Мастер-класс для педагогов " Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ"
консультация по логопедии на тему

Гадалова Ольга Юрьевна

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по формированию правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики. Цель- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики

План-конспект

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

-обучение управлению органами артикуляции;

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование: зеркала, артикуляционные карточки, сюжетные картинки к артикуляционным упражнениям,  Божья коровка, Солнышко, пупс Малыш, развивающие игрушки: Бегемот, Бабочка.

Раздаточный материал: сюрпризные  открытки (божьи коровки, бабочки; кошки).

Ход мастер-класса:

Вводная часть (5 мин) знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

Основная часть(1ч10мин)

1 часть: проведение артикуляционной гимнастики  с детьми разного возраста (младший,  средний, старший);

2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.

Заключительная часть (15 мин): самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью тестирования по теме мастер-класса.

Цель мастер-класса:

  • — повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
  • — формирование знаний по применению артикуляционной  гимнастики на практике;
  • — совершенствование  практических навыков профессиональной деятельности.

Задачи:

  • -обучение управлению органами артикуляции;
  • -развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
  • -воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Ход мастер-класса:

Вводная часть: знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

Основная часть:

1 часть: проведение артикуляционной гимнастики  с детьми дошкольного возраста (младший,  средний, старший);

2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.

Заключительная часть: обмен мнениями присутствующих.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью тестирования по теме мастер-класса.

Часть первая: Адаптированные сказки

Автор использует сказки С. Кремневой, А. Константиновой и А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Малыш

(для детей младшего дошкольного возраста)

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он  у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка.  Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите  за нижними зубами (влево, вправо).

Месим тесто: А теперь  блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

Блинчики: А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

Сердитая кошка: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы  умненькие и старательные. Молодцы!

Бабочка и бегемот

(для детей среднего дошкольного возраста)

Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.

Бегемот: Откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это? ...» (зоопарк)

И стали бабочка  и бегемот дружить. Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к  нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка: Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя...

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка — мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье  — вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

Трудолюбивая божья коровка

(для детей старшего дошкольного возраста)

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте откроем первую страницу.

 Маляр  Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.

Лошадка Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза).

А вот и пятнышко появилось.

 Следующую страницу …

Грибок Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.

Дятел  Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»

Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Сейчас  она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот  поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…

Часть вторая

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Часть вторая

Методические рекомендации воспитателям

по проведению артикуляционной гимнастики

Хорошая речь — яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: — речевой слух, — речевое внимание, — речевое дыхание, — голосовой и речевой аппарат.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные  на удержание определенного  положения губ, языка:  чашечка, трубочка... и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели... — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений — вырабатывают основные  движения и положения ОАА,

2  группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа  упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных  движений:  подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнений на развитие основных движений, в средних — на  их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших — для сонорных звуков.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5−10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6−8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Бублик).

Организация работы

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. Не следует предлагать детям более 2−3 упражнений за раз — разбиваем комплекс  на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических и 2−3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10−15  раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба...)

Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Тестирование по теме:

«Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»

1. Артикуляционная гимнастика — это

а) гимнастика любых мышц языка;

б) совокупность движений языка и губ;

в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

2.Цель артикуляционной гимнастики:

а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.

3.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:

а) лёжа;

б) стоя;

в) сидя.

4. Статические упражнения направлены:

а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5−10 секунд.

б) на координацию движений органов артикуляции.

5.Динамические упражнения направлены

а) на увеличение силы голоса;

б) на подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

6.Каждое артикуляционное упражнение на начальном этапе работы необходимо повторять:

а) 2−3 раза;

б) 10−15 раз;

в)  1 раз.

7. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать:

а) подробно;

б) поэтапно;

в) конкретно.

Организация проведения артикуляционной гимнастики. — Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки — шпатели, ложка, шарики)

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? — сластена Карлсон, который любит варенье.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение —

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит  ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы — драже, вода, биоэнергопластика — сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка — это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

В своей работе использую пособия:

Во время автоматизации звуков использую  артикуляционную раскраску, разработанную Матыкиной И. А., логопедом  д/с города Владимира — «Нескучные артикуляционные упражнения», где вместе с отрабатыванием необходимых движений дети развивают мелкую моторику, внимание, мышление... А также «артикуляционную гимнастику. Тру-ля-ля», «гимнастика со смешариками», пособие Е. С. Анищенковой «арт. гимнастика для развития речи дошкольников», пособие Т. А. Куликовской «арт. гимн. В стихах, и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой.

http://24.kropds.ru/wp-content/themes/natureblog/images/folder.png Опубликовано в рубрике Методическая копилка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Артикуляционная гимнастика в работе педагога"

В презентации описано:Что такое артикуляционная гимнастикаКак выполнять артикуляционную гимнастикуОсновные упражнения артикуляционной гимнастики...

презентация"Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя -логопеда"

Методическая разработка "Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя - логопеда" представляет собой  презентацию - теоретическое руководство к действию уч...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

Мастер-класс для педагогов "Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками".

Мастер-класс для педагогов "Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками"....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика, как один из основных методов овладением речи у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ  «Артикуляционная гимнастика, как один из основных методов овладением речи у дошкольников».Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и ...

Мастер – класс для педагогов «Применение кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер – класса: познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционная артикуляционная гимнастика"

Основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, ...