук произноШить?
Бабочки: А ты сначала подуй на нас, а то налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки, трудно нам летать.
Лиса: А как же я подую, я ведь не умею. Кто же мне поможет?
Бабочки: Может, дети тебе помогут?
Логопед: Вы поможете лисе подуть на бабочек? (Да). Тогда встаньте поближе. Сделайте глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом на «лопаточку». Вдох, выдох. (Три раза)
«Бабочки» - упражнение на дыхание
Бабочки: Спасибо вам, дети, и тебе, лиса! Теперь наши крылышки обсохли, и мы можем летать. А научить тебя звук произносить, Заяц поможет.
Логопед: Сидит Лиса – рыжая краса, плачет, а навстречу ей
Зайка – попрыгай - ка скачет.
Появляется заяц (кукольный театр)
Заяц: Здравствуй Лиса – рыжая краса!
Лиса: ЗдраШтвуй Зайка – попрыгай - ка!
Заяц: О чем плачешь?
Логопед: И рассказала лиса зайцу про то, что не умеет звук (с) произносить.
Заяц: Кажется, я твоему горю помогу, но мне помощники нужны.
Лиса: А кто же это?
Заяц: Мои друзья, ребята.
Логопед: Ребята, но мы с вами не сможем показать Лисе, как произносить звук (с), пока не выполним упражнения для язычка.
Дети выполняют комплекс артикуляционных упражнений на свистящие звуки: «Улыбка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Язык-трубочка»
Логопед: Ребята, теперь подскажите Зайчику, когда мы произносим звук (с): - Что делают губы? (Улыбаются)
- Где находится язык? (Язык внизу за зубами)
- Где проходит воздух? (Посередине языка.).
Заяц: Ну вот, Лиса, делай так:
Язык широкий, как можно ниже,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посередине языка бежит воздуха струя.
Улыбнись и посвисти,
Звук с – с – с произнеси!
Лиса: С – с – с. Ах, какой красивый звук! Ребята, давайте вместе: с – с – с.
Логопед: Убежал Зайка по своим делам, а Лиса сидит на лесной опушке, улыбается.
Лиса: Я так рада, так рада, что мне захотелось танцевать и играть. Вы хотите со мной поиграть в игру? (Да).
Игра «По лесочку мы гуляем»
На полу в зале разложены искусственные осенние листочки, цветы.
По лесочку мы гуляем, Двигаются хороводным шагом.
Мы листочки собираем, Подходят к листочку, останавливаются.
Вот – один, Поднимают вверх один листок.
Вот – другой. Поднимают вверх другой листок.
Поиграем мы с тобой. Покачивают поднятыми вверх листочками.
По лесочку мы гуляем Двигаются врассыпную хороводным шагом.
Мы цветочки собираем, Подходят к цветку, останавливаются.
Вот – один, Поднимают вверх один цветок.
Вот – другой. Поднимают вверх другой цветок.
Поиграй, цветок, со мной. Покачивают поднятыми вверх цветами.
Дети садятся на стулья, появляется оса
Логопед: Посмотрите, ребята, оса летает с цветка на цветок и поет свою песенку. Давайте вместе с ней петь, повторяйте за мной: СА, СО, СУ, СЫ.
Дети произносят слоги
Логопед: А теперь на каждый слог назовем слова:
СА: сад, сани, Саня, сапоги, салат, сахар…
СО: сок, сода, соль, Соня, совы, сом…
СУ: суп, сумка, судак, суслик, сухо…
СЫ: сыт, сын, сыр…
Логопед: Молодцы, ребята!
Лиса: Ой, я так боюсь осы, а вы ребята, боитесь? Если мы будем вместе громко произносить слова, оса испугается и улетит.
Повторяйте за мной:
СА – СА – СА – вот летит оСА.
СЫ – СЫ – СЫ – не боимся мы оСЫ.
СУ – СУ – СУ – мы прогоним оСУ.
СА – СА – СА – улетай, оСА.
Логопед: Испугалась оса и улетела.
Сидит лиса на опушке, видит, медведь идет, кусты к земле гнет, что – то несет.
Появляется медведь
Медведь: Здравствуй, Лиса – рыжая краса.
Лиса: Здравствуй, Мишенька, а что это у тебя?
Медведь: Да вот картинки в лесу нашел, а для чего они, не знаю.
Лиса: А ты их детям покажи, они тебе подскажут.
Логопед: Вы поможете медведю назвать картинки? Только четко выделяйте в словах звук (с).
Картинки показаны на доске
Логопед: А теперь, ребята, с помощью этих картинок нужно придумать предложения.
Дети произносят предложения:
Лиса живет в лесу.
В лесу высокие сосны.
Под соснами лисья нора.
У лисы длинный рыжий хвост и черный нос.
У лисы детки – лисята.
Лиса любит мясо.
Медведь: Спасибо вам за науку. Так у вас целый рассказ про лису получился. А мне пора по делам.
Лиса: Как мне рассказ понравился, хочется еще раз послушать.
Дети пересказывают рассказ с опорой на картинки
Лиса: Спасибо вам, ребята! Вы мне сегодня очень помогли. Только настоящая дружба может преодолеть все трудности. До свидания друзья!
Лиса уходит
Логопед: Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!
Ребята, вам понравилась сказка? Скажите, какой звук не умела произносить лиса? Вы хотите еще побывать в этом сказочном лесу? Тогда в следующий раз вас ждет новая сказка. А теперь нам пора возвращаться. Где наш волшебный зонтик? «Зонтик волшебный нам помоги, назад в детский сад нас отнеси».
Литература:
Журнал «Логопед», 2008/2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе также используются игровые методы и приёмы для коррекции речевых нарушений у дошкольников. В данной работе предла...
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...
Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Консультация дл педагогов.Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...
консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"
В консультации раскрыты способы коррекции речевых нарушений с использованием логосказок...
мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"
знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышлени...
Практико-ориентированный, педагогический проект по теме: "Логосказки - как метод коррекции речевых нарушений у детей"
Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логоп...