Синквейн, Скрайбинг и Друдлы. Современные методы и технологии развития речи у дошкольников.
консультация по логопедии
Основными задачами развития речи, согласно ФГОС, а теперь и Федеральной образовательной программы были и остаются - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи на протяжении всего дошкольного возраста.
То есть, как мы с вами видим, задачи остаются прежними, и мы можем осуществлять их решение как проверенными традиционными методами, так и с помощью инновационных технологий.
Все мы знакомы с традиционными методами развития речи, эти методы мы активно используем в своей работе. Поэтому представляю вашему вниманию некоторые виды современных технологий и приемов речевого развития, такие как Синквейн, Скрайбинг и Друдлы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование современных методов и технологий в развитии речи дошкольников | 2.8 МБ |
Описание к презентации. | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Использование современных методов и технологий в развитии речи дошкольников
Слайд 2
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Речь - неотъемлемая часть социального взаимодействия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Большую часть времени, когда мы с вами бодрствуем, мы посвящаем говорению, слушанию, чтению или письму – то есть четырем основным видам речевой деятельности.
Основными задачами развития речи, согласно ФГОС, а теперь и Федеральной образовательной программы были и остаются - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи на протяжении всего дошкольного возраста.
То есть, как мы с вами видим, задачи остаются прежними, и мы можем осуществлять их решение как проверенными традиционными методами, озвученными ранее, так и с помощью инновационных технологий.
Слайд 3
Все мы знакомы с традиционными методами развития речи, большинство из них уже были перечислены, эти методы мы активно используем в своей работе. Поэтому сегодня мы обсудим некоторые виды современных технологий и приемов речевого развития, такие как Синквейн, Скрайбинг, Друдлы.
Слайд 4
Немного теории. Синквейн – в переводе с французского означает стихотворение из 5 строк. Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хайку. В русской литературе заинтересовались построением синквейнов ближе к концу 20 века. А в последние годы синквейн как метод обучения стал широко применяться в образовательном процессе.
Итак, синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Слайд 5
Целью методики синквейн является развитие у детей навыков обобщения, систематизации и вычленения главной мысли.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Слайд 6
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Слайд 7
Синквейн Елочка
Слайд 8
Синквейн Апельсин (практическое задание)
Слайд 9
Синквейн - герои сказки «Заюшкина избушка» (практическое задание)
Слайд 10
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Слайд 11
Скрайбинг - это процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом,во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал. Другими словами, скрайбинг - это изображение рисунков, превращение идей в визуальные образы. Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются разные органы чувств: слух и зрение, включается воображение что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Оказывается, таким образом можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.
Слайд 12
Скрайбинг рисованный. Параллельно с текстом рисуются картинки, схемы, записываются ключевые слова.
Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы.
Слайд 13
Как это выглядит на практике? Рассмотрим вариант рисованного скрайбинга.
Представьте, что вы никогда прежде не слышали стихотворения Агнии Барто «Наша Таня громко плачет». У вас есть лист бумаги, фломастер или карандаш. Вам прочли стихотворение, и вы делали зарисовки, визуализирующие то, что вы слышите. Что получилось?
Слайд 14 Наша Таня Слайд 15 Громко плачет Слайд 16 Уронила в речку мячик Слайд 17 Тиша, Танечка, не плачь. Слайд 18 Не утонет в речке мяч.
Изобразив на бумаге, мы закрепили в своей памяти полученную на слух информацию и, соответственно, нам будет проще ее воспроизвести в случае необходимости.
Слайд 19
Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Создание скрайбинга «Елочка» (выполняется педагогами)
Конечно поначалу ребенку, возможно, будет сложно выделить основные моменты текста, так сказать «поделить его на кадры», поэтому первые скрайбинги можно создавать совместно с детьми. Постепенно ребенок научится делать визуальную опору для своего рассказа самостоятельно.
Слайд 20
Друдлы (в переводе с английского – каракули, загадки) стали известны в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну. Изначально они носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование.
Слайд 21
Суть техники друдлы заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Это линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Надо угадать: «На что похоже?». Предполагается масса ответов и можно посчитать правильным самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Но на самом деле – правильного ответа нет. Предлагая варианты, ребенок учиться выражать свои мысли. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
Слайд 22
На что похоже? (практическое задание)
Слайд 23
Каким же образом мы можем использовать друдлы в работе с детьми.
Этапы работы с друдлами
• Знакомство детей с технологией.
• Развитие воображения и речи игра «На что похожа куракуля, рисунок?»
• Игровые задания постепенно усложняются. Игра «Дорисуй». Теперь детям предлагается не просто описывать готовые друдлы, а дорисовывать и оговаривать самим.
• Создание рассказа по получившимся картинкам (дорисованным) друдлам
• Игра «Создай свой друдл». На данном этапе ребенку предлагается самостоятельно нарисовать друдл (игра «Придумай и нарисуй друдл»), придумать название, никому при этом не сообщая.
Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это придумывание и превращения во что-либо геометрических фигур. И, опять же, нужно придумать как можно больше вариантов.
Далее можно взять 2-3 геометрические фигуры, стоящие рядом. Эта игра также прекрасно развивает наглядно-образное мышление и воображение.
Слайд 23
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг обрабатывать и анализировать массу информации, чтобы соотнести то, что видит человек на картинке, со знакомым образом. В итоге друдлы способствуют формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, умению подходить ко всему креативно, что очень актуально для нашего времени! Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация, презентация опыта работы "Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи"
Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи....
Особенности современных методов работы для развития речи дошкольников
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, связно, ...
Доклад "Современные методы и технологии в познавательной деятельности дошкольников" (из опыта работы)
В докладе представлена работа педагога в области познавательного развития дошкольников. Внедряя инновационную Программу "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (...
Консультация для родителей "Синквейн – новая технология развития речи старших дошкольников"
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.Синквейн с французского яз...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Современные методы и приёмы развития речи дошкольников»
Повестка собрания: сообщение "Значение речи в жизни людей", доклад "Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников", речевые игры с родителями....
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ
В статье речь идет о современных педагогических технологиях для воспитания и обучения детей дошкольного возраста....
Современные технологии развития речи старших дошкольников.
Статья о развитии речи дошкольников, современные методы развития....