Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционная артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии
Основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. В материале представлены виды нетрадиционной артикуляционной гимнастики; с трубочками, сушками, ложками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нетрадиционная артикуляционная гимнастика | 25.99 КБ |
prilozhenie_14_vkusnaya_artikulyatsionnaya_gimnastika_opisanie_uprazhneniy.docx | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики»
Автор: Гагарина С.Ю. дата проведения 11.12.2023 г
Организация; МАДОУ № 7 « Огонек» СГО
Любой из нас пришел на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всем при этом
Должны мы научиться говорить…
Основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Гимнастика осуществляется в определённой последовательности: вначале вырабатываются более простые движения органов речи; когда ребёнок их осваивает, переходят к более сложным.
Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.
Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики:
«Держи крепче». Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.
Артикуляционная гимнастика с соломкой
«Трубочка». Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.
«Хоботок». Ребенку предлагается удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.
«Лопатка», «Ложка на тарелке». Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее.
«Качели». Удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.
Артикуляционная гимнастика с сушкой
«Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.
«Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.
«Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).
«Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребёнка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом.
«Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.
«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.
«Сладкий футбол». Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.
«Сладкая зарядка». Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом
«Змейка». Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).
«Хоботок». Сжимать чупа-чупс губами и удержать 5-10 секунд.
«Чашечка». Просим ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
«Грибок». Просим ребенка поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом язык «грибок» к небу.
«Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.
«Заведи мотор». Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.
Артикуляционная гимнастика с вареньем.
«Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).
«Стрелочки». Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.
«Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.
«Киска». Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать варенье кончиком языка.
Облизывать варенье, сгущенку с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.
«Красивое печенье». Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
«Кто дальше?», «Попади в блюдце». Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д.
«Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.
«Кусачки». Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.
«Зубная фея». Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки». «Жевательная резинка». Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. «Жевательная конфета». Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, отрабатывается произвольный подъём языка вверх.
«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
Упражнения с крупной бусинкой
Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.
1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно).
3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".
5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.
6. Поймать бусинку губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной.
Выполнение артикуляционных комплексов под музыку способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах. Музыка, подобранная к артикуляционным комплексам, должна быть знакома детям, иметь простую ритмическую структуру. Хорошо подходят детские песни из мультфильмов. Музыка способствует изменению эмоционального состояния человека. Весёлая песня повышает активность и увеличивает амплитуду движений, грустная – делает движения плавными, мягкими и пластичными.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой.
Комплекс упражнений биоэнергопластики.
«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.
Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И т.д.
«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.
«Иголочка»- узкий напряженный язык высунут вперед.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак.
«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
«Часики»- движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо –влево
«Качели»-движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – «качели» вверх.
Круговые движения языком. Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.
«Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.
«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.
«Чашечка»-широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.
Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх
«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка.
Постукивание ладошкой по столу.
Артикуляционные сказки.
Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Сказка о Веселом Язычке
Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Смыкаем и размыкаем зубы). Зубами! Нижние зубы -крылечко, а верхние зубы - дверка.
Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Показываем несколько раз широкий язык и прячем его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и". Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у". Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.
Вот и сказке конец.
Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.
Литература:
1. Азаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И. Азаренко. - М.: Айрис-пресс, 2015.
2. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р.Г. Бушлякова. - М.: Детство-Пресс, 2011.
4. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013.
5. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2014.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.
7. Куликовская Т.В. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна Анатольевна. - М.: ГНОМ и Д, 2016.
8. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2009.
9. Петров Н. Н. Гимнастика для ленивых. Делаем с удовольствием / Н.Н. Петров. - М.: Феникс, 2017.
10. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. - М.: Каро, 2009.
11. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н.В. Рыжова. - М.: Сфера, 2017.
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ | |
Трубочка губами
| |
Удержи конфетку Удерживать леденец губами, сжимая их | |
Усы под носом Делаем усы, удерживая соломинку между губами и носом. | |
Акробат с соломкой. Языком прижать к верхним зубам соломку. | |
Горка. Соломку положить под язык, а язык, находясь над соломкой, упирается в нижние зубы | |
Догони и оближи. Облизывать чупа-чупс, когда он находится сбоку, сверху, снизу. | |
Ложка на тарелке. Положить палочку на широкий распластанный язык и удерживать ее. | |
Накажем язычок. Широкий язык положить на нижнюю губу. Слегка пошлёпать его леденцом, плоской конфетой на палочке | |
Столбик. Соломинку нужно удержать в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком | |
Счёты Надеть баранки на соломку и передвигать их языком | |
Трубочка языком. Положить палочку на середину языка и поднять его боковые края | |
Турник. Палочку прижать к верхним зубам. Язык, опираясь на палочку, достаёт до нёба. | |
Усы над губой. Удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка | |
Шарик в чашечке Удержать витаминку или шарик-конфетку в языке, как в чашке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"
Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....
Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"
Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....
Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике
Упражнения артикуляционной гимнастики, способствующие развития органов артикуляционного аппарата....
Мастер-класс для педагогов " Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по формированию правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики. Цель- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовате...
мастер-класс для воспитателей ""Секреты артикуляционной гимнастики"
мастер-класс состоит из теоретической и практической части....
Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....
Мастер-класс "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"
Мастер-класс логопеда для родителей...