Индивидуальное занятие дефектолога
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение –
детский сад компенсирующей направленности № 11 «Улыбка»
Индивидуальное занятие с ребёнком ТНР подготовительная группа
Подготовила:
Белякова М.А,
Учитель-дефектолог
группа №8
г. Краснокаменск, 2023
Технологическая карта
Индивидуальное занятие «Автоматизация звука Р в словах»
ФИО педагогов и специалистов | Белякова М.А, учитель-дефектолог |
Возрастная группа | Подготовительная группа, ТНР (6-7 лет) |
Форма организации, количество обучающихся | Индивидуальная, 1 ребёнок |
Тема мероприятия | «Автоматизация звука Р в словах, в слогах, в предложении». |
Используемые технологии | Развивающие, игровые, здоровьесберегающие. |
Тип индивидуального занятия | Закрепление |
Цель | «Автоматизация звука Р в словах, слогах, в предложении». |
Задачи | Обучающие задачи: -Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за педагогом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях. - Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, а также на уровне слога, слова. -Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. -Обучать правильному согласованию предлогов: за, над, под, около. Развивающие задачи: Воспитательные задачи: -Воспитывать самоконтроль за речью. - Воспитывать стремление говорить красиво и правильно. |
Интеграция образовательных областей | Речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие |
Оборудование и материалы | - демонстрационный: цветок с заданиями; пчелёнок; игрушки со звуком Р (в начале, середине, в конце) - раздаточный: схема для определения позиции звука; фишки синего, зелёного, красного цвета; мяч для проведения физкультминутки; буквы из кассы. |
Предварительная работа | Предварительная работа среди педагогов:
Предварительная работа:
|
Индивидуальная работа | Подготовка ребёнка к проведению индивидуального занятия. |
План мероприятия | 1. Вводная часть
2. Основная часть
3. Заключительная часть
|
Перечень видов детской деятельности и соответствующие им формы работы | Коммуникативная деятельность: общение с педагогом, беседа, речевые игры и упражнения; Игровая деятельность: игра с фасолью, игра с мелкими игрушками. Речевая активность: ответ полный на поставленный вопрос педагога. |
План НОД
Этапы деятельности | Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность ребёнка |
1. Вводная часть (дети находятся в группе) | ||
Мотивационно-побудительный: 1.1. Приветствие, организация и установление зрительного контакта. 1.2. Сюрпризный момент Д/и «Что лежит в фасоли?» | Создание проблемной ситуации -Лера, посмотри перед тобой тарелка, а внутри фасоль. Найди, что там лежит внутри. - Посмотри, к нам сегодня прилетел пчелёныш. -А как ты считаешь, почему у нас в гостях пчелёнок? А на столе лежит красивый цветок с заданиями. Ты будешь открывать каждый лепесток, а в конце мы посмотрим, что у нас получилось. | Находит в контейнере с фасолью игрушку пчелы. -Думает, предполагает. (Потому что мы беседуем о насекомых) |
2. Основная часть (ребёнок определяет, чем будем заниматься) | ||
Введение в проблемную ситуацию Д/и «Характеристика звука» | 1 лепесток. Давай нашего пчелёнка назовем каким-нибудь имененм. Я предлагаю назвать его РОМА. Назови первый звук в его имени. -Молодец, хорошо справилась с заданием. Открывай следующий лепесток. | -Определяет первый звук в слове. Даёт характеристику этому звуку по схеме. |
Д/и «Определи позицию звука». | 2 лепесток. -Как ты считаешь, что мы будем делать по этой схеме? - Наш пчелёнок очень любит играть. У него очень много друзей. Посмотри, у нас на столе лежат игрушки, нужно выбрать только те, в которых ты услышишь звук Р. И определи позицию звука (в начале, середине, конце). -Молодец! Открывай следующий лепесток. | Думает, предполагает, выполняет задание. -Выбирает игрушки, определяет позицию звука. |
Д/и «Составь схему, выложи слово?» | 3 лепесток. -Как ты считаешь, что мы здесь будем выполнять? -Верно! Нам нужно выложить схему слова, а слово это имя нашего героя- РОМА. -Сначала мы выкладываем звуковую схему, обозначая каждый звук определённым звуком, а затем ты выложишь имя с помощью букв. (Педагог проговаривает каждый звук, ребёнок даёт характеристику каждого звука). | Думает, предполагает, выполняет. -Выкладывает схему из символов, букв. |
Физкультминутка «Чистоговорки» | -4 лепесток. -А сейчас мы немного отдохнем РА-РА-РА- Рома видит комара РО-РО-РО- Рома летит в огород. РУ-РУ-РУ- Рома видит нору. РЫ-РЫ-РЫ- К Роме летят комары. -А сейчас давай потянемся на носочках, руки вверх, наклон вперёд, вниз и на место приземлись! -Какой звук мы часто встречали? | Выполняем физминутку с мячом. Взрослый произносит, ребёнок повторяет. |
Д/и «Где сидит пчела?» | 5 лепесток. -Наш пчелёнок очень любит летать. Я буду показывать где наш Рома, а ты говорить. Нужно правильно сказать, где летит Рома. Рома летит НАД цветком. Рома летит ПОД цветком. Рома летит ОКОЛО цветка. -Рома забыл звук и не помнит в каких словах встречается звук Р. Помоги ему. | Отвечает полным ответом. - При помощи прищепок прикрепляет к букве картинки, в названии которых звук Р. |
Д/и «Пожелание Розе» | 6 лепесток. -Что нарисовано в задании? -Задание заключается в пожелании Роме со звуком Р. Рома будь красивым. Рома будь радостным. Рома будь трудолюбив. | Ребёнок составляет по предложенной схеме предложения. |
3. Заключительная часть | ||
Рефлексия Д/и «О чем я дома расскажу» | -Посмотри, что нарисовано в середине? Ты большая молодец! -Тебе понравилось наша игра? -Какой звук мы с тобой отрабатывали? -Что было трудно? -Что больше всего запомнилось? | Отвечает на вопросы |
Библиография:
- Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115
- Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337
- Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86
- Хрестоматия по логопедии. В 2тт.Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.– М., 1997. С. 51 – 55
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие учитель - дефектолог Гребенкина М.В. "Путешествие с зайчиком"
Индивидуальное занятие тема: «Путешествие с зайчиком». Цель: 1. Учить задавать вопросы друг другу по образцу педагога и давать полный ответ 2. Развивать умение исключать, выд...
Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога с ребенком.
Конспект занятия с ребенком 5 лет, имеющим нарушение интеллекта, по теме Зима - знакомство с зайцем....
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного
Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....
План-конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога с ребенком раннего возраста со сложной структурой дефекта.
План-конспект занятия с Дианой Д. , 2 года, с выраженной задержкой психомоторного и речевого развития....
Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).
Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...
конспект индивидуального занятия учителя- дефектолога
План - конспект занятия учителя - дефектолога лексическая тема "Семья" с неговорящими детьми....
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...