Доклад "Современные методы и технологии в познавательной деятельности дошкольников" (из опыта работы)
материал
В докладе представлена работа педагога в области познавательного развития дошкольников. Внедряя инновационную Программу "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (издание - 6) происходит переход на событийный формат образовательной деятельности.Образовательное событие дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Решение проблемных ситуаций помогает развитию познавательных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru_evlanovoy_i.yu_.2020.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Современные методы и технологии в познавательной деятельности дошкольников»
Подготовила: воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ д/с №5 «Радуга» И.Ю.Евланова
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию презентацию на тему: « Современные методы и технологии в познавательной деятельности дошкольников», опираясь на личный опыт. (Слайд1)
Для успешного развития у детей любознательности, познавательного интереса и познавательных способностей мною создана предметно – развивающая среда, соответствующая возрасту детей. На слайде представлены некоторые центры развития детей: центр патриотического воспитания, центр экспериментирования, центр безопасного поведения на дорогах и многие другие. (Слайд2)
Для более глубокого знакомства с живой и неживой природой
в нашем дошкольном учреждении создана экологическая тропа, которая включает в себя различные точки: сельский дворик, вишневый сад с ульями для пчел, альпийская горка, цветник, планеты Солнечной системы, метеостанция, искусственный пруд с рептилиями, зеленая аптека и многое другое. Экологическая тропа помогает дошкольникам знакомиться с миром природы, изучать растения нашей местности, знакомиться с животными Тамбовской области, занесенные в красную книгу. Дети с удовольствием наблюдают за изменениями погоды, мною проводились занятия по познавательному развитию детей по изучению планет Солнечной системы и практическая работа по определению температуры воздуха на мини – метеостанции. (Слайд 3).
Мы знаем, что в область познавательного развития входит работа по патриотическому воспитанию дошкольников. В моей работе совместно с родителями был создан мини – музей «Русская изба». Дети рассматривали экспонаты старины, знакомились с бытом наших предков. (Слайд 4)
Для изучения тех или иных тем по знакомству с окружающем миром помогали, собранные детьми коллекции ( камней, ракушек и др.)
На протяжении многих лет вела кружки по экспериментальной деятельности детей ( «Юные исследователи» и «Знатоки природы»). (Слайд 5)
В нашем дошкольном учреждении систематически проводятся социальные акции «Чистый дворик», «Посади дерево», «Каждому скворцу – по дворцу» и др. (Слайд 6)
В своей деятельности использую компьютерные технологии: демонстрирую презентации, прослушиваю аудиозаписи из серии «Голоса природы» (Слайд 7), пользуюсь дидактическим материалом из сети интернет. В период пандемии работала по разработке и осуществлению проекта по экологическому воспитанию с детьми и родителями, используя различные мессенжеры.
До пандемии вела активное сотрудничество с социумом. (Слайд 8)
Для развития познавательной активности дошкольников использовала проектную деятельность. Дети вместе с родителями выполняли мини – проекты, например «Лекарственные растения» (Сведения о растениях, стихи, загадки, песни, пословицы). (Слайд 9)
В своей деятельности использую «говорящие стены», где дети черпают полезную и познавательную информацию. (Слайд 10)
В старшем дошкольном возрасте мы совершали экскурсии на берег реки Савала (Слайд 11)
Для более глубокого изучения математики и подготовке воспитанников к школе веду кружок «Математические шаги». (Слайд 12)
Большую роль в познавательном развитии детей играет взаимодействие с родителями: проведение совместных праздников, досугов. (Слайд 13)
Сегодня, более подробнее хочу остановиться на инновационной технологии - образовательное событие. (Слайд 14)
Введение в действие образовательных стандартов в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, им нужны совершенно особые уникальные условия. Одним из развивающих и в тоже время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие. Образовательное событие является инновационной технологией работы с детьми. Это одна из форм организации жизни детей в ДОУ. В основе образовательного события лежит игра – развивающая, протяженная во времени и пространстве, с множеством связанных между собой сюжетов. Благодаря образовательному событию у детей есть возможность высказаться, принимать решения, планировать свою жизнь в группе, познавать окружающий мир, приобретать разнообразные умения и навыки.
Внедряя инновационную Программу «От рождения до школы» Н,Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой издание- 6 в нашем дошкольном учреждении, в ежедневном планировании воспитателей появилась графа образовательное событие.
Образовательное событие может быть запланировано и спровоцировано педагогом, а может возникнуть по инициативе детей.
Вот пример из моей педагогической практики: на прогулке ребенок сосредоточенно с куста обрывает листочки. Желтые отрываются мгновенно, чтобы оторвать зеленые, ребенку необходимо приложить усилия. На мой взгляд, это неэкологичное поведение. Но ребенок так увлечен, что не слышит обращенного к нему замечания. Он переходит к другому кусту, находит желтый лист, легко щелкает по нему. Поднимает упавший лист и смотрит на черешок. Трудно сказать, какой вывод сделал ребенок. Но затем он начинает обрывать листы избирательно – только желтые. Возможно дошкольник и раньше слышал мой рассказ о том, что листья осенью желтеют и опадают. Но собственное исследование стало осмысленным именно сейчас, потому что базировалось на собственном интересе, а не было запланировано воспитателем на занятии.
Приведу пример образовательного события, спровоцированного воспитателем. Ребенок принес в детский сад энциклопедию про динозавров. Книга увлекла ребят группы. Чтоб не пропал интерес к этой теме, я сказала, что ученые доказали существование динозавров в нашей местности несколько миллионов лет назад. Предварительно закапала косточку на участке детского сада. Дети вспомнили мой рассказ и начали раскопки, и нашли кость. После бурного обсуждения её происхождения дети пришли к выводу, что кость принадлежит динозавру. Тем самым я поддержала познавательный интерес дошкольников к изучению динозавров. Дети с удовольствием смотрели плакаты с вымершими животными, изготовили из пластилина след лапы динозавра и сравнили со своими следами.
Совместно с детьми мы готовим событийные праздники – концерты, спектакли. В основе лежат те умения, которые дети могут и хотят продемонстрировать. Даже самое простое желание ребенка прочитать стихотворение требует совместного обсуждения ( где ты встанешь, в чем ты будешь одет, будешь ли ты читать в тишине или тебе потребуется музыкальное сопровождение; может быть надо приглушить свет и т. д.).
Подготовка к спектаклям, концертам - знакомство со многими профессиями: декоратор, костюмер, художник, солист и др. Создается проблемная ситуация: где взять, чем заменить; как сделать, чтобы было похоже.
В детском саду используются игровые досуги и квесты. Досуг строится в форме повторения всех этапов образовательного события: дети рассказывают герою, как они решили проблему, а герой предлагает им игровые задания, связанные с его историей.
Квест – это приключение. В нем присутствует элемент новизны и неожиданности. Используется все пространство детского сада, даже самые неожиданные ( безопасные) места, в которые раньше детям доступа не было. Особую остроту квесту придает доверие к детям и разрешение путешествовать в поисках заданий самостоятельно. В квестах участвуют дети старшего дошкольного возраста.
На слайде запечатлено образовательное событие «Где прячутся семена?»
(К детям обращается Вовка Морковкин. Он недавно узнал, что можно развести огород у себя дома и лакомиться свежими овощами. Он накупил в магазине разных овощей: перец, огурец, помидор и привязал их веревочкой к своему любимому фикусу. Но ничего не получилось. Что делать? Рассматривались следующие образовательные ситуации:
-практическая работа по поиску семян
-выяснение условий жизни растений
-проращивание семян, посадка, отслеживание роста растений.
По окончании образовательного события появилась коллекция семян, мини – огород, поделки из семян.
Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса.
Решение проблемных ситуаций помогает развитию познавательных способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).
Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...
Эффективные изобразительные технологии художественно-эстетическом развитии дошкольника из опыта работы.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе (созданных самостоятельно)...
Использование сказки для познавательного развития дошкольников. (Из опыта работы)
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с р...
«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» из опыта работы
Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, кото...
Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"
Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придер...