Индивидуальное занятие дефектолога
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Белякова Марина Александровна

Автоматизация звука Р в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_individ.zanyatie.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение –

детский сад компенсирующей направленности № 11 «Улыбка»

Индивидуальное занятие с ребёнком ТНР подготовительная группа

Подготовила:

Белякова М.А,

Учитель-дефектолог

группа №8

г. Краснокаменск, 2023

Технологическая карта

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука Р в словах»

ФИО педагогов и специалистов

Белякова М.А, учитель-дефектолог

Возрастная группа

Подготовительная группа, ТНР (6-7 лет)

Форма организации, количество обучающихся

Индивидуальная, 1 ребёнок

Тема мероприятия

«Автоматизация звука Р в словах, в слогах, в предложении».

Используемые технологии

Развивающие, игровые, здоровьесберегающие.

Тип индивидуального занятия

Закрепление

Цель

«Автоматизация звука Р в словах, слогах, в предложении».

Задачи

Обучающие задачи:

-Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за педагогом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.

- Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, а также на уровне слога, слова.

-Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.

-Обучать правильному согласованию предлогов: за, над, под, около.

Развивающие задачи:
- Развивать память, внимание, речь.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

-Воспитывать самоконтроль за речью.

- Воспитывать стремление говорить красиво и правильно.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие

Оборудование и материалы

- демонстрационный: цветок с заданиями; пчелёнок; игрушки со звуком Р (в начале, середине, в конце)

- раздаточный: схема для определения позиции звука; фишки синего, зелёного, красного цвета; мяч для проведения физкультминутки; буквы из кассы.

Предварительная работа

Предварительная работа среди педагогов:

  • анализ литературы и интернет ресурса;
  • подготовка дидактических игр;
  • планирование и разработка мероприятия;
  • обсуждение организационных моментов;

Предварительная работа:

  • обсудить с ребёнком правила поведения во время занятия;
  • проведение артикуляционной гимнастики, постановка звука,
  • автоматизация звука в слогах, словах, предложениях;
  •  работа по определению позиции звука в словах,
  • Работа со схемой предложения.

Индивидуальная работа

Подготовка ребёнка к проведению индивидуального занятия.

План мероприятия

1. Вводная часть

  1. Д/и «Угадай, что внутри?»

2. Основная часть

  1. Д/и «Характеристика звука»
  2. Д/и«Определи позицию звука»»
  3. Д/и «Выложи схему слова».
  4. Физкультминутка «Чистоговорки»
  5. Д/и «Определи, где находится пчелёнок»
  6. Д/и «Найди картинки со звуком Р»
  7. Д/и «Составление предложения по схеме»

3. Заключительная часть

  1. Рефлексия Д/и «О чем я дома расскажу»

Перечень видов детской деятельности и соответствующие им формы работы

Коммуникативная деятельность: общение с педагогом, беседа, речевые игры и упражнения;

Игровая деятельность: игра с фасолью, игра с мелкими игрушками.

Речевая активность: ответ полный на поставленный вопрос педагога.

План НОД

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность ребёнка

1. Вводная часть (дети находятся в группе)

Мотивационно-побудительный:

1.1. Приветствие, организация и установление зрительного контакта.

1.2. Сюрпризный момент Д/и  «Что лежит в фасоли?»

Создание проблемной ситуации

-Лера, посмотри перед тобой тарелка, а внутри фасоль. Найди, что там лежит внутри.

- Посмотри, к нам сегодня прилетел пчелёныш.

-А как ты считаешь, почему у нас в гостях пчелёнок?

А на столе лежит красивый цветок с заданиями. Ты будешь открывать каждый лепесток, а в конце мы посмотрим, что у нас получилось.

Находит в контейнере с фасолью игрушку пчелы.

-Думает, предполагает.

(Потому что мы беседуем о насекомых)

2. Основная часть (ребёнок определяет, чем будем заниматься)

Введение в проблемную ситуацию

Д/и «Характеристика звука»

1 лепесток.

Давай нашего пчелёнка назовем каким-нибудь имененм. Я предлагаю назвать его РОМА. Назови первый звук в его имени.

-Молодец, хорошо справилась с заданием. Открывай следующий лепесток.

-Определяет первый звук в слове. Даёт характеристику этому звуку по схеме.

Д/и «Определи позицию звука».

2 лепесток.

-Как ты считаешь, что мы будем делать по этой схеме?

- Наш пчелёнок очень любит играть. У него очень много друзей. Посмотри, у нас на столе лежат игрушки, нужно выбрать только те, в которых ты услышишь звук Р. И определи позицию звука (в начале, середине, конце).

-Молодец! Открывай следующий лепесток.

Думает, предполагает, выполняет задание.

-Выбирает игрушки, определяет позицию звука.

Д/и «Составь схему, выложи слово?»

3 лепесток.

-Как ты считаешь, что мы здесь будем выполнять?

-Верно! Нам нужно выложить схему слова, а слово это имя нашего героя- РОМА.

-Сначала мы выкладываем звуковую схему, обозначая каждый звук определённым звуком, а затем ты выложишь имя с помощью букв. (Педагог проговаривает каждый звук, ребёнок даёт характеристику каждого звука).

Думает, предполагает, выполняет.

-Выкладывает схему из символов, букв.

Физкультминутка «Чистоговорки»

-4 лепесток.

-А сейчас мы немного отдохнем

РА-РА-РА- Рома видит комара

РО-РО-РО- Рома летит в огород.

РУ-РУ-РУ- Рома видит нору.

РЫ-РЫ-РЫ- К Роме летят комары.

-А сейчас давай потянемся на носочках, руки вверх, наклон вперёд, вниз и на место приземлись!

-Какой звук мы часто встречали?

Выполняем физминутку с мячом. Взрослый произносит, ребёнок повторяет.

Д/и «Где сидит пчела?»

5 лепесток.

-Наш пчелёнок очень любит летать. Я буду показывать где наш Рома, а ты говорить. Нужно правильно сказать, где летит Рома.

Рома летит НАД цветком.

Рома летит ПОД цветком.

Рома летит ОКОЛО цветка.

-Рома забыл звук и не помнит в каких словах встречается звук Р. Помоги ему.

Отвечает полным ответом.

- При помощи прищепок прикрепляет к букве картинки, в названии которых звук Р.

Д/и «Пожелание Розе»

 6 лепесток.

-Что нарисовано в задании?

-Задание заключается в пожелании Роме со звуком Р.

Рома будь красивым.

Рома будь радостным.

Рома будь трудолюбив.

Ребёнок составляет по предложенной схеме предложения.

3. Заключительная часть

Рефлексия Д/и «О чем я дома расскажу»

-Посмотри, что нарисовано в середине? Ты большая молодец!

-Тебе понравилось наша игра?

-Какой звук мы с тобой отрабатывали?

-Что было трудно?

-Что больше всего запомнилось?

Отвечает на вопросы

Библиография:

  1. Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115
  2. Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54
  3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х  частях. Часть II.  – М., 1995. С. 36 – 86
  5. Хрестоматия по логопедии. В 2тт.Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.– М., 1997. С. 51 – 55



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие учитель - дефектолог Гребенкина М.В. "Путешествие с зайчиком"

Индивидуальное занятие тема: «Путешествие с зайчиком». Цель: 1. Учить задавать вопросы друг другу по образцу педагога и давать полный ответ 2. Развивать умение исключать, выд...

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога с ребенком.

Конспект занятия с ребенком 5 лет, имеющим нарушение интеллекта, по теме Зима - знакомство с зайцем....

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....

План-конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога с ребенком раннего возраста со сложной структурой дефекта.

План-конспект занятия с Дианой Д. , 2 года, с  выраженной задержкой психомоторного и речевого развития....

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...

конспект индивидуального занятия учителя- дефектолога

План - конспект занятия учителя - дефектолога лексическая тема "Семья" с неговорящими детьми....

Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)

Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...