Консультативно-обучающая деятельность учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической грамотности родителей , имеющих неговорящих детей.
статья по логопедии
В данном материале речь идет о консультативно-обучающей деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической грамотности родителей , имеющих неговорящих детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультативно-обучающая деятельность учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической грамотности родителей , имеющих неговорящих детей.
То, что дети могут сделать вместе сегодня
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский.
Проблема современной коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми с ОВЗ на сегодняшний день является актуальной. Количество таких детей с каждым годом возрастает, учителя-логопеды ищут более эффективные методы и пути коррекционного воздействия.
К неговорящей категории относятся дети с различными задержками психоречевого развития, имеющих ранний детский аутизм, нарушение слуха интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, моторную и сенсорную алалию, дизартрию. Таких детей объединяет отсутствие мотивации в общении, неумение ориентироваться в ситуации, пространстве, сложности при нахождении контактов.
Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Уровень речи, который есть у этих детей, эмоциональные восклицания, вокализации, звукоподражания и звукокомплексы - не может служить полноценному общению.
Безречевым детям вследствие ослабленности социальной направленности свойственна недостаточность коммуникативной компетенции: несформированность потребности в коммуникативном общении, ограниченность коммуникативной интенции и направленности мимики и жестов.
Важность участия родителей в воспитании и помощи детям приходится на период раннего детства, когда ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. На этом этапе активно развиваются психомоторные функции, складываются пред посылки к овладению речью, формируется подражательная способность. Если ребенок не имеет возможности воспроизвести самостоятельную фразовую речь, то своевременная помощь специалистов и самих родителей ускорит процесс запуска речи в доступном, комфортном для конкретного ребенка случае.
Основная задача родителей - стимулировать все развивающиеся функции. Мероприятия, способствующие коррекции развития, необходимо выполнять планомерно и в определенной системе. По рекомендациям логопеда родители приобретают развивающие игры и, картинный, дидактический материал. Регулярность проводимых занятий, обеспечивает успех в коррекции. В ходе индивидуального занятия учитель-логопед может подобрать эффективные методы и приемы коррекционно-педагогической работы.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в том числе с общим недоразвитием речи, очень важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является, достижение ребенком в будущем социальной адаптации. Поэтому родителям необходимы знания в области психологии, социальной педагогики.
В рамках консультативного направления деятельности, учитель-логопед по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей осуществляет в следующих задачах:
-ознакомление с результатами обследования, диагностики;
-выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;
-формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
-ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях;
При мониторинге работы учителя-логопед важно придерживаться некоторых пунктов:
#1042;ыявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
#1048;зучение позиции родителей в процессе коррекционно-педагогической работы.
#1054;пределение степени усвоения родителями практических приемов.
#1054;пределение эффективности выбранных форм работы с родителями.
Успех коррекционного обучения неговорящих детей во многом зависит от организованного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Для родителей организовываются «Логопедические встречи –гостиные, «Дни открытых дверей». Родители принимают активное участие в планировании и организации работы, что позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы
Таким образом, консультативная деятельность учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями речи направлена на формирование коррекционно-педагогической грамотности, которая в свою очередь включает комплексную систему по формированию адекватной оценки состояния речи ребенка в данный период его развития, выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности учителя-логопеда с учащимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате. Путешествие на Банановый остров
Ход занятия: 2. Основная часть.- Ребята, нам по почте пришло письмо,Вот посмотрите, какое оно!Конверт очень большой,И, наверное, он не пустой!( В конверте - географическая карта).- Ребята, ...
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...
Деятельность учителя-логопеда по созданию развивающей предметно-пространственной среды обучения и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО и реализуемой образовательной программы
Преобразование среды развития ребёнка с ОНР. Деятельность учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО....
Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме: «Формирование навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»
Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...
«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...