Особенности современных методов работы для развития речи дошкольников
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Большинство детей не могут согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Как правило, у таких детей плохая память, рассеянное внимание, многие страдают несовершенством логического мышления.
Если у детей есть трудности в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Использование опорных рисунков (картинок, схем) увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.
Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный овощ и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки овоща выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…
Мы в своей работе используем методики Т. А Ткаченко. Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств. В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольникам предлагаются графические планы – схемы, которые разрабатывались, уточнялись и применялись автором на практике с 1983 года.
Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов. Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.
В этих схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.
Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями, доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 460.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. •В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. •Речь –это инструмент развития высших отделов психики. •С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. •Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. •Главной задачей развития связной речи ребенка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация, презентация опыта работы "Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи"
Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи....
Консультация "Современные формы работы по развитию речи дошкольников"
Цель данной консультации оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности....
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников.
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников....
«Направления и методы работы по развитию речи дошкольников»
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любо...
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников.
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников....
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Современные методы и приёмы развития речи дошкольников»
Повестка собрания: сообщение "Значение речи в жизни людей", доклад "Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников", речевые игры с родителями....